К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Чем инфляция в США отличается от российской

фото Fotobank/Getty Images
фото Fotobank/Getty Images
Рост цен в американской экономике ускоряется четвертый месяц подряд. Хотя в России инфляция втрое выше, потери потребителей двух стран уже можно сравнивать

Ровно десять лет назад, когда я учился в университете и немного подрабатывал, мой ежедневный рацион был уныл и прост. Одна шоколадка Alpen Gold в ларьке около метро «Кузнецкий Мост» стоила 12 рублей. Сейчас тот же самый шоколад дешевле 40 рублей не найти, а в центре Москвы он стоит 50-55 рублей.

За десять лет мой шоколадный рацион вырос в цене в 3,3-4,6 раза. Если бы я до сих по-студенчески питался одним шоколадом и ничего больше не покупал, моя персональная ежегодная инфляция составила бы 13-16% годовых. С 2002 года, пожалуй, только в злополучном 2008 году официальная мера инфляции — ИПЦ (индекс потребительских цен) догнала мою собственную.

Эта игра ума говорит лишь об одном — инфляция для всех разная. Причем разная как для людей, так и для стран.

 

15 ноября Бюро трудовой статистики Соединенных Штатов опубликовало свежие данные по октябрьской инфляции в стране. Прогнозы пессимистов, похоже, получают все больше оснований: прирост цен — 0,1% по сравнению с сентябрем и 2,2% с октября 2012 года. Это самый высокий показатель с апреля и четвертый подряд месяц роста цен в годовом исчислении.

Да, пока далеко до 5,5% в июле 2008 года и даже до 3,9% в сентябре прошлого года, но, зная склонность команды вновь избранного президента США Барака Обамы к заливанию экономических проблем деньгами, можно быть уверенным: рост цен продолжится.

 

Призрак дефляции в Соединенных Штатах, о которой американские экономисты всерьез рассуждали еще пару лет назад, отступил. Сейчас первыми под удар попадут не теряющие доходы от снижения отпускных цен и замораживающие инвестиции компании, а обыкновенные потребители.

Собственно, каток инфляции уже давно едет по американским обывателям, например, тем, кто в качестве орудия защиты от роста цен выбирает традиционный инструмент — банковский вклад. Для иллюстрации: средние ставки по годовым депозитам в США, по данным FDIC (Federal Deposit Insurance Corporation), год назад составляли всего 0,35%. На трехлетний вклад американцы получили 0,77% годовых, а пятилетний депозит принес целых 1,26% (все данные — для депозитов до $100 000). Нетрудно подсчитать: даже самый долгосрочный и, соответственно, прибыльный депозитный продукт покрыл лишь 57% роста цен за предыдущие 12 месяцев.

В России, оказывается, все еще не так плохо: с октября прошлого года цены выросли всего на 6,5%. Это в три раза больше, чем в США, но и российские банки предлагают условия получше. В октябре прошлого года средневзвешенная ставка по рублевым депозитам физических лиц сроком до одного года составляла 5,6%. Итог: даже сравнительно короткие российские депозиты покрыли 86% от прироста цен за 12 месяцев. Американцам действительно есть о чем беспокоиться: чтобы не терять сбережения, придется покупать все более рискованные инвестиционные инструменты.

 

Однако общая величина инфляции не самый адекватный для потребителя показатель. В начале текста я уже писал, что какая-то одна позиция — например, шоколадка — может дорожать быстрее или медленнее остальных товаров. Соответственно, в проигрыше будут оставаться те, чье потребление перекошено в сторону быстро дорожающих продуктов или услуг.

Структура роста цен в России и Соединенных Штатах совершенно различна. В России быстрее других в течение предыдущих 12 месяцев росли в цене «товары греха» — алкоголь (плюс 12,2%) и табак (плюс 22,8%). Забавно, но еще одна стремительно дорожающая позиция — образование (плюс 12,4%). Особенно дорогим стало «высшее профессиональное образование» — плюс 16,1%.

В США все не так. Группировки потребительских расходов в двух странах, естественно, не всегда совпадают, но кое-какие сопоставления можно сделать. Из более-менее крупных категорий товаров и услуг сильнее всего по карману американцев ударило подорожание энергоносителей — плюс 4% (хотя в октябре они начали потихоньку дешеветь). Бензин за минувший год в США подорожал на 9,1%. Для сравнения: в России — на 6,7%, практически на уровне общей инфляции. Еще одна стремительно дорожающая категория в США — медицина: плюс 3,9%.

А вот алкоголь и табак в Штатах, в отличие от России, растут в цене медленно — плюс 1,5% и 1,8% соответственно.

Что интересно: как и в России, в США быстро дорожает образование: колледж, например, год назад обходился на 4,4% дешевле. Это, практически как и у нас, в два раза выше общей инфляции.

 

А быстрее всего за последние 12 месяцев в США дорожало арахисовое масло — плюс 27,3%, это еще больше, чем российский рост цен на сигареты. Горе любителям.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+