Все важное, что президент США Барак Обама смог сказать в своем последнем перед выборами послании к конгрессу, уместилось в первые пять минут его речи (запомнились слова про вывод войск из Ирака, проведенные им реформы и еще несколько фраз). Под конец выступления зал уже слушал Обаму вполуха. Многие вещи прозвучали достаточно банально.
Предложения Обамы — давайте создавать рабочие места внутри Америки, чтобы компании не экспортировали рабочий труд за рубеж, давайте бороться с пиратством, чтобы американские бренды принадлежали Америке, — чем-то похожи на выступления Медведева. Все те же правильные лозунги, очень напоминающие нашу борьбу с коррупцией. В этом плане Обама и Медведев вообще очень похожи. Оба президента — мечтатели. Они действительно верят в такие светлые вещи, практически начисто отметая суровую реальность. Что делает невозможным достижение каких-то практических вещей, и создает им множество оппонентов.
Например, мне непонятно, как Обама сможет заставить американские корпорации репатриировать рабочие места в Америку, если они действуют из соображений оптимизации своих расходов. И к тому же в интересах своих акционеров, а не президента Обамы. Чтобы заставить некую корпорацию вроде Apple создать в США 5 млн рабочих мест, Обама должен купить как минимум блокирующий пакет акций этой корпорации — иначе он не сможет влиять на ее решения. Но тогда компания потеряет эффективность, потому что рабочие места в США обойдутся Apple в 4-5 раз дороже, чем те же места в Азии.
С другой стороны, Обама мог бы обнулить налоги на зарплаты в США. Но это было бы очень серьезным ударом по дефицитному американскому бюджету. В результате мы приходим к ситуации одеяла, которое невозможно одновременно натянуть на ноги и голову. Да и какими должны быть налоги, чтобы зарплата в США ($2000) конкурировала с зарплатой в Китае? Так что эта идея Обамы абсолютно нереальна.
То же касается и Китая. Я не знаю, как Обама собирается бороться с «нечестными» торговыми практиками в этой стране. Это сложная задача, и возникла она не вчера. И если с конца 1990-х годов и до сих пор с Китаем ничего не было сделано, то с какой стати мы должны думать, что это будет сделано сейчас? Так можно думать, только если бы об этом никто раньше ничего не знал. Но об этой проблеме все знают и ничего с этим не могут сделать уже более 10 лет.
Послание Обамы к Конгрессу — это предвыборная речь. Да, в ней было уделено много внимания экономике, но только потому, что именно об этом сейчас люди хотят услышать от Обамы. Да, Обаме проще говорить о политике, но сейчас никого не волнует, что будет с Ираном. Сейчас в США сужается средний класс, растет безработица. В такой ситуации, естественно, на первый план выходят экономические вопросы. А в плане экономики Обама, как и Медведев, может лишь обрисовать ту картину, которую он хотел бы видеть. Медведеву тоже хочется видеть Россию страной, в которой экономика приобрела инновационные формы, коррупция побеждена и т.д. И у Обамы получился такой же список пожеланий, потому что конкретные механизмы их реализации пока не совсем понятны. В этом его послание до боли похоже на послание Медведева (они даже прозвучали близко друг от друга по времени). Похоже настолько, что иногда просто хочется взвыть от отчаяния, ведь так много правильных и нужных слов сказано хорошими, по сути, людьми, и так мало можно сделать для реализации всего того, о чем сказано.
Проблема в том, что Обама не является экономистом. В начале его президентства экономику в США определяли секретарь Казначейства — Тимоти Гейтнер и команда Обамы, из которой к настоящему моменту ушли несколько ключевых людей, таких, например, как Ларри Саммерс. Сейчас экономическую политику в США определяют фактически Бен Бернанке и совет ФРС. Но у ФРС и американского Минфина нет задачи прогнозировать на 3-4 года вперед. Они действуют по обстоятельствам, о чем постоянно сам Бернанке не устает напоминать. Фактически в США сейчас нет экономической политики.
Сейчас необходимо вновь повышать максимальный уровень госдолга, потому что он вновь взлетел до потолка. И нас, судя по всему, ждет та же позорная процедура, что и летом прошлого года, которая держала весь мир в напряжении. Потому что в команде Обамы не осталось серьезных авторитетных экономистов, они просто ушли, кроме, разве что, Бернанке. И даже когда Обама предлагает очевидные вещи, они воспринимаются в штыки из-за сложившегося состояния политической среды в США.
Ситуация с госдолгом очевидна — если планку вовремя не повысить, то США грозит снижение рейтинга. Тем не менее две ветви власти в США противостоят друг другу и в пылу этого противоборства зачастую думают о своих внутрипартийных интересах, а не об интересах Америки в целом и тем более об интересах глобальных фондовых рынков.
Честно говоря, для меня Обама не выглядит президентом на второй срок. Чтобы вновь выиграть президентскую гонку, ему придется очень постараться, хотя, судя по его бодрому расположению духа, он все-таки решил попробовать. И тем не менее неудач у Обамы все же гораздо больше, чем достижений.
Один из оппонентов Обамы в стане республиканцев как-то сказал, что Обама забывает одну простую вещь. Он в течение двух лет мог пользоваться полной поддержкой обеих палат парламента, в которых доминировали демократы. Он мог проводить любой закон, который считал необходимым. Но эти два года были им растранжирены, что привело в итоге к доминированию республиканцев в верхней палате. После чего проводить законы стало очень сложно.