К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Новый Ближний Восток: США становятся лидером в нефте- и газодобыче

фото legion-media.ru
фото legion-media.ru
Через 10 лет много заработать на сырьевом экспорте России уже не удастся

Пока Россия думала, как бы избавиться от нефтегазовой зависимости, США впервые с 1949 года стали чистым экспортером нефтепродуктов. Немного превысив импорт, экспорт достиг $111,1 млрд (+60% к 2010 году).

Конечно, США продолжают оставаться крупным импортером сырой нефти (в 2011-м импортировали на $331,6 млрд, +32%). Но в баррелях импорт сырой нефти в США упал до минимума с 1999 года, на 12% ниже пика 2005 года. И, кажется, США всерьез взялись за добычу: в этом десятилетии они могут стать крупнейшей в мире нефтедобывающей страной, потеснив с первых позиций Россию и Саудовскую Аравию, прогнозирует Citigroup. (В 2010 году в России добывали 10,3 млн баррелей в день, в Саудовской Аравии — 10 млн, а в США — 7,5 млн).

Крупнейшей нефтедобывающей страной в мире США были довольно долго — почти весь XX век, с момента, кода добыча нефти в России резко упала после революции 1917 года. Этот статус Штаты сохраняли до 1970-х годов. В 1970-м добыча достигла 11,3 млн баррелей в день, затем начала падать, и к 2007 году скатилась до 6,8 млн б/д. Но президент Джордж Буш-младший дал нефтяникам налоговые льготы, разрешил бурение в национальных парках. Потом начался сланцевый бум. Добыча пошла вверх (особенно быстро — в Техасе и Северной Дакоте), и в среднем в 2011 году достигла 7,9 млн б/д, а в декабре — 8,2 млн б/д (включая сжиженный газ).

 

По добыче газа США обошли Россию еще в 2009 году, став мировым производителем №1. С 2005 года добыча газа в Штатах выросла на 18%, в основном благодаря сланцевому газу, а в России — практически не изменилась. На США и Россию приходится 37,7% мировой добычи газа.

США стали страной с самой быстрорастущей добычей нефти и газа в мире и главным источником роста их глобального предложения, констатирует Эдвард Морзе, главный аналитик Citigroup по сырьевым товарам. При продолжении нынешнего роста они выйдут на первое место в мире до 2020 года. «Добавьте к этому постепенный рост добычи в Канаде и восстановление после спада мексиканской добычи, и вы получите в Северной Америке рост добычи, за которым не угнаться и ОПЕК», — отмечает он.

 

К 2020-2022 году добыча нефти и газа в США и на Североамериканском континенте в целом может вырасти на 70-80%. Чуть больше трети этого прироста приходится на нетрадиционную нефть, добыча которой за 2011-2020 годах вырастет как минимум вчетверо, полагает Citi. Основные источники: нефтяные пески Канады, глубоководная добыча в США и Мексике, сланцы и пески в США, попутный газ. Плюс биотопливо. И это еще осторожный прогноз: развитие новых технологий может сделать рост еще более быстрым.

Главное неизвестное в этом уравнении — сланцевый газ, ожидаемые мировые резервы которого превысили, по оценке EIA, 185 трлн кубометров. Из них 19,3% находятся в Китае, 16,1% — в Канаде и Мексике, 15% — в Аргентине и Бразилии, 13% — в США (по России данных нет). Но это только там, где сланцевый газ искали, а гораздо больше мест, где этого еще не делали.

Если прогноз Citi верен, мир в ближайшие 10-15 лет сильно изменится.

 

Америку ожидает «новая индустриализация»: нигде больше нефтегазовое сырье не будет стоить так дешево, как в США, разве что в Катаре. Промышленность и транспорт будут интенсивнее переориентироваться с использования нефтепродуктов на более дешевый газ — «быстрее, чем многие сейчас могли бы поверить», пишет Морзе. Сильнее всего будет выигрыш нефтехимии, металлургии и машиностроения. Среднегодовые темпы роста американского ВВП могут повыситься с 2% до 3,3% — наполовину за счет добычи нефти и газа, и на столько же за счет их дешевизны для остальной промышленности. Этот рост даст порядка 3 млн новых рабочих мест и будет способствовать (при прочих равных) укреплению доллара к мировым валютам на 2-5% (текущий дефицит снизится на 2,4% ВВП, или на 60%).

Снизится зависимость США от нефти из Персидского залива и, как следствие — американская идиосинкразия к происходящему на Ближнем Востоке; Америка сама становится Ближним Востоком. США получат наконец возможность сосредоточиться на себе, в них вырастут изоляционистские настроения. Все это очень на руку Китаю, который в плане геополитического влияния будет подбирать все, что выпадает из рук США.

Единственное, что может замедлить американскую нефтегазовую экспансию, — негативные последствия роста добычи для окружающей среды. В демократиях США и Канады протесты зеленых могут иметь очень сильное влияние на нефтегазовую отрасль.

Доклад Citi в очередной раз показывает несостоятельность концепции «нефтяного пика» (мировая добыча нефти уже на пике, резервы заканчиваются, и дальше добыча будет только снижаться). О несостоятельности этой теории говорит и директор Института энергетических исследований (ИНЭИ) РАН Алексей Макаров: каждый раз, когда кажется, что добыча достигла пика, новые технологии позволяют увеличить резервы и добычу. В 2010 -м и, похоже, в 2011 году (полноценной статистики за 2011 еще нет), прирост доказанных запасов нефти превышал ее потребление. Такого не было уже много лет.

