В правительстве Украины обсуждается проект постановления о введении 30% утилизационного сбора на импортируемые из России автомобили. Такая мера будет являться ответом на вступившее в силу с 1 сентября 2012 года постановление российского правительства № 870 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств». В соответствии с ним колесные транспортные средства, ввозимые в Россию или произведенные в России подлежат обложению утилизационным сбором. При этом изготовители, являющиеся юридическими лицами, зарегистрированными на территории России, освобождаются от уплаты этого сбора, если они примут на себя обязательство обеспечить последующую утилизацию пришедшего в негодность автомобиля.
Введение утилизационного сбора Россией вызвало бурную дискуссию в российских и зарубежных СМИ о соответствии этой меры правилам ВТО. С одной стороны, сбор распространяется на автомобили, производимые как за рубежом, так и в России. Кроме того, аналогичный сбор вводился в других странах-членах организации, но какая-либо практика признания его не соответствующим праву ВТО отсутствует. С другой стороны, правительство, устанавливая сбор, предоставило определенные преимущества юридическим лицам, зарегистрированным по российскому праву, что может быть расценено как дискриминация иностранных производителей. Во внимание может быть принято и то, что сбор был введен спустя несколько дней после вступления России в ВТО, что может косвенно свидетельствовать о его цели: не допустить снижения цены на ввозимые иностранные автомобили в связи с сокращением импортных пошлин, оговоренным на переговорах о вступлении России в ВТО.
Но все же российский сбор распространяется не только на украинские автомобили, но на любые колесные средства, производимые как в России, так и за рубежом. А вот планы украинских чиновников касаются только импорта из России. Это прямо противоречит принятым Украиной обязательствам при ее вступлении в организацию (Украина является членов ВТО с 16 мая 2008 года, Россия с 22 августа 2012 года). Такая ответная мера противоречила бы сразу двум основным принципам, закрепленным Марракешским соглашением об учреждении ВТО и приложениям к нему. Во-первых, это нарушало бы принцип либерализации торговли, означающий устранение любых барьеров в торговле. Во-вторых, такая мера прямо противоречила бы принципу недискриминации, то есть установлению национального правового режима для иностранных производителей товаров и услуг.
Если правительство Украины полагает, что введение утилизационного сбора Россией противоречит праву ВТО, то в этом случае оно должно руководствоваться процедурой, предусмотренной одним из актов организации: Договоренностями о правилах и процедурах разрешения споров. В соответствии с этим актом Украина должна направить России уведомление о наличии спора и начать процедуру консультаций путем двусторонних дипломатических переговоров. И только если консультации не приведут к какому-либо результату, Украина сможет потребовать сформировать орган по разрешению спора для устранения возникших противоречий. Если в ходе разбирательства нарушение права ВТО со стороны России будет установлено, то это может привести к выдаче России предписания об отмене принятой меры. Санкцией за невыполнение этого предписания может стать разрешение Украине приостановить действие уступок и обязательств в отношении России.
В случае, если указанная процедура соблюдена не будет, и Украина введет утилизационный сбор в одностороннем порядке, российские автопроизводители, пострадавшие от этой меры, смогут обратиться в правительство с просьбой о возбуждении процедуры в рамках ВТО и подаче уведомления Украине о наличии спора. Единственной практической трудностью в данной ситуации будет то, что описанный выше алгоритм разрешения спора в рамках ВТО потребует квалифицированного юридического сопровождения, в то время как на российском рынке необходимой компетенцией обладают лишь несколько отечественных юридических фирм.