В марте прошлого года премьер Владимир Путин поручил министру энергетики Сергею Шматко изучить возможность и целесообразность создания производств по сжижению природного газа на юге России — на Черном море. Шматко вопрос изучил и доложил, «что все-таки существенную часть в себестоимости играет транспортировка, в том числе по территории России», и что завод СПГ должен быть максимально приближен к месту добычи. Действительно, длинное транспортное плечо от Северного Ледовитого океана до Черного моря в сочетании с заводом по сжижению газа и танкерными перевозками может сделать экспортные операции убыточными.
Похоже, что с уходом г-на Шматко из правительства прошлогоднее поручение Путина напрочь стерлось из памяти газовых чиновников. На днях «Газпром» объявил о плане поставок газа из Чаяндинского месторождения на будущий завод СПГ во Владивостоке. Расстояние от расположенного в Якутии месторождения до Владивостока примерно такое же, как от Ямала до Черного моря, а затраты на транспортировку газа по газопроводу Якутия — Хабаровск — Владивосток будут еще выше, чем на плече Ямал — Черное море. Проект, сочетающий дорогостоящую транспортировку газа по длинному сухопутному газопроводу с его сжижением и дальнейшей транспортировкой СПГ танкерами, представляется очень рискованным, поскольку затраты вполне могут оказаться выше рыночных цен. Однако руководство российского газового монополиста, на мой взгляд, просто не в силах отказаться от возможности «освоить» еще несколько сотен миллиардов рублей на строительстве трубы, связывающей Чаяндинское месторождение и Хабаровск.
Опыт газопровода Сахалин — Хабаровск — Владивосток (общая стоимость 467 млрд рублей в ценах на 1 января 2009 года) показывает, что от таких проектов выигрывают только подрядчики и посредники, а «Газпром» несет убытки. Правда, эти убытки «национального достояния» компенсируются из госбюджета, то есть за счет всех российских налогоплательщиков.