Евросоюз одобрил выделение помощи Испании объемом €100 млрд и даже выделил первый транш, но ситуация не успокаивается. Доходности по десятилетним облигациям Испании превысили уже 7,5%, а спред с аналогичными германскими бумагами превысил 610 б. п. (6,1%) — очередной рекорд с момента создания еврозоны.
Положение в Мадриде ухудшается быстрее, чем Европа успевает затыкать дыры. Каждый раз выделенная помощь предполагает крайне оптимистичные сценарии развития ситуации, но уже через несколько недель реальность не поспевает за ожиданиями. На днях Валенсия — провинция, отягощенная самым большим долгом, — обратилась к центральному правительству за помощью. В совокупности долг достаточно автономных регионов Испании составляет около 14% ВВП; другие провинции тоже могут попросить денег. При этом возможности обращения за дополнительной помощью в Брюссель ограниченны, а сокращение бюджетных расходов происходит по-средиземноморски расслабленно.
Еще большее беспокойство вызывает у инвесторов отношение к ситуации испанских официальных лиц. Они объявляют ситуацию временной, а сложившиеся обстоятельства — случайностью, заявляя, что коррекция может быть достигнута одной лишь помощью ЕЦБ и бюджетной экономией. Чтобы не допустить обесценивания активов, местный регулятор распорядился на три месяца запретить «короткие продажи» (а значит, и возможность получения прибыли на падающих рынках), как это делали многие страны в 2008-м, а сейчас — Италия и Франция. Страусиная политика правительства, столкнувшегося с массовыми протестами и ухудшением экономической ситуации, не позволяет верить в его способность выправить положение.
Спасением для испанского правительства могла бы стать скупка национального долга со стороны ЕЦБ. Средняя длина обязательств Испании существенно ниже, чем у Италии или тем более Германии. В прошлом году ЕЦБ потратил €214 млрд на покупку суверенных облигаций, но уже больше шести месяцев программа приостановлена. Так называемая Securities Market Program дала властям европейских стран несколько месяцев на выработку структурных реформ, но из-за политической обстановки (выборы во Франции, двойные выборы в Греции, ухудшение мировой экономической ситуации) это время было потрачено довольно бездарно.
ЕЦБ старается действовать на максимуме своих возможностей. Банк не прибегает к прямым интервенциям на рынке и раздуванию своего портфеля «ценных бумаг». В частности, с 11 июля снижены ставка рефинансирования (до 0,75%) и депозитная ставка, по которой банки могут размещать свои излишки ликвидности (до 0%); это должно стимулировать их к увеличению кредитования и покупке краткосрочного госдолга. Но все равно многие предпочитают держать средства в ЕЦБ или скупать немецкий или бельгийский долг под нулевую или даже отрицательную ставку на достаточно длительный срок. Инвесторы и финансисты не верят, что смогут избежать полноценного банковского кризиса.
Испанию и ЕС ждут непростые решения. Пока события развиваются по греческому сценарию — с поправкой на больший размер испанской экономики и ее большую зависимость от строительства и экспорта. Еще одно отличие: сравнительная децентрализация государства, которая ограничивает возможности премьера Рахоя и его министров. Трудовые реформы выхолощены или отложены под давлением профсоюзов, строительство пребывает в анемичном состоянии. Возможно, удастся зачистить банковскую систему от наиболее плохих активов, стабилизировать бюджет, увеличить экспорт (ослабевший евро этому поможет). Безработицу может слегка снизить отъезд испанских работников в бурно растущие страны Латинской Америки.
Но для любых комплексных мер требуется время. Значит, совсем скоро в Брюсселе и Берлине снова появятся гонцы из Мадрида с просьбой удвоить, а затем и утроить размер помощи, уже не только банкам, но и региональной политике и соцсектору. Готова ли Германия, уже получившая первый «горчичник» от Moody's в виде снижения прогноза развития рейтинга, сделать это, пока неизвестно.