Решение S&P о повышении рейтинга Греции с SD до CCC (с выборочного дефолта до самого низкого из недефолтных рейтингов) очень напоминает анекдот про то, как это прекрасно, что больной перед смертью икал.
Во-первых, такой рейтинг все равно не позволяет Греции выходить на рынки капитала, ограничивает ее банки и муниципалитеты. В случаях выхода из выборочного дефолта, как правило, рейтинги назначались на более высоком уровне.
Во-вторых, с точки зрения инвесторов нет особой разницы между дефолтным рейтингом и рейтингом, который подразумевает 30-процентную вероятность дефолта на отрезке в два года. Подавляющее большинство мандатов инвестиционных фондов запрещают размещение активов в инструментах такого качества. Хотя, конечно, ССС лучше, чем С, который предусматривает 60-процентную вероятность потери средств.
В-третьих, греческие государственные финансы находятся в катастрофическом состоянии. Списание части долга, осуществленное в последние месяцы, несколько облегчило бремя, но доходы сокращаются быстрее расходов, а ВВП падает быстрыми темпами и из-за снижения выплат от государства, и из-за ухода еще большей части экономики в тень, и из-за массовых неплатежей в частном секторе. Снижение ВВП на 7-8% в 2012 году не должно удивлять инвесторов, равно как и рост долга с нынешних урезанных уровней еще на 5-6%. Массовая миграция трудоспособного населения, только усилившаяся в 2010-2011 годах, также не улучшает перспективы. Скорее всего, уже в этом году прогнозы уровня государственного долга к ВВП начнут расти, так как страна еще не вышла из долговой петли.
Политическая обстановка также не благоприятствует нормализации ситуации — далеко не факт, что в воскресенье Греция выберет парламент, способный сформировать адекватное правительство и следовать утвержденной ЕС программе контроля за расходами. Даже при существующем в греческом избирательном законодательстве дополнительном «бонусе» в 50 парламентских мест из 300 для партии, занявшей первое место, у центристов может не оказаться рабочего большинства. Соответственно растут шансы того, что политика нового кабинета министров будет отличаться от согласованной с кредиторами в худшую сторону.
Дополнительный фактор: Греция, перестала быть центром внимания инвесторов. Сейчас в их фокусе Испания и Италия, значительно большие по масштабу, находящиеся под давлением рейтинговых агентств и пытающиеся пройти сокращение расходов с минимальными потерями для экономического роста. Обе экономики менее чувствительны к сокращению госрасходов, чем Греция, но их экономика менее традиционная (что дает дополнительную социальную поддержку безработным, не зависящую от государства) и больше зависит от состояния строительной индустрии.
Если эти страны не справятся с давлением рынков и их рейтинги устремятся к уровням Греции (у которой этот путь занял около трех лет), судьба евровалюты предопределена, а развязывание долгового узла (по аналогии с 1980-ми) займет десятилетие. Испанские и итальянские бумаги до сих пор находятся в портфелях крупных инвестфондов, снижение рейтингов автоматически приводит к продажам. Поэтому их рейтинг более важен, а Греция все равно останется отсеченной от мировых рынков капитала до тех пор, пока не появится внятной перспективы роста, либо не пройдет новая реструктуризация, либо не вернется драхма.