Самолеты российских бизнесменов: обивка из страусиной кожи и золотая сантехника
Фраза «Russia is a very important market» вполне могла бы стать девизом закончившейся вчера выставки деловой авиации JetExpo 2012 во Внуково. Этой фразой начинались и заканчивались речи топ-менеджеров ведущих производителей и операторов бизнес-джетов. Здесь на нашу страну действительно возлагаются большие надежды. Московская выставка – одна из крупнейших в мире.
Корпорация Hawker Beechcraft определила четыре фактора, благодаря которым российский рынок частной авиации будет расти ударными темпами: рост экономики; огромная территория с неразвитой транспортной инфраструктурой; возраст имеющихся самолетов — в среднем 10 лет; последний фактор самый главный — число богатых людей, одно из самых больших по сравнению с другими странами. «96 человек с российским гражданством имеют состояние более $1 млрд, по этому показателю Россия уступает лишь США», — говорится в исследовании Hawker. Компания ссылается на рейтинг Forbes — а сколько еще неизвестных публике миллиардеров?
В мире более 400 бизнес-джетов связаны с владельцами из России. Лишь 158 из них зарегистрированы здесь, остальные — за рубежом. Большинство наших соотечественников не хотят афишировать факт владения самолетом. Скрыться от посторонних глаз можно, прибегая к услугам операторов бизнес-джетов. «На каждом самолете, включая личный, есть бортовой номер, по которому можно легко понять, кто хозяин джета, кто им пользуется. Раскрытие этой информации не всегда желательно. Если же человек летает самолетами NetJets Europe, то этот риск сводится к нулю. Мы гарантируем полную конфиденциальность», — рассказывает Эрик Коннор, председатель совета директоров и гендиректор NetJets Europe (подразделение NetJets, крупнейшего в мире оператора бизнес-джетов, входит в корпорацию Berkshire Hathaway Уоррена Баффетта). Около 150 из 1600 клиентов NetJets Europe — россияне. «Мы увидим рост чистой прибыли в 2013–2014 годах», — надеется Коннор, в немалой степени рассчитывая на Россию.
Участники выставки во Внуково постарались подыграть слабости россиян к большим бизнес-джетам. Вот наиболее интересные экземпляры. NetJets Europe представила бизнес-джет Bombardier Global 6000 (кстати, Bombardier Global 5000 использует АФК «Система») . Он появится во флоте компании до конца года и станет самолетом с самым просторным салоном (длина — 14,7 м, ширина — 2,49 м, высота — 1,91 м), который летает на сверхдальние расстояния (более 11 000 км; максимальная скорость — 950 км/ч). А вот описание интерьера допустимо лишь в цитировании, своими словами это не пересказать. «Внутренняя отделка самолета выполнена в светлых современных тонах: обивка из светлой кожи и тисненой кожи страуса идеально дополняется деревянными поверхностями из африканского красного дерева сапеле и элементами декора из матовой стали», — сказано в брошюре про Bombardier Global 6000. Стоит все это удовольствие, согласно каталогу, $50–70 млн.
Говорят, корпорация Gulfstream очень хотела привезти во Внуково новинку G650, конкурента Bombardier Global 6000. (Бизнес-джет марки Gulfstream использует Олег Дерипаска.) Самолет недавно получил в США сертификат типа (главнейший документ, как для человека паспорт). Появление G650 в Москве выглядело бы очень эффектно, Но увы, сюрприза не вышло. Gulfstream представил лишь старые модели. А топ-менеджерам пришлось на словах описывать достоинства нового самолета. Например, высота потолка у G650 на 4 см выше, чем у конкурента, — 1,95 м (длина салона — 14,27 м, ширина — 2,59 м), а еще он быстрее на 6 км/ч – максимальная крейсерская скорость 956 км/ч. Бизнес-джет даже установил скоростной рекорд, преодолев расстояние между Вашингтоном и Женевой менее чем за семь часов. Цена сопоставима с Global 6000.
Вне конкуренции — по крайней мере по размерам — на выставке был бизнес-джет ACJ319 от Airbus. По его салону можно бегать и прыгать: длина — 24 м, ширина — 3,7 м, высота — 2,25 м. Салон разбит на отсеки — кухня, столовая, кабинет, спальня, туалетная комната. И конечно, дорогая — нет, заоблачно дорогая — отделка. Знакомый банкир признался, что, работая у одного российского бизнесмена, понял: золотой унитаз — это не фигура речи. Именно такая сантехника была установлена у этого предпринимателя в бизнес-джете от Boeing. Каталожная цена ACJ319 — $85 млн. Переговоры о возможной покупке ведутся «более чем с десятью россиянами», шепнул осведомленный менеджер.
Впервые на московскую выставку деловой авиации прилетел самолет Avanti II с эмблемой Ferrari на фюзеляже. Бизнес-джет получил в прошлом году российский сертификат, но покупателей на него еще не нашлось. Пока все ограничивается демонстрационными полетами из Ниццы в Геную, разводит руками менеджер Piaggio Aero (производитель Avanti II). «И даже всемирно известная «скачущая лошадь» не помогает?», — интересуюсь я. Увы. «Россияне любят большие самолеты и не совсем жалуют маленькие, но, надеюсь, что все же разум восторжествует над... (пауза, поиск подходящего слова; так и хотелось подсказать — «понтами») статусом», — деликатно формулирует собеседник. Длина салона Avanti II — 4,55 м, ширина — 1,85 м, высота —1,75 м, дальность полета — 2700 км. «Зато это самый быстрый в мире турбовинтовой самолет — 745 км/ч! — оживляется менеджер Piaggio Aero. — А еще он очень экономичный в части потребления топлива и экологичный». Едва ли богатые россияне выбирают бизнес-джет исходя из его экономичности и экологичности, предполагаю я. «Это да. А вот американцам это важно, у Piaggio Aero в США самый большой рынок, — говорит собеседник. — Avanti II популярен и в арабских странах». Я удивлена: там порой не то что большие самолеты заказывают — гигантские! Например, Boeing 747. На Avanti II удобно совершать облет нефтяных месторождений, поясняет менеджер Piaggio Aero. Правда? Действительно, куда еще может сгодиться самолет с эмблемой Ferrari. Шутка. Кстати, про эмблему. Концерн Ferrari является одним из трех совладельцев Piaggio Aero (председатель совета директоров — сын основателя Ferrari), оставшиеся двое — компания Mubadala Aerospace (Абу-Даби) и индийская Tata Ltd. Каталожная цена Avanti II — $7,2 млн.
Выставка деловой авиации во Внуково работала три дня. Ее отличительной чертой, как ни парадоксально, были макеты яхт. Оказалось, JetExpo сменила владельца — им стал яхтсмен. «Сегодня яхты, а завтра что? Меха и инкрустированные бриллиантами шахматы? Лишь бы в Millionaire Fair все это не превратилось», — переживал одни завсегдатай выставки. «Самолеты ни с чем нельзя мешать! На их фоне все теряется», — добавлял другой. И действительно, выставленный рядом с вертолетами и самолетами Lexus выглядел, мягко говоря, как недоразумение.