Смогут ли президент Барак Обама и спикер Палаты представителей Джон Бейнер преодолеть пропасть, разделяющую республиканцев и демократов, и предотвратить падение экономики США с так называемого «фискального обрыва»? На этой неделе им предоставляется последний шанс: с 1 января автоматически вступят в силу ранее принятые решения об отмене налоговых льгот и сокращении бюджетных расходов. Прогнозы меняются день ото дня, но я пребываю в редком для меня состоянии осторожного оптимизма.
И с политической, и с финансовой точек зрения, обеим партиям есть чего терять. Республиканцы — против повышения налогов и сокращения военного бюджета. Демократы — против сокращения социальных расходов и за повышение налогов на так называемых богатых. Они также поддерживают сокращение военного бюджета.
Сначала Обама хотел повысить налоги на семьи, зарабатывающие $250 000 в год, потом согласился облагать повышенными налогами только «кулаков» с доходом от $400 000 в год. Республиканец Бейнер готов повысить налоги на тех, кто получает от $1 млн в год. При этом Обама согласился понизить ассигнования на социальное страхование, на чем настаивали республиканцы. Но достичь согласия не удается. Сейчас «цена вопроса» — примерно $450 млрд. Демократы предлагают мобилизовать в бюджет за счет повышения налогов более $1,2 трлн за 10 лет, республиканцы — менее триллиона.
Дело не только в деньгах, а в идеологии. Традиционно Америка была страной с низкими налогами, обществом предпринимателей. «Иди на запад, молодой человек», было девизом поколений американцев, освоивших территорию большую (и более плодородную), чем вся заселенная Сибирь. Америка создавалась и заселялась эмигрантами, бежавшими от отсутствия свободы, национализма, от безземелья и высоких налогов Европы. Эту идеологию в какой-то степени сохранили республиканцы и вымирающее племя демократов-центристов, называющееся blue dog («голубые собаки»).
Нынешние демократы, особенно их идеологическое крыло, представленное Бараком Хуссейном Обамой, желают «перестроить» Америку по европейскому образцу. Причем Европы не ХIХ — начала ХХ века, а Европы западной, сегодняшней, постмодернистской. Роль федерального правительства они хотят углубить и расширить. У богатых забрать, бедным (и не только) отдать, политическую корректность возвести в статус государственной идеологии. Не контракт, а статус (классовый, расовый, гендерный, сексуальной ориентации) значим для этих политиков. Назвать их социал-демократами еще слишком мягко.
Да, республиканцы с треском проиграли президентские выборы, а в Сенате их представительство сузилось. Но в Палате представителей, наиболее полно и пропорционально представляющей избирателей, республиканское большинство сохранилось. Бейнер и Обама друг друга любят примерно так же, как Навальный и Путин. Но приходится торговаться.
Поэтому и Обама, и Бейнер маневрируют, чтобы избиратели свалили вину не на их партию, показывают, что каждый из них — поборник справедливости, ищут компромисс — и, скорее всего, найдут.
$450 млрд за 10 лет для американского бюджета, в котором только на Пентагон ассигнуется $700 млрд в год, действительно деньги небольшие. Но важно договориться так, чтобы никто не чувствовал себя и не воспринимался лузером. Этого политики не смогут вытерпеть, они способны торпедировать бюджетную сделку по принципу «вырву себе глаз, чтобы у тещи зять кривой был».
Конечно, для республиканского электората, и для самого Бейнера поднять порог, за которым вступает в силу повышение налогов с $400 000 до, скажем, $800 000—$900 000 в год, важно. Но и демократам обида хозяев мелкого бизнеса за усиленное мытарство может обойтись в миллионы голосов.
Если сделки не будет, то ситуация резко обострится. Агентство Fitch в минувшую среду объявило, что если США свалятся с обрыва, нынешний рейтинг (ААА) будет снижен, а прогноз ухудшится со «стабильного» до «негативного». В 2011 году агентство Standard & Poor’s уже понизило рейтинг Америки с ААА до АА+. Но добрый Fitch объявил, что если компромисс будет достигнут, рейтинг США останется на прежнем уровне, а прогноз останется «стабильным». Это не просто слова и оценки. От рейтингов зависят процентные ставки на облигации госзаймов, штатов и округов.
Федеральный резерв должен относиться с пиететом к таким прогнозам. До сих пор Бен Бернанке, глава ФРС, с олимпийским спокойствием печатал деньги и выкупал облигации госзайма, повышая ликвидность. Он называет это «количественное смягчение» (quantitative easing). Но, как ни называй, это опасная политика.
Пока что все обходится. Более или менее. Инфляция не увеличилась. По сравнению с Европой и Японией, США все еще в лучшей (или наименее плохой) форме. Инвестиции продолжают течь в американскую экономику, а доллар даже усилился по сравнению с больными евро и иеной.
Бернанке критикуют многие — в Америке и за рубежом. Такой зубр восточноевропейской экономической политики, как бывший первый вице-премьер и глава Центробанка Польши Лешек Бальцерович, сравнивает политику ФРС с плаванием в «бурных водах без карты». Финансовое послабление создает негативную динамику. Банкиры ждут еще более низких процентных ставок и не вкладывают деньги в экономику. «Чем дольше длится этот цикл, тем тяжелее из него выходить. Япония сидит в ловушке уже более 20 лет», — говорит Бальцерович. Бернанке «убивает стимулы для политиков заняться структурными реформами».
Но не все коту масленница. Без санации госбюджета и борьбы с долгом Америку ждет не просто «фискальный обрыв», а потеря статуса сверхдержавы. Экономической, по крайней мере.
Наконец-то многие в Вашингтоне начали понимать, что это вопрос не только политической популярности, но и национальной безопасности. Перефразируя Пола Кеннеди, автора когда-то нашумевшей книги «Взлет и падение Великих Держав» (The Rise and Fall of Great Powers) увеличение не только военных расходов, но любых расходов, в том числе и социальных, с которыми не справляется госбюджет, до добра не доведет.
Об этом стоит подумать и президенту, и спикеру, перед тем как они возобновят свои исторические переговоры после очень коротких рождественских каникул.