К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Чему учит Россию чемпионат на Украине

фото Fotobank / Getty Images
фото Fotobank / Getty Images
Организовать спортивное событие вроде Евро-2012 не так уж сложно и дорого – если тратить деньги не на супер-скоростные поезда и распил-откат, а на то, что действительно необходимо болельщикам

На днях столкнулся на Подоле с дюжиной, не меньше, шведов, груженных шестилитровыми банками питьевой воды. В бивуаке на Трухановом острове, разбитом для болельщиков сборной Швеции украинской принимающей стороной (по €15 с носа в сутки), с водой напряженка; первые пятьсот шведов поселили в совсем неготовый кемпинг, в котором не хватало туалетов и душевых кабинок. «Но специфика шведов такая, мы говорим: да ладно, нас здесь тысячи человек, дайте нам инструменты, мы все починим», — сказал предводитель болельщиков Ола Шьостед.

Викинги не хнычут. Ничего особенно хорошего они от Украины не ожидали. Слышали, например, что тут всеобщая дремучесть и расизм (каких-то пять лет назад тренер сборной Украины Олег Блохин возражал против притока чернокожих игроков в местную лигу на том основании, что они «недавно слезли с дерева»). Но — возможно, в силу исключительной природной белизны — шведы с расизмом пока не столкнулись. Им нравится Киев: погода тут отличная, а öl, называемый тут словом «пыво», льется рекой.

Организаторам сочинской Олимпиады и Чемпионата мира по футболу-2018 можно расслабиться. Уж сколько стенаний было по поводу того, что Украина плохо готова к Евро-2012, что не по зубам такое масштабное мероприятие бедной, управляемой вороватыми чиновниками стране, — а подготовились на самом деле «с запасом». Можно было и поспокойнее.

 

Киевский аэропорт Борисполь в прошлом году был способен принять 8 млн пассажиров. После достройки, приуроченной к Евро, его пропускная способность возросла до 23 млн. Столько пассажиров здесь не будет, наверное, никогда: примерно такой поток обслужил в 2011 году второй парижский аэропорт, Орли или московское Домодедово; с таким показателем Борисполь оказался бы на 12-м месте в Европе, выше Шереметьева, стокгольмского, брюссельского, пражского аэропортов. Не подверженные гигантомании поляки нарастили пропускную способность варшавских воздушных ворот только с 9,3 млн до 12 млн пассажиров.

Та же история с гостиницами. В Харькове, например, к Евро построили 28 новых и еще 10 отремонтировали. Теперь некоторые из них загружены только на 50%, хотя в городе уже начались игры. В преддверии чемпионата много писали о взвинченных до небес ценах на дрянные, в сущности, гостиницы и квартиры. И хотя это отчасти правда, особенно во Львове и Донецке, в том же Харькове цены поднять смогли далеко не все: рынок насыщен. В Киеве к чемпионату открыли три пятизвездных и четыре четырехзвездных отеля. Уютный некурортный город отлично обходился без них раньше, и едва ли они будут хорошо заполняться в ближайшем будущем.

 

К чемпионату между крупными украинскими городами пустили скоростные поезда производства Hyundai. Я прокатился на одном таком во Львов; в нем был WiFi, но без выхода в интернет: провайдера найти не успели. В нем был кофе, но его невозможно было донести из вагона-ресторана не расплескав: высокотехнологичный поезд трясло и заваливало на непродвинутых украинских рельсах, хотя шел он не быстрее обычного скорого. В подлокотниках кресел имелись разъемы для наушников, но сами наушники не раздавали за отсутствием развлекательной программы. Стартовал Hyundai с десятой попытки: он трогался и тут же, дергаясь, останавливался, электричество отключалось и включалось вновь. Даже когда все это починят, толку от суперпоездов будет мало: если сейчас кто-то из любопытства убивает половину светового дня на поездку в сидячем вагоне по цене СВ, то в обычной жизни большинство все же предпочтет чуть более медленный ночной поезд.

Многого из того, что делали здесь в рамках подготовки к Евро, можно было не делать. Если, конечно, целью была именно подготовка, а не обычный в наших широтах распил-откат. Ведь никто из приехавших сюда болельщиков не ждал, что увидит Сингапур или Цюрих. Кстати, ожидания швейцарцев, надеявшихся неплохо заработать на предыдущем чемпионате в 2008 году, не оправдались из-за такого неподвластного им фактора, как плохая погода. Некоторые торговцы и рестораторы, заплатившие немалые деньги за право работать в фан-зонах, потом грозили городским властям судами: остались без прибыли. И гостиниц в Швейцарии тоже не хватало.

Невозможно обмануть туристов, показав им специально построенный за несколько лет рай; надо считать их полными идиотами, чтобы предполагать, что они, потрясенные увиденным великолепием, вернутся в Донецк (где к Евро церковь, оказавшаяся в счастливом соседстве со стадионом, обрела золоченые водосточные трубы) или расскажут всем друзьям о неизвестном доселе оазисе где-то на полпути между Москвой и Варшавой. Никому не нужна потемкинская деревня вроде Сити-Чесс, построенного под Элистой Кирсаном Илюмжиновым.

 

Но дело даже не в этом. Футбольный болельщик — никакой на самом деле не турист. Человек, готовый ехать через пол-Европы на футбол, неприхотлив и прагматичен. Ему нужны три базовые вещи: хорошие стадионы (и фан-зоны с большими экранами), солнце (не слишком жаркое) и много пива. Все эти три составляющие Украина предоставила. С солнцем и пивом здесь всегда все более или менее в порядке. В стадионы пришлось вложиться примерно на $1 млрд, и вложения эти как раз были не лишними: болельщики здешние арены хвалят. Фан-зоны тоже получились хорошие, не хуже, чем на предыдущих чемпионатах. Смотреть игры в них вполне комфортно. Когда болельщики вернутся на родину, они продолжат разговаривать друг с другом про футбол. Вспоминать хорошие игры и плохие, победы и поражения. А не гостиницы и дороги.

Дороги — их и без чемпионатов ремонтировать надо. И лучше для своих, а не для туристов.

А для России украинский опыт означает на самом деле одно: организовать большие спортивные события на приемлемом для потребителей, то есть болельщиков, уровне по силам практически любой стране, у которой есть деньги на хорошие спортивные сооружения. И у нас получится. Гораздо сложнее обойтись без излишеств, вызванных, с одной стороны, избыточным провинциальным почтением к иностранцам и «заботой об имидже страны», а с другой стороны — неутолимой алчностью откатчиков и распиловщиков.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+