К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Обманчивая стабильность: какое будущее ждет протестное движение?

фото Макса Новикова для Forbes
фото Макса Новикова для Forbes
Надежды властей на возвращение прежней стабильности не имеют оснований

Декабрь 2012 года — годовщина начала протестов после думских выборов, кстати, первых, в которых участвовали молодые граждане, родившиеся уже при демократической конституции. Прошлый декабрь показал нам, что человек взрослеет быстрее, чем государство становится современным — эффективным, демократичным, служащим обществу.

Протесты вывели на свет новое осевое противоречие в российском обществе: между теми, кто, говоря словами принца Датского, готов «смириться лучше со знакомым злом, чем бегством к незнакомому стремиться», и теми, для кого несменяемость власти и отсутствие надежд на перемены стали нетерпимыми. Лобовое объявление о возвращении Владимира Путина на грядущие 6 лет и увиденные активными гражданами манипуляции на выборах взорвали средний класс — наиболее жаждущий обновления во власти и обществе. А остальная часть общества крепко призадумалась.

Мы впервые за многие годы увидели общество граждан, движимое гражданскими чувствами, готовое бороться за свои права. Впрочем, все ли увидели? Да, власть уже научилась не обзывать рядовых протестующих «бандерлогами», но посмотрите, как провластная пропаганда «опускает» этот протест: это якобы «креативный класс», противостоящий «человеку труда» (читай, сетевые хомячки, с жиру бесятся), это якобы «наймиты» или в лучшем случае — одураченные коварным Госдепом; это якобы не средний класс, да и класс этот маленький и присосавшийся к власти. То ли дело большинство…

 

У митингующих и их вождей другая крайность: им тогда казалось, что завтра на митинги выйдет вся Россия, что власти пора диктовать условия безоговорочной капитуляции. Притом что ни лидеров, ни программы, ни опыта политической борьбы у них не было, да и откуда бы ему взяться, если столько лет именно таких граждан власть отталкивала от политического поля (а они, честно признаем, не очень-то в него и стремились).

А как на самом деле? Продолжим цитировать Шекспира: мысль о том, что «прогнило что-то в королевстве датском» распространялась в обществе и раньше: кризис 2008-2009 годов похоронил социальный контракт прошлого десятилетия — «материальное благополучие в ответ на лояльность». Даже сегодня протесту, по опросам Левада-центра, сочувствуют более трети всех россиян (в начале года — выше 40%), а многие другие считают, что, если почувствуют ущемление своих социальных прав, сами выйдут на улицы: уличный протест как форма «разговора с властью» стал легитимным.

 

Шоковые парламентские выборы укрепили протестные настроения в не столь малочисленном среднем классе, задающем «социальную моду» в крупных городах. Настроение это можно выразить двумя однокоренными словами: «отвалите» — протест против неэффективной бюрократии, мешающей их жизненным карьерам, и «валить» — искать выход из сложившейся ситуации в эмиграции. А «успокаивающие» президентские выборы дали возможность остальным нашим соотечественникам «выбрать стабильность». Но, как показывают социологические исследования, это стабильность на вчера и сегодня, даже самые лояльные граждане слабо верят, что «вечно стабильный» режим принесет им и всей стране улучшение жизни в будущем — запах «гнили» в королевстве чувствуют и они.

Страна вступила в непростой период, когда надо все тщательнее считать доходы и все рачительнее расходовать средства. Надежд на «экономическое чудо» (или сверхвысокие цены на нефть?) не осталось, оптимизация расходов вызовет трения и напряжения — общество разучилось «считать копейку». Это значит, что нынешняя политика власти, поглаживающая по головке «большинство» и шельмующая меньшинство законами про «иностранных агентов», жестким регулированием митингов, заигрыванием с клерикалами, — это путь в никуда. «Меньшинство» озлобится еще сильнее, а как поведет себя «большинство» при уменьшении «социального пирога» — большой вопрос.

Нужно прямо противоположное: сделать политическую реформу не имитационной (при который через муниципальный фильтр на губернаторских выборах мышь не проскочит), а реальной, вернуть смешанную систему на выборах в Думу, искать пути диалога со всеми слоями общества, чтобы заключить новый «социальный контракт», соответствующий злобе дня. Шанс начать такой диалог еще не упущен, но времени у власти остается все меньше…

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+