В результате снизится волатильность цен на нефть и газ. Снизятся и сами цены. Не учитывать этого нельзя. Нефть и газ постепенно перестанут быть геополитическим оружием и — вследствие их обилия, меньшей важности и нахождения «прямо под ногами» — станут обычными товарами. Симптомы этого видны уже сейчас: американская нефть WTI, в середине 2000-х годов стоившая дороже смеси Brent, а в 2010 году — наравне с нею, сейчас стоит дешевле на $15-20 за баррель. При прочих равных, по оценке Citi, к 2020 году цена нефти в реальном выражении снизится на 14% за счет прироста добычи и еще на 2,5% — за счет снижения спроса на энергию. К тому же североамериканское добывающее трио (США, Канада и Мексика), в отличие от стран ОПЕК, едва ли будет защищать цены от падения, ограничивая добычу.

 

Потребность развитых стран и Китая в нефти, газе и металлах ощутимо снизится. Все это может оказаться для нефтедобывающих стран ловушкой: в ближайшие годы нефть будет еще оставаться дорогой, и в добычу нефти и газа будут сделаны большие инвестиции (в Каспийском море, Бразилии, на российском шельфе, в Индии, на западном и восточном побережьях Африки). Затем, к концу десятилетия, добыча в Северной Америке вырастет, спрос снизится, цены упадут, и эти инвестиции будет трудно окупить.

Гигантские запасы сланцевого газа в Китае помогут ему заместить газом сжигание вредного для природы угля и снизят зависимость от российского газа. Именно поэтому на переговорах с российскими госкомпаниями о цене газа и нефти Китай становится все менее сговорчивым. Гигантские вложения «Газпрома» и «Транснефти» в трубопроводы до Европы и Китая могут оказаться пустыми тратами: добыча все больше будет осуществляться на месте, растет экспорт сжиженного газа, спрос на энергию снизится.

Новые технологии уменьшат энергопотребление по всему миру. В США, по оценке Citi, спрос на бензин и дистилляты (включая керосин, дизель и мазут) за период 2005-2011 годов снизился на 1,5 млн баррелей в день, а к 2020 году упадет еще на 2 млн, до 9,1 млн. Суммарное падение за 15 лет составит 28%. Сходные процессы будут происходить и в Европе. Люди будут постепенно пересаживаться на электрические, гибридные и работающие на газе автомобили и переселяться из загородных жилищ в города, где для отопления нужно меньше энергии, пишет Эдвард Морзе и соавторы.

Независимо от Citi к похожим выводам пришел ИНЭИ РАН, недавно выпустивший первый в России качественный долгосрочный энергетический прогноз. Нефть и газ не будут быстро дорожать, поскольку граница переключения потребителей на альтернативные виды энергии будет постепенно снижаться, констатирует ИНЭИ. Еще медленнее будет расти цена газа. Существенная часть прироста потребления энергии будет обеспечена газом и энергией из возобновляемых источников. Доля нефти, добываемой из нетрадиционных источников, будет расти, и чем быстрее — тем ниже будет глобальная цена нефти.

 

Российская нефть при нынешнем механизме налогообложения останется, по прогнозу ИНЭИ, одной из самых дорогих в мире. И наиболее чувствительной к сланцевому буму в США: в случае снижения цены добыча нефти у нас может быстро стать нерентабельной. При этом России для сведения бюджета без дефицита нужна большая цена нефти, чем другим нефтедобывающим странам. Аналогичная ситуация с газом: рост доли нетрадиционного газа в добыче на 2 процентных пункта приводит к снижению цен на 10%. Добыча нефти в России за ближайшие 25 лет практически не вырастет. Новые месторождения будут только компенсировать падение добычи в старых районах. С 2025 года начнет падать экспорт. Добыча газа может вырасти, если будут разработаны новые месторождения.

Трудно переоценить значимость всего этого для страны, в которой 66% экспорта (2011 год) приходится на нефть, нефтепродукты и газ. Такая специализация может оказаться проигрышной, — а другие экспортеры не слишком успешны. Как подсчитала недавно Наталья Волчкова из РЭШ, в России экспортом занимаются вдвое меньше фирм, чем в развитых экономиках (8% против 15-17%). И им приходится платить большую премию за экспорт: в сравнении с остальными фирмами они гораздо крупнее, чем экспортеры из других стран. Трудности с возвратом НДС не дают выйти на внешние рынки малым и средним фирмам.

По свежим данным Всемирного банка, у российских экспортеров заметно меньше шансов остаться на внешнем рынке и через 2-5-10 лет, чем у бразильских, индийских и особенно китайских. А из-за слабой конкуренции на внутреннем рынке у российских производителей экспортируемых товаров выше доля прибыли в цене — а значит, нет и стимула экспортировать. Теперь придется.

Разговоры о снижении энергозависимости уже 20 лет являются привычной мантрой для российских политиков. Теперь пришла пора воспринять проблему всерьез. Но никаких знаков, что это будет сделано, пока не видно. Дорогостоящие инфраструктурные проекты типа высокоскоростной магистрали Москва — Петербург за 1,12 трлн рублей или выселения федеральных органов власти в район Троицка — явно не решение проблемы. Его надо искать в области конкурентной политики и отказе от уголовного давления на бизнес.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+