К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.
Теперь Forbes можно слушать

Дмитрий Разумов — Forbes: «Для меня Россия всегда была важнее, чем остаток мира»


«Я черпаю свое вдохновение за границей, но направление его использования — здесь», — рассказал генеральный директор инвестфонда «Группа ОНЭКСИМ» Дмитрий Разумов. Топ-менеджер, который на протяжении нескольких лет занимался проектами в Нью-Йорке, в 2020 году взялся за развитие Суздаля, создавая там в первую очередь культурные объекты. В интервью команде Forbes Talk Разумов поделился, сколько он вкладывает в свое увлечение, когда его инвестиции могут окупиться и как вообще человеку из мира финансов запускать проекты без бизнес-плана

Дмитрий Разумов — менеджер, предприниматель, коллекционер искусства и меценат. В 2001-2005 годах занимал пост заместителя гендиректора ГМК «Норильский никель». В 2007-м возглавил группу ОНЭКСИМ, принадлежающую Михаилу Прохорову. Позднее стал председателем американского баскетбольного клуба «Бруклин Нетс» и спортивной арены «Барклайс-центр», которые вошли в ОНЭКСИМ и были проданы группой в 2019 году. В середине 2010-х годов Разумов входил в десятку самых дорогих руководителей российских компаний по версии Forbes. С 2020 года занимается развитием современной культуры в Суздале: открыл там «МИРА центр» и готовит к запуску несколько музейных площадок вместе с российским художником Андреем Бартеневым. 

Суздаль — это утопия

«Нам же никто не запрещает утопически относиться к жизни. В некотором смысле Суздаль в его существующем виде — это тоже утопия. Ну вроде бы она существует и пока существует — можно этому радоваться.

Здесь слишком все хорошо. Прекрасная архитектура и ландшафт, комьюнити, которое само двигает город. Нет никаких разнарядок, нет никаких планов, спущенных сверху. Это инициатива, которая идет снизу, и в некотором смысле самоорганизация — мы тут самоорганизующееся сообщество. У нас хорошие отношения с властью, власть нас поддерживает. То есть мы вроде немного просим, но в том, где нужна помощь, нас поддерживают. А мы тоже замечаем то хорошее, что делает власть. И это некое подобие гражданского общества, о котором мы все скучаем. 

 

Государственный музей-заповедник, который делает классные вещи и привлекает негосударственные средства для этого. Мы, которые развиваем культуру, на свои частные деньги. Мне кажется, что у нас консенсуальная, диалоговая форма управления городом, где у власти, есть свои функции, и она их выполняет в диалоге с сообществом, а сообщество слушает власть в тех вопросах, где нужно ее слушать. В общем это такая крутая штука».

Сколько денег Разумов вкладывает в Суздаль

«Я не подсчитывал эти суммы. Я думаю, что это сотни миллионов рублей. Честно, надо собраться и посчитать. Я понимаю, почему Forbes это волнует. Я не настолько на этом сфокусирован.

 

То, чем я здесь (в Суздале — Forbes) занимаюсь, никак с бизнесом не связано. То есть у меня нет целей вложить и заработать. Какой-то заработок видимо будет, но скорее нематериальный. Ни «МИРА Центр», ни «Ларец», ни будущий «МИРА музей» не являются коммерческими проектами. 

Я думаю, что капитальные затраты не окупятся никогда, они слишком высокие. Но — я сказал — я в большей степени отношусь к этому, как к произведению искусства, чем как к бизнесу. То есть для меня важнее, во-первых, сохранить эти прекрасные объекты и, во-вторых, дать людям какой-то удивительный, уникальный опыт, который заставит их это место запомнить и вернуться, возможно, сюда. У меня есть надежда, есть гипотеза, что если мы сделаем что-то классное, что будет нравиться нам и будет нравиться людям, мы найдем способ это монетизировать и хотя бы операционно не терять на этом, не продолжать терять на этом деньги».

Ноу-хау Разумова

«Мы не знаем, что будет завтра, не знаем, что с нами будет, что будет со страной, с Суздалем, с чем угодно. Это не то, что в нашей власти. При этом я могу заниматься планированием музея и собирать коллекцию, могу делать это сегодня. И жизнь показывает, что если ты на этом сегодняшнем дне сосредотачиваешься — я делаю это увлеченно, страстно — то каким-то образом приплываешь в точку Б, которая на самом деле не имеет четких очертаний для меня. Наш музей должен открыться меньше, чем через год, и у нас нет никакого плана или стратегии и даже толком название мы не до конца понимаем. И в этой спонтанности и внутренней свободе есть для меня большая привлекательность.

 

Это какое-то ноу-хау, найденное мной. Но, может быть, это результат слишком долгой работы в бизнесе и понимания, что ни один бизнес-план никогда не срабатывает. Все равно в итоге получается что-то другое, что-то еще.

На самом деле не то, чтобы мы двигались совсем хаотично. Конечно же, у нас есть некий вектор. И есть набор навыков, которые позволяют организовать людей, мотивировать их. Но опять же чересчур спланированная деятельность становится сухой и неинтересной. Когда это чуть-чуть хаотично и чуть больше свободы, есть элемент неожиданности. Он может быть и неприятным, но, как правило, нас почему-то поджидают интересные и приятные сюрпризы в процессе. 

Двигаясь в этом спонтанном свободном процессе в направлении музея, я вдруг понял, что мне важнее «как», чем «что». Важно жить в мире гармонии, хороших отношений с людьми, и я готов рискнуть, что «что» не произойдет, но главное, чтобы этот процесс был гармоничным. Это открытие последнего года».

Об интересе ко всему русскому  

«Я себя всю жизнь ощущал русским и укорененным здесь, несмотря на эпизоды моей работы в Америке. И в 2020 году во время пандемии, и в 2022 году после начала [«спецоперации»* — испр. Forbes] возникали вопросы: «Где бы ты остался, если убрать возможность перемещения?» У меня ответ на этот вопрос очень понятный и четкий: я бы остался здесь, в России. Я бы точно никуда не поехал. Для меня Россия всегда была намного важнее, чем остаток мира.

Это моя естественная внутренняя установка: я здесь родился и что бы здесь ни происходило, мое место все равно здесь. Я очень ценю возможность путешествовать. Каждая поездка в Европу или в Америку наполняет меня какими-то новыми смыслами. Я черпаю свое вдохновение там, но направление его использования — этого вдохновения — оно всегда мне видится здесь.

 

Когда мы делали классные вещи в Америке — масштабные, социально ориентированные, и менявшие облики, огромных районов — у меня такая тоскливая нотка звучала внутри, что жалко, что это не в России, и что это в России невозможно сделать. Поэтому, приехав в Суздаль, и поняв, что это очень симпатичное место, что здесь есть туристический поток, что здесь уже есть комьюнити, есть какая-то симпатичная инфраструктура, но, как мне показалось, не хватает современного культурного контекста, у меня все сложилось. Я понял, что здесь я могу себя применить, правильным образом. Правильным для меня».

Полную версию интервью с Дмитрием Разумовым смотрите на канале Forbes в YouTube. 

* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости