К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Наказание для экспортеров

фото Итар-ТАСС
фото Итар-ТАСС
Главная проблема для компаний, выходящих на зарубежные рынки, — это неэффективный возврат НДС

Исторически так сложилось, что, говоря об экспорте, мы говорим об экспорте страны: Россия экспортирует нефть и газ, Германия экспортирует станки. Иногда это оправданно (если имеет место государственная монополия на экспорт тех или иных товаров), но, как правило, такое представление не вполне отражает действительность. Экспортируют не страны, а фирмы. Обычные частные фирмы, основной задачей которых является максимизация доходов владельцев. И выход на экспортный рынок такой фирмы также преследует эту цель. Поэтому, говоря о том, почему за последние десять лет вроде бы успешного развития российской экономики, структура российского экспорта не претерпела значительного улучшения и в ней по-прежнему доминируют нефть, газ и металлы, мы должны говорить о том, почему российским фирмам невыгодно выходить на зарубежные рынки.

В течение долгого времени экономическая наука имела возможность оперировать только агрегированными данными об экспорте стран. Но десять лет назад экономические исследования в области международной торговли кардинально изменились — для исследователей стали доступны данные об экспорте фирм: какие фирмы, что и куда экспортируют. Анализ этих данных позволил выявить интересные закономерности, характерные для всех стран, которые дали ключ к пониманию того, от чего зависит решение фирмы относительно экспорта.

Во-первых, оказалось, что фирм-экспортеров мало. В развитых странах лишь 15% фирм продают свою продукцию за рубеж. В развивающихся — еще меньше. Во-вторых, данные однозначно указывают на то, что есть существенные и значимые различия между фирмами-экспортерами и фирмами, обслуживающими только внутренний рынок страны. Выяснилось, что по сравнению с неэкспортирующими фирмами фирмы-экспортеры более производительны, больше по размеру, больше инвестируют, платят более высокие зарплаты. В каком-то смысле экспортеры — это лучшие фирмы в экономике. При этом практически нет фирм, обслуживающих исключительно зарубежные рынки: в среднем лишь 10% выпуска фирм-экспортеров идет за рубеж. В-третьих, большую часть зарубежных рынков обслуживает небольшое число фирм экспортеров. И чем больше зарубежных рынков обслуживает фирма, тем более высокую производительность в среднем она имеет.

 

Еще один результат, который особенно важен для экономической политики в сфере международной торговли, состоит в том, что рост экспорта страны в целом в большей степени обусловлен выходом на зарубежные рынки новых фирм, чем наращиванием экспорта существующих. Так, в случае развитых стран прирост экспорта на 80% связан с появлением новых фирм-экспортеров и лишь на 20% — с ростом существовавшего и ранее экспорта.

Проведенное нами исследование российских фирм-экспортеров показало, что качественно указанные закономерности верны и для российской экономики. Однако есть существенные количественные различия. Так, лишь 8% российских фирм являются экспортерами. Российские экспортеры еще производительнее, еще крупнее, чем российские не экспортеры. Падение числа экспортеров по мере роста направлений экспорта происходит быстрее. Вклад новых экспортеров в рост российского экспорта составляет лишь 20%, а остальные 80% — это рост экспорта, существовавшего ранее.

 

Эти количественные различия в структуре российских экспортеров по сравнению с ситуацией в других странах очень важны. То, что в российской экономике слишком мало экспортеров, — и они слишком большие, а появление новых игроков вносит слишком малый вклад в рост российского экспорта, однозначно указывает на то, что стать экспортером в нашей стране гораздо сложнее, чем в других странах мира. Иными словами, работать на экспорт российским компаниям менее выгодно, чем их зарубежным собратьям.

Для того чтобы понять, что и в какой мере мешает российским фирмам выходить на внешние рынки, мы начали исследование российских экспортеров в обрабатывающей промышленности, первое в России. Пока рано подводить итоги, но уже первые проведенные фокус-группы с экспортными фирмами в нескольких городах России указали на одну из наиболее острых проблем российских экспортеров — невозврат НДС.

Возмещение НДС по экспортным поставкам — распространенная практика во всем мире. Фактически экспортные поставки облагаются нулевой ставкой НДС, а кроме того экспортерам также возмещается НДС, уплаченный поставщиками комплектующих, использованных при производстве экспортных товаров. По сути, возмещение НДС по экспортным поставкам уравнивает фирмы из разных стран. Если российский экспортер не имеет возможности вернуть НДС по экспортной поставке, то он должен быть почти на 20% более конкурентоспособным, чем производитель из другой страны, работающий на своем внутреннем рынке. Поэтому не возмещенный НДС — это подножка российским экспортерам.

 

Ситуация с возвратом НДС в России — особенно новым, начинающим экспортерам — более чем плачевна. Функция возврата НДС возложена на налоговые органы. Для того чтобы вернуть НДС по экспортной поставке, фирма-экспортер должна в очень жесткие сроки предоставить в налоговую большое количество подтверждений о факте поставки, о получении выручки, декларации разного рода. Затем налоговая в течение трех месяцев принимает решение — вернуть НДС или нет. Как правило, ее решение отрицательно.

Экспортер имеет право пойти в суд. Некоторые так и поступают, немногие — выигрывают в суде. И тогда, спустя более чем полгода после факта поставки товара на экспорт они получают уплаченный НДС. Но многие экспортеры, столкнувшиеся с этой ситуацией, вне зависимости от ее исхода, больше не хотят иметь с экспортом ничего общего, и либо совсем перестают работать на внешних рынках, либо перемещают свой бизнес в страны, где поддержка экспортеров является действенной мерой экономической политики, а не фарсом.

Винить в сложившейся ситуации только налоговые органы неверно. Возложенная на них функция возврата НДС противоречит их основной задаче — сбору налогов в бюджет. При таком конфликте интересов они не будут возвращать деньги добровольно — благо, что наказание за необоснованный невозврат отсутствует.  Сложившаяся ситуация является результатом неспособности власти построить эффективную систему выявления лжеэкспорта и различного рода махинаций. Поэтому, вместо того чтобы выявлять и наказывать недобросовестных экспортеров с помощью таможенных и правоохранительных органов, на экспортеров возложена задача доказать свою добросовестность. Такой подход не только противоречит принципу презумпции невиновности, но и оборачивает политику поддержки экспортеров в ее прямую противоположность — наказание за экспорт. Неудивительно, что в этих условиях российский экспорт в несырьевых секторах стагнирует, новые экспортеры появляются слишком медленно, экономика не диверсифицируется, ее развитие целиком и полностью определяется уровнем нефтяных цен.

Только отечественных потребителей можно заставить покупать неконкурентоспособную продукцию — для этого достаточно поднять импортный тариф. На зарубежных потребителей повлиять никак нельзя. Именно работа на зарубежном рынке является мерилом истинной конкурентоспособности и дает шанс самым эффективным фирмам расти и развиваться, задавая потом и тон на внутреннем рынке. Ставя преграды на пути эффективных фирм на зарубежные рынки, текущая политика не позволяет работать эффективному рыночному механизму селекции и мы имеем то, что имеем, — дорогие некачественные отечественные товары, отсутствие диверсификации экономики, недостаток инвестиций в обрабатывающие сектора промышленности, отсутствие инноваций. Не решив такой малой проблемы, как эффективный возврат НДС экспортерам, мы обрекаем на провал и громкие проекты вроде Сколково и Роснано — без проверки на конкурентоспособность зарубежным рынком выращенные ими фирмы станут лишь бременем для экономики.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+