Вопрос об отмене накопительной части пенсии для покрытия «дыры» в Пенсионном фонде обсуждается на самом высоком уровне, и пока чиновники явно не могут решить эту проблему так, чтобы выполнить обещание президента не повышать пенсионный возраст. Пенсионная реформа — не только крайне чувствительный социальный вопрос, но и важнейшая для России экономическая проблема. Она складывается из двух факторов: несбалансированности пенсионного бюджета страны и отсутствия в экономике «длинных» денег. Без достаточного объема «длинных» денег невозможен долгосрочный рост, обновление инфраструктуры, формирование и развитие конкурентных преимуществ национальной экономики. Кроме того, без них невозможно развитие полноценного фондового рынка, создание в Москве международного финансового центра, проведение крупных IPO. Во всем мире рынки капиталов построены на активах пенсионных фондов и резервах компаний по страхованию жизни — на них приходится 50% всех накоплений. Мы видим, как быстро растут пенсионные накопления в России. Даже при существующей ограниченной структуре инвестиционного портфеля НПФ зачастую дают лучшую доходность клиенту, нежели государство.
Сегодняшней целью государства должна стать не отмена накопительной части трудовой пенсии, а стимулирование накоплений, в том числе и добровольных. При сегодняшней структуре пенсионных отчислений тридцатилетним гражданам распределительная система обеспечит пенсию лишь в 20% их средней зарплаты, накопительная даст еще 15%, а добровольные накопления — еще 2%. Получается, что коэффициент замещения в России не дотягивает и до 40%, хотя для сохранения уровня жизни доход гражданина при выходе на пенсию должен составлять 50-60% от размера последней заработной платы. Нашей целью должно быть создание условий для того, чтобы второй и третий компоненты достигли 20% каждый.
Как исправить ситуацию? Основные проблемы в том, что сегодня НПФ могут инвестировать в ограниченное количество ценных бумаг, а также в том, что они должны по закону раз в год оценивать свой портфель и разносить инвестиционный доход. Из-за ограничений все управляющие боятся вкладывать в бумаги сроком обращения больше года, поскольку, если рынок упадет, им придется зафиксировать убыток. Такая система нетипична для других стран. Если отменить эти ограничения, можно увеличить доходы населения от накопительной части до 20%. Кроме того, НПФ нужно разрешить использовать различные инвестиционные стратегии для разных возрастных групп (консервативная, сбалансированная, агрессивная). Инвестиционная стратегия должна зависеть от возраста человека. Очень важно дать импульс людям для сбережений в России, потому что их отсутствие — ключевая проблема страны. Например, в Америке гражданин имеет право на очень льготных условиях вместе с государством или со своей компанией копить дополнительные пенсионные деньги, которые не облагаются налогами.
В России же пока не сформирована культура накопления пенсионного капитала. Только 5% наших граждан реально задумываются о будущей пенсии. Российский уровень проникновения страхования жизни (накопительных программ) является одним из самых низких в мире (менее 0,05% ВВП; средний показатель для Европы — 4,5%, общемировой — 4,0%). Классическое напрашивающееся решение — налоговые льготы. Но на практике в России оно не работает из-за низкого подоходного налога. Другими словами, для граждан подобная экономия недостаточно осязаема для того, чтобы влиять на принимаемые ими решения. Также необходимо учитывать недостаточный уровень экономической образованности основной части населения.
Увеличение базы для начисления обязательных страховых взносов было бы как нельзя кстати. В дополнение к тем отчислениям, что делает работодатель и в равной с ним пропорции увеличить НДФЛ на 6% и направить данные средства на формирование дополнительного пенсионного капитала. Также следует обеспечить механизм сохранности накапливаемых средств по принципу банковского Агентства страхования вкладов. Реализовав данные меры, можно рассчитывать на достижение целевого коэффициента замещения на уровне 60%.
Я считаю, целесообразно было бы не только сохранить накопительную систему, но принять меры по повышению ее эффективности в плане инвестирования. Также необходимо стимулировать граждан лично участвовать в формировании своего пенсионного капитала наравне с государством и компанией-работодателем.