К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Как дать «пенсионным молчунам» право голоса

фото Foto SA / Corbis
фото Foto SA / Corbis
У миллионов владельцев пенсионных накоплений нет никого, кто защищал бы их интересы. Что делать?

В последние время все чаще обсуждается судьба 1,5 трлн рублей пенсионных накоплений, сформированных из отчислений социальных взносов с заработной платы работников. Подавляющее большинство этих сбережений находится под управлением ВЭБа (как государственной управляющей компании), а вокруг их инвестирования постоянно возникают вопросы. С одной стороны, результаты ВЭБа добротны, но не впечатляют, так как доходности по государственным облигациям не слишком высоки и только три года из девяти обгоняли инфляцию. Негосударственные УК и НПФ тоже, скорее всего, не покажут грандиозных результатов — в силу плохого состояния фондового рынка. С другой стороны, в госкорпорациях есть масса желающих направить пенсионные сбережения на разнообразные проекты государственной важности — от откровенно лоббистских планов поддержки фондового рынка до финансирования программы инвестиций в РЖД (включая, видимо, строительство дороги с Чукотки на Аляску) и озвученной некоторое время назад программы строительства государственных доходных домов.

В самой идее направлять пенсионные накопления на финансирование долгосрочных инфраструктурных проектов ничего страшного нет. В большинстве стран мира длинные пенсионные деньги  идут на финансирование длинной инфраструктуры или ипотечных проектов. Но вот делается это иначе: на рыночных принципах, через публичный рынок облигаций. Гарантии для таких проектов должны выдаваться после оценки возвратности, и  это неукоснительно исполнятся — что в российской практике делается далеко не всегда. А для безвозвратных, но социально значимых проектов у государства есть другие институты (например, тот же ВЭБ как Банк развития) или прямое бюджетное финансирование.

Когда вокруг много желающих наложить лапу на пенсионные накопления, концентрация средств молчунов у государственной компании является серьезной проблемой. Нужно было бы передать средства из ВЭБа в доверительное управление в российские и международные УК, с отбором на публичном и прозрачном конкурсе (такие планы озвучивались уже давно, но пока так и не были реализованы). Как раз такой подход хорошо вписывается в международную практику и повышает качество управления, снижая его зависимость от политизированных решений должностных лиц и влияния госкорпораций.

 

Невнимание граждан к своим накоплениям — бич накопительной пенсионной системы с момента ее появления. Количество молчунов — лучшее тому свидетельство. Среди относительно молодых работников бытует мнение, что им не придется полагаться на пенсию, а также, что размеры накоплений малы. «Молчание», то есть выбор ВЭБа и его портфеля госбумаг, тоже стратегия, в последние годы крайне разумная. Но не следует забывать, что накопления есть и они принадлежат нам (хотя и уплачены работодателями), — иначе найдется масса желающих потратить их в ведомственных, а не наших интересах.

Да и сами суммы не столь малы; у работников с белыми зарплатами за десять лет скопились немалые средства. Проблема в другом: нет никаких структур, которые бы выражали мнение работников и защищали их накопления. У борцов с коррупцией есть Алексей Навальный, у заключенных — Ольга Романова, у дольщиков и покупателей ипотечного жилья есть свой голос, а у миллионов владельцев пенсионных накоплений нет никого. Даже соглашение о защите прав вкладчиков НПФ подписывают регулятор ПФР и Национальная ассоциация пенсионных фондов. Деятельность созданного по закону Общественного совета не видна, не слышна и носит технический характер. То, что до сих пор с управлением пенсионными накоплениями все было относительно гладко, крайне удивительно.

 

Если коррупция в системе государственных закупок вызывает общественное негодование, то даже наиболее безумные идеи в области инвестирования (а то и упразднения) накопительной пенсионной системы вызывают интерес СМИ и специалистов. Понятно, что самым старым владельцам накоплений, не исключенным из системы в 2005 году, сейчас всего 45 лет и еще как минимум 10-15 лет до пенсии. Поэтому их внимание отвлечено на более насущные вещи, но этим как раз легко воспользоваться. Нам необходимо создать независимый механизм, способный доносить до регуляторов, правительства и управляющих мнения настоящих владельцев этих средств. Безумство обсуждаемых идей требует срочного вмешательства хозяев пенсионных накоплений — то есть нас с вами.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+