Почти 200 000 человек в мире имеют состояние более $30 млн. Этих людей называют «ультрахайнеты». Три с половиной тысячи супербогатых собственников живут в Москве — это один из самых высоких показателей по сравнению с другими городами мира. Всего же в России более 200 тысяч миллионеров.
Кто эти люди? В какие активы они предпочитают инвестировать свои накопления? Как ультрахайнеты изменили свою финансовую стратегию в связи с кризисом и какие инструменты для инвестирования средств могут быть сейчас наиболее эффективны?
На эти и другие вопросы можно найти ответ в альманахе «RUSSIAN WEALTH JOURNAL — Частные инвестиции 2016». Презентация журнала, который был издан FPB Private Banking (подразделение Финпромбанка по обслуживанию состоятельных клиентов) и международной консалтинговой компанией в сфере недвижимости Knight Frank, прошла 27 мая в Москве, в отеле Four Seasons на Охотном ряду. Альманах, который будет выпускаться ежегодно, должен стать настольной книгой российских инвесторов, уверены издатели.
Богатых будет больше
Согласно исследованию The Wealth Report, в ближайшее десятилетие число российских ультрахайнетов увеличится на 72%. И хотя их состояние несколько уменьшится под влиянием кризиса, в период восстановления экономики они обязательно наверстают упущенное. Российская индустрия управления крупным благосостоянием уже сейчас вполне удовлетворяет всем потребностям богатых людей. На рынке работают несколько десятков банков и финансовых компаний, предлагающих полный спектр услуг — от классического private banking до family office.
В 2015 году состояние ультрахайнетов составляло $19,3 трлн. За последние десять лет «сверхмиллионеров» в России стало больше на 195%. Такие данные приводятся в исследовании The Wealth Report 2016, проведенном совместно с консалтинговыми компаниями Wealth-X и New World Wealth. Какие страны станут лидерами по росту числа ультрахайнетов? Уменьшится или увеличится состояние миллионеров? И как будет распределено их богатство по странам мира? Об этом подробно рассказывается в обзорах альманаха, составленных на основе данных опроса 400 представителей ведущих мировых частных банков и инвестиционных консультантов.
В этих же статьях дается ответ на вопрос, кто такой типичный российский ультрахайнет. Согласно исследованию, проведенному Центром управления благосостоянием и филантропии при Московской школе управления СКОЛКОВО, владелец крупного капитала в России ― это мужчина-предприниматель около 48 лет, начавший бизнес в начале 1990-х годов. У него есть несколько детей, и он уже задумывается о преемственности бизнеса и благосостояния. Подробнее об этом можно прочитать в анализе тенденций частных инвестиций представленного читателю RUSSIAN WEALTH JOURNAL. В этой же статье приводятся данные Европейского социального исследования (ESS), которые говорят о том, что российские представители категорий UHNWI и HNWI обладают более выраженной ориентацией на достижение успеха и самоутверждение, открытостью к изменениям и сильной̆ самостоятельностью, чем их западные коллеги.
Выбирают российское
Один из трендов будущего ― рост недоверия к услугам западных финансовых институтов, считает один из экспертов альманаха, президент Российского биржевого союза Анатолий Гавриленко. Российский инвестор больше учитывает фактор защищенности капитала, чем финансовые факторы, утверждает Гавриленко.
Имеются ли у российских финансовых институтов предложения для состоятельных клиентов, которые отвечают их потребностям? Об этом подробно рассказывается в материале члена экспертного совета Института финансового планирования Алексея Гусева. По мнению эксперта, российские ультрахайнеты, хотя и пользуются услугами иностранных финансовых институтов, не удовлетворяются условиями обслуживания на Западе и возвращаются к инвестициям в рисковые активы и привычной российской специфике. Сейчас рынок отечественного private banking & wealth management можно условно разделить на две категории, считает эксперт. Часть организаций, предоставляющих услуги классического privatе banking, ориентируются на клиентов, которые передают в управление от $1 млн. Эти деньги в основном инвестируются в депозиты. Вторая группа банков, работающая с более состоятельными клиентами, предоставляет комплекс услуг, который можно назвать «семейным офисом». В этом случае им предлагаются индивидуальные условия обслуживания. Также в статье раскрываются современные тенденции деления российского private banking на «универсальную» и «клубную» модели. К числу последних, как правило, относятся частные банки, ориентированные на гибкое и оперативное решение потребности VIP-клиента в части сервиса и продуктов
Инвестируют в недвижимость
Изменение макроэкономической и политической ситуации требует пересмотреть и модели управления крупным благосостоянием. «Многие прежние инвестиционные инструменты оказались неэффективными и не соответствующими потребностям инвесторов», — полагает эксперт альманаха Анатолий Гавриленко.
Какие инструменты для сохранения и приумножения состояния используют сейчас российские ультрахайнеты? Об этом можно прочитать в статье «Инвестиционный портрет ультрахайнетов». Чаще всего богатые люди, помимо традиционных финансовых инструментов, инвестируют средства в элитную недвижимость — как российскую, так и зарубежную. Это легко объяснимо: правила игры на российском рынке недвижимости меняются редко, и такая собственность является наиболее защищенной. Что покупали в последнее время состоятельные инвесторы в России? Этому вопросу в альманахе посвящен целый раздел «Элитная недвижимость Москвы». Более 60% россиян хотят отправить детей на обучение за рубеж, и только 56% представителей сегментов UHNWI и HNWI собираются жить в России. Поэтому богатые люди покупают дома и апартаменты на Западе, рассматривая такие инвестиции и как инструменты вложения, и как место жительства для своей семьи.
Какие же, кроме недвижимости, инструменты для инвестирования средств будут наиболее эффективны и востребованы сейчас? Подробный анализ приводится в статье члена совета директоров Финпромбанка Станислава Перминова. Российский private banking за последние годы серьезно эволюционировал — от простых предложений воспользоваться платежными картами премиальных категорий до разработки собственного комплекса финансовых и нефинансовых продуктов с элементами LifeStyle, делает вывод эксперт. В данный момент наиболее популярны продукты с фиксированным уровнем доходности — вклады, сберегательные сертификаты, отмечает Станислав Перминов.
С помощью каких еще финансовых продуктов можно диверсифицировать свои инвестиции? В случае нормализации международной обстановки вырастет спрос на российские ценные бумаги, полагает эксперт альманаха, вице-президент Ассоциации региональных банков «Россия» Ян Арт. Кроме этого, может увеличиться спрос на инвестиционный банкинг, этому способствует ряд факторов, отмечает в своей статье директор департамента инвестиционно-банковских услуг и финансирования Финпромбанка Николай Габышев.
Не стоит забывать и об альтернативных способах вложения средств — инвестициях в искусство и предметы роскоши, считают эксперты альманаха. Согласно данным Knight Frank Luxury Investment Index, самые популярные объекты такого типа инвестиций —классические автомобили. За 10 лет они подорожали на 490%. Какие еще предметы могут показать существенную доходность на горизонте в несколько лет? Этому вопросу посвящен ряд статей в альманахе.
Есть и еще одна важная вещь. В текущей экономической ситуации нельзя полагаться только на советы финансовых помощников, какими бы квалифицированными они ни были. Собственник, если он желает эффективно управлять своими активами, должен владеть информацией о существующих на рынке финансовых продуктах, иметь представление о текущей экономической ситуации и понимать основные экономические тенденции. И RUSSIAN WEALTH JOURