Премьер-министр Греции Георгиос Папандреу согласился на формирование коалиционного правительства национального единства. При этом глава кабинета отказался уйти в отставку. Если он не сможет договориться с оппозицией по созданию коалиционного кабинета, ему предстоит голосование по вотуму доверия 4 ноября.
Политический кризис в стране разразился после того, как Папандреу выдвинул идею проведения референдума относительно пакета помощи ЕС. В ответ оппозиция предложила сформировать новое правительство и максимально ускорить процесс утверждения кредитного соглашения с ЕС. Кредиты ЕС и МВФ позволяют Греции избежать дефолта. В ответ от Афин требуется выполнить ряд условий, первоочередным из которых является снижение бюджетного дефицита. Однако проблема в том, что не существует простого и безболезненного способа добиться этого в сжатые сроки.
Экономики стран — основных торговых партнеров Греции — восстанавливаются медленно. Конкурентоспособность греческой экономики в целом остается достаточно низкой как следствие зарегулированности рынка труда и целого ряда отраслей (в основном, в сфере услуг). Уже принятые ранее меры по сокращению госрасходов неизбежно привели к сжатию совокупного спроса, что лишь усугубило продолжающийся спад. В результате снижения производства сокращаются налоговые поступления, что сводит на нет предшествующие усилия по приведению цифр бюджетного дефицита к разумным значениям. В таких условиях дальнейшее затягивание поясов представляется крайне непривлекательной опцией.
На референдуме, назначенном на 4 декабря, грекам будет предложено ответить вопрос о том, готовы ли они пойти на это. Конечно. то, что греки согласятся на сокращение госрасходов, маловероятно. Опросы показывают, что 6 из 10 греков против сокращения госрасходов. Но при этом 7 из 10 выступают за то, чтобы остаться в зоне евро. Какой из этих мотивов сработает сильнее — непонятно.
В случае положительного ответа Греция получит списание половины ее задолженности, находящейся в руках частных кредиторов, и очередной транш финансовой помощи ЕС. В случае отрицательного исхода финансовая помощь будет приостановлена, что сделает невозможным рефинансирование суверенного долга и приведет к дефолту по нему. В результате страна на какое-то (обычно, достаточно продолжительное) время потеряет возможность занимать на финансовом рынке. В этом случае правительство будет вынуждено сбалансировать бюджет в одночасье, что приведет к весьма болезненному эффекту. Страна окажется перед выбором, оставаться ли ей в еврозоне или нет.
Основные выгоды от того, чтобы остаться в зоне евро, имеют долгосрочный характер. В отдаленном будущем, когда ситуация нормализуется, экономика начнет расти, страна получит возможность вернуться на финансовые рынки и занимать под разумный процент. Однако этому будут предшествовать годы экономического спада и высокой безработицы. Более привлекательной альтернативой с точки зрения текущего момента может оказаться выход из зоны евро и возвращение драхмы в качестве национальной валюты. Такой шаг позволит Греции задействовать денежную политику для стимулирования совокупного спроса и оживить экономику в более короткие сроки. В частности, такая мера приведет к обесценению драхмы по отношению к евро, что повысит привлекательность греческих товаров для остального мира и даст толчок экономике. Большой вопрос состоит в том, чем за это придется заплатить.
Процедура выхода из зоны евро не прописана в регулирующих документах ЕС. Поскольку прецедентов еще не было, перспектива выхода Греции из зоны евро создаст неопределенность на финансовых рынках. Не дожидаясь запуска процедуры выхода (или даже результатов голосования), вкладчики начнут отзывать депозиты из греческих банков и переводить их в банки Германии и других «благополучных» стран. В противном случае существует риск потерять часть денег из-за того, что вклады будут автоматически конвертироваться из евро в драхмы, что приведет к их последующему обесценению. Массовые набеги на греческие банки вызовут волну банкротств и сжатие кредита в экономике. Экономический спад станет еще более глубоким.
Банки других европейских стран, которые держат часть активов в греческих облигациях, понесут прямые потери в результате дефолта Греции, если таковой произойдет. Вероятнее всего, размер этих потерь окажется посильным для европейских банков. Текущий объем средств Европейского стабилизационного фонда достаточен для того, чтобы их покрыть. Однако есть риск того, что дефолт по долгу Греции может усилить давление на рынки гособлигаций других уязвимых стран, таких как Испания и Италия. Массовое бегство из этих ценных бумаг в более надежные облигации Германии или США приведет к снижению цен и убыткам у европейских банков. В результате убытков сократится капитал банков, что может спровоцировать банковскую панику в Европе с банкротствами, сжатием кредита и затяжной рецессией.
Реализация пакета мер по бюджетной экономии и структурным преобразованиям, согласованная ранее с МВФ и ЕС, сталкивается с серьезным сопротивлением со стороны различных групп интересов внутри страны. В результате большинство намеченных целей на 2011 год (сокращение бюджетного дефицита, приватизация госактивов) остаются недостигнутыми, что порождает сомнения относительно реализуемости намеченных шагов и в будущем. Все это делает вероятность дефолта по долгу Греции с последующим выходом страны из зоны евро достаточно высокой.