В понедельник владелец группы «Ренова» и совладелец «Объединенной компании Русал» Виктор Вексельберг (эффективная доля — 5,7%) заявил, что покидает пост главы совета директоров алюминиевой компании, который занимал с момента создания ОК «Русал» в 2007 году. Случилось то, чего ждали уже много месяцев: конфликт акционеров крупнейшей в мире алюминиевой компании перестал быть схваткой бульдогов под ковром и перешел в открытую фазу.
Само наличие конфликта между акционерами не было секретом — его отголоски прорывались наружу множество раз, в кулуарных беседах и интервью совладельцев «Русала». Но если раньше миноритарные акционеры, вроде Вексельберга и Михаила Прохорова, позволяли себе критиковать главного акционера Олега Дерипаску довольно умеренно, то сейчас все бескомпромиссно. И форма — открытое письмо Вексельберга членам совета директоров «Русала», и общий тон послания. «Вынужден с сожалением констатировать, что в настоящее время ОК «Русал» находится в глубоком кризисе, вызванном действиями менеджмента, в результате которых ОК «Русал» превратилась из мирового лидера алюминиевой промышленности в компанию, перегруженную долгами, вовлеченную в большое количество юридических тяжб и социальных конфликтов», — заявил Вексельберг.
В случае с «Русалом» менеджмент — это не просто группа наемных управленцев, это прежде всего председатель правления и генеральный директор компании Олег Дерипаска. А основная причина конфликта — злосчастные 25% акций ГМК «Норильский никель», по настоянию Дерипаски купленные акционерами «Русала» у Михаила Прохорова за несколько месяцев до кризиса 2008 года. За этот пакет «Русалу» пришлось отдать Прохорову 17% своих акций и заплатить более $5 млрд наличными. Но с тех пор акции «Норникеля» никогда не стоили той суммы, которая была за него заплачена, а отношения акционеров «Русала» с другими акционерами «Норникеля» во главе с владельцем «Интерроса» Владимиром Потаниным называются термином «корпоративная война». И пока что самые значимые потери в этой войне несут акционеры «Русала».
Покупка пакета «Норникеля» никогда не была для Дерипаски просто портфельной инвестицией. Он всегда хотел превратить «Русал» в глобальную компанию мирового уровня, и слияние со второй крупнейшей горно-металлургической компанией России должно было стать шагом к осуществлению этой мечты. Акционеры «Норникеля», правда, вовсе не мечтали о слиянии с «Русалом», отягощенным огромными долгами и возглавляемым таким сложным человеком, как Дерипаска. Но это обстоятельство главу «Русала» никогда не смущало. Он готов биться за свою мечту до конца, и даже в том случае, если против него выступят ближайшие соратники.
Знакомые Дерипаски говорят, что получение прибыли само по себе давно уже не имеет решающего значения: вне зависимости от благоприятных или неблагоприятных внешних обстоятельств он всегда следует собственному плану. Глава «Русала» и «Базового элемента» видит себя крупным промышленником вроде Никиты Демидова. Он хочет создать огромную промышленную империю, реализовать масштабные проекты, войти в историю как человек, который построил что-то по-настоящему важное для страны. Эта стратегия сделала Дерипаску хозяином огромного количества разнообразных активов, она же привела к накоплению огромных долгов, которые перед кризисом составляли около $28 млрд.
Сейчас долги «Русала» — около $11 млрд. Их надо гасить, но Олег Дерипаска упрямо сопротивляется попыткам оторвать любой кусок его империи. Несколько месяцев назад Виктор Вексельберг выступал за то, чтобы хотя бы рассмотреть предложения ГМК «Норильский никель» о выкупе своих акций у акционеров «Русала». Принять эти предложения было разумно и расчетливо с точки зрения бизнеса как такового: предложенная «Норникелем» цена хоть и не покрывала все потраченное в 2008 году, но позволяла полностью, целиком погасить все долги алюминиевой компании. «Считаю, что оценка компании, которая лежит в основе этого предложения, правильная. Поэтому нам надо серьезно все обсудить», — говорил Вексельберг «Интерфаксу». Но Дерипаска категорически отверг три оферты «Норникеля» подряд. Он не готов отказаться от своей заветной мечты. Вероятно, исчерпав все аргументы, апеллирующие к бизнес-логике главного партнера, Вексельберг решился на демарш.
К чему он приведет, сказать пока трудно. Неясно, чего добился Вексельберг этим открытым восстанием против основного акционера «Русала». «Русал», похоже, знает, кем заменить его на этом посту. Как сообщила Forbes представитель «Русала» Вера Курочкина, вопрос о выборе нового главы совета директоров будет обсуждаться на заседании совета в ближайшую пятницу, 16 марта. «Мы считаем, что им должен стать независимый директор из числа тех, кто сейчас входит в состав совета директоров», — подчеркивает она. Таких пятеро: Найджел Кенни (партнер управляющей инвестиционной компании Sabre Capital International Worldwide), Элси Льюнг (мировой судья, бывший министр юстиции Гонконга), Филипп Лэйдер (бывший посол США в Великобритании и замруководителя администрации Белого дома), Барри Чьюнг (председатель Гонконгской товарной биржи) и первый заместитель председателя Внешэкономбанка Анатолий Тихонов. Ни один из них не похож на человека, который сможет подавить Дерипаску авторитетом.
Если у миноритарных акционеров «Русала» есть свое мнение о том, кто должен сдерживать Дерипаску на посту главы совета директоров, — мы скоро узнаем об этом. Если нет — значит Вексельберг просто умыл руки, не желая иметь ничего общего с действиями человека, который упрямо движется к собственной цели, презрев такие священные для любого бизнесмена понятия, как маржа, норма прибыли и дивидендная доходность.