К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Россия в ВТО. Новые обязательства

фото ИТАР-ТАСС
фото ИТАР-ТАСС
Документы, подписанные при вступлении во Всемирную торговую организацию, затрагивают более 100 секторов экономики. К сожалению, уровень их проработки оставляет желать лучшего

В серии статей на Forbes.ru адвокаты юридической фирмы «Муранов, Черняков и партнеры» рассказывают про правовые последствия вступления России в ВТО для отдельных рынков и секторов экономики.

Процесс присоединения России к ВТО вступил в завершающую стадию. 11 ноября 2011 года Министерство экономического развития РФ (МЭР РФ) сообщило, что переговоры завершены. Предполагается, что Россия должна ратифицировать Протокол о присоединении к ВТО до конца июля 2012 года.

Вступление России в ВТО — давно ожидаемое и обсуждаемое событие. Это решение, несомненно, постепенно изменит правила игры и ситуацию на многих товарных и финансовых рынках России, а также рынках услуг. Однако несмотря на почти пятнадцать лет сложных переговоров об условиях присоединения к ВТО и повышенное внимание СМИ к данной теме в течение последних месяцев, бизнес и общество, кажется, не до конца понимают масштаб предстоящих изменений.

 

Отчасти причиной тому недостаток информации: переговоры по вступлению России в ВТО протекали в закрытом режиме — такую политику избрало Министерство экономического развития РФ (МЭР), отвечающее за итоги переговоров. Выразилась она в распространении только общей информации о ВТО и в отказе от проведения детальных консультаций со многими российскими производителями товаров и поставщиками услуг. Кроме того, МЭР не снабдило доступными для бизнеса пояснениями сведения об обязательствах России в сфере оказания услуг. В результате ни представители бизнеса, ни депутаты парламента, которым предстоит ратифицировать соглашения, до сих пор четко не представляют себе объем принятых страной обязательств.

Мы уже несколько лет изучаем вопрос с точки зрения изменений в регулировании рынка юридических услуг в России и нашли много несуразностей в документах, согласованных МЭР в ходе переговоров по вступлению в ВТО. Иногда приходилось натыкаться и на грубость в ответ на запросы в адрес министерства. Сотрудник Департамента торговых переговоров МЭР в своей резолюции на один из наших запросов написал: «Ответить по-хамски».

 

Так что я был не сильно удивлен низким до неприличия уровнем проработки обязательств в отношении сферы юридических услуг (что само по себе парадоксально, хотя для России и не удивительно). В нескольких строчках было сделано чуть ли не десять серьезных ошибок: так, в них забыли упомянуть патентных поверенных и Конституционный суд РФ, а международное частное право спутали с международном публичным правом. Предполагая, что и по другим секторам может быть допущен целый ряд серьезных юридико-технических неточностей, и не найдя в публичном пространстве никакой конкретики по данному вопросу, только декларации о важности вступления России в ВТО, наша фирма решила провести самостоятельный анализ обязательств России перед ВТО по различным секторам услуг.

Так, было принято решение о запуске проекта по изучению последствий вступления России в ВТО для различных отраслей российской экономики (www.russia-wto.ru). Первая часть проекта содержит юридический анализ обязательств по различным секторам услуг. Мы закончили уже 14 аналитических обзоров, содержащих юридический анализ обязательств России по 17 отдельным секторам услуг (документы с полным анализом по секторам доступны только на русском языке), а в дальнейшем планируем завершить анализ еще по 40 секторам услуг.

Что в себе несет вступление в ВТО

 

Документы, оформляющие вступление России в ВТО, будут иметь статус международных договоров и подлежат ратификации в России отдельным федеральным законом. Как уже говорилось, ратификация должна состояться не позднее июля 2012 года.

После получения Россией статуса члена ВТО для нее начнут действовать десятки документов ВТО (как международные соглашения, образующие основу права ВТО, так и локальные документы органов ВТО). Один из важнейших — Генеральное соглашение о торговле услугами (General Agreement on Trade in Services), GATS (ГАТС), призванное регулировать международную торговлю услугами в рамках ВТО вместе с Перечнями обязательств по услугам, которые каждая страна оговаривает для себя применительно к отдельным секторам услуг. Помимо обязательств в сфере услуг, которые стали предметом нашего исследования, Россия приняла на себя обязательства в отношении торговли товарами, которые в основном заключаются в снижении ввозных пошлин на них.

Исходя из таких документов, Россия примет на себя обязательства по 116 видам услуг из 155, предусмотренных классификацией услуг ВТО.

Указанные обязательства касаются доступа иностранных лиц к оказанию услуг в России и/или российским лицам и от сектора к сектору отличаются друг от друга степенью открытости такого доступа. Россия открывает широкий доступ иностранцам в ряд отраслей, как, например, в телекоммуникации, в то время как в страхование и другие сектора приход иностранных игроков, напротив, ограничивается.

При этом следует обратить внимание на сектора услуг, по которым Россия вообще не взяла каких-либо обязательств: это, например, почтовые услуги, услуги по трансляции радио- и телевизионных программ, а также бóльшая часть услуг в сфере транспорта (пассажирские и грузовые перевозки неморским водным, железнодорожным и воздушным транспортом, транспортировка топлива). Это означает, что в данных секторах Россия вправе устанавливать любые ограничения для зарубежных поставщиков услуг из членов ВТО.

 

Анализируя содержание отдельных обязательств и установленных для иностранных лиц ограничений, важно понимать, что любые такие ограничения, право ввести которые Россия для себя оговорила в своих обязательствах, будут иметь силу, только если на момент приобретения Россией статуса члена ВТО они уже установлены в российском праве либо если они будут специально введены в него позднее.

Если специально они введены не будут, то тогда по правилам ВТО должны будут действовать два принципа:

1) принцип «национального режима», т. е. для иностранных лиц будут действовать те же правила, что и для российских лиц (если иное не будет следовать из российского федерального закона, который не противоречит правилам ВТО и обязательствам России как ее члена);

2) принцип «наиболее благоприятствуемой нации», что означает, что если Россия предоставит какой-то благоприятный правовой режим для лиц из одного члена ВТО, то он должен автоматически действовать и для лиц из любого другого члена ВТО.

 

Не менее важно и то, что у России есть право снять в одностороннем порядке любые уже зарезервированные ограничения для иностранных лиц, которые указаны в ее обязательствах применительно к сфере оказания соответствующих услуг. Право ВТО поощряет государства к такой либерализации.

Кроме того, согласно правилам ВТО ее члены обязаны регулярно проводить консультации и договариваться о дальнейшей либерализации международной торговли услугами, т. е. постепенно снимать все те ограничения, которые они изначально установили для иностранных лиц в перечнях своих обязательств.

Обязательства, которые Россия готова принять на себя применительно к секторам различных услуг, — только начало длительного процесса открытия этих секторов для иностранных лиц. Поскольку единых правил приема в ВТО не существует, каждая страна в ходе переговоров выговаривает для себя определенные условия и преференции. Поэтому успешность российских переговорщиков можно оценить при сравнении объема обязательств, принятых Россией, с обязательствами, принятыми на себя другими странами.

Сразу бросается в глаза то, что позиция России в ходе переговорного процесса изменялась в сторону все больших уступок иностранным лицам по отдельным секторам услуг. Кроме того, обязательства России можно сравнить с аналогичными обязательствами стран БРИКС, которые в большинстве случаев сохранили более серьезные ограничения в отношении допуска иностранных лиц на свои рынки услуг. Так, например, сравнивая обязательства России с обязательствами, принятыми на себя другими странами БРИК, нельзя не отметить, что Индия и Бразилия взяли на себя гораздо меньший объем обязательств по доступу на свой рынок иностранных лиц из членов ВТО. Китай взял на себя по некоторым секторам услуг сопоставимые с Россией обязательства, но при этом добился в ходе переговоров включения в перечень обязательств серьезных оговорок в свою пользу.

 

Анализ обязательств России по отдельным секторам услуг (например, банковским) показал, что с точки зрения юридической техники они оставляют желать лучшего. Если это так во всех секторах, то с правовой точки зрения итоги всего многолетнего переговорного процесса по вступлению в ВТО являются весьма плачевными. В конце концов, речь идет об обязательствах, имеющих силу международного договора и превалирующих над внутренним российским правом.

Если Россия станет членом ВТО на таких условиях, то можно быть уверенным в том, что любой юридический недочет будет использован против нее и ничего поделать будет нельзя (разве что выйти из ВТО). Вот тогда-то российские чиновники и бизнесмены узнают на собственном опыте смысл чеканной формулы римского права Verba fortius accipiuntur contra proferentem («Слова следует толковать более строго против того, кто их употребляет»). Поймут с опозданием к немалой досаде для себя, что такое дух ВТО и что такое правила ВТО в жестком юридическом истолковании развитых государств Запада. Эти государства и чиновники ВТО дадут жесткий отпор всем попыткам России сослаться на то, что в ее обязательствах по недомыслию или из-за чего-либо иного были допущены оплошности.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+