К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Появится ли у Google собственный банк?

фото Fotobank / Getty Images
фото Fotobank / Getty Images
Президент ТКС-банка Оливер Хьюз в колонке для Forbes рассказал о грядущей революции в сфере персональных финансов

Вы заметили, что хедлайнерами новостей в сфере персональных финансов становятся системы электронных денег, операторы мобильной связи и digital-компании? Электронные кошельки предлагают все новые и новые возможности — перевод денег из страны в страну, person to person (P2P), оплату покупок в интернете и государственных пошлин и т. д. «Классические» платежные системы Visa и MasterCard экспериментируют с мобильными платежами, бесконтактными технологиями оплаты без использования банковских карт и собственными электронными кошельками V.me и PayPass Wallet. Активно развивается эквайринг для малого бизнеса от небанковских компаний Square и PayPal и их аналогов. Банки в этом процессе почти не участвуют.

Последний громкий слух на рынке — о выпуске пластиковой карты к Google Wallet. По данным, просочившимся в блоги о hi-tech, держатель карты Google Wallet получит возможность расплачиваться новой картой везде, где принимают традиционные банковские карты основных платежных систем. При этом клиент сможет через мобильное приложение «переключать» свои банковские карты, привязанные к его Google Wallet. Это говорит о том, что Google вынужден расширить функционал своего кошелка. Вполне возможно, что компания подумывает о кредитовании через карты. В России в начале 2012 года до собственного пластика дозрела система «Яндекс.Деньги», начав выпускать карты совместно с ТКС Банком.

Но зачем потребителю еще одна пластиковая карта, да еще и от электронного кошелька? Смогут ли «виртуальные» игроки в обмен на новые сущности предложить клиенту что-то существенное, кроме виртуальной платежной функции, к которой пока сводятся все их новации?

 

От банков и других участников финансового рынка клиенту нужны три вещи: безопасность (средств), удобство (доступа) и универсальность (приема). Ему все равно, кто именно выполнит все три условия. Электронные кошельки и различные системы мобильных платежей обошли традиционные банки по уровню удобства, пользовательского интерфейса, но их универсальность под вопросом. Так же как иногда и безопасность, то есть сохранность денег. Были редкие случаи компрометации клиентских данных, и эти системы практически не регулируются.

Попытки решить проблему универсальности приема и привели к выходу электронных денег в офлайн — появлению физических карточек. При их помощи можно получать наличные, платить в интернете и физическом мире. Электронные кошельки вынуждены сделать шаг назад, начав выпуск пластиковых карточек.

 

Долгосрочное решение проблем универсальности и безопасности лежит в области развития мобильных технологий. На мобильном телефоне можно совмещать и мобильный банкинг (управление счетами), и переводы P2P, и доступ к электронным кошелькам, и платежи в физическом мире через NFC-технологию. И сам факт, что клиент идентифицируется через мобильный телефон, совершает операцию и получает подтверждение об операции на мобильный, серьезно повышает безопасность. Компания eMarketer прогнозирует рост числа мобильных пользователей интернета с 1,4 млрд в 2012 году до 2,5 млрд к 2016 году.  Уже сейчас мы видим взрывной рост рынка mobile money, в котором, кстати, банки почти не участвуют или выступают только формальными партнерами, предоставляющими лицензию.

В 2013 году банки будут более активны на этом поле. И вот почему: объем мобильных транзакций на развивающихся рынках в 2011 году составил $44 млрд, по данным Berg Insight, а к 2017 году эта цифра может вырасти до $395 млрд. В MasterCard считают, что к 2020 году мобильные приложения станут главным каналом взаимодействия ритейла с клиентом, потеснив офисы, магазины и колл-центры.  Банки не могут игнорировать этот процесс.

Между тем мобильная среда быстро меняется. В России уровень проникновения мобильной связи превышает 200%, при этом идет процесс замещения обычных сотовых телефонов смартфонами. По данным экспертов J’son & Partners Consulting, к концу 2012 года количество пользователей смартфонов в России вырастет до 27,2 млн человек. Кроме того, у России есть преимущество перед другими странами, уже активно экспериментирующими с мобильными технологиями. В отличие от некоторых стран в России мобильное платежное приложение будет жить в телефоне, а не в sim-карте, что  упрощает и ускоряет переход к более универсальным финансовым технологиям в двух мирах — виртуальном и физическом.

 

Через три или четыре года исход борьбы разных стандартов и мобильных технологических решений на рынке платежей станет ясен. Банки из сферы личных финансов никуда не денутся: они специализируются на управлении кредитными рисками, а на этот бизнес новые участники платежного рынка пока не посягают. Людям нужно не только сберегать, оплачивать покупки и счета, но и занимать деньги. Однако благодаря бурному развитию мобильных и интернет-технологий финансовая розница превратится в бизнес на стыке IT и традиционного банкинга.

Соответственно, неизбежны слияния. Сервисные компании, как Google, возможно, будут покупать банки или создавать свои. Банки будут приобретать digital-компании. Процесс слияния игроков в ближайшем будущем приведет к реальному, революционному повышению уровня комфорта клиентов.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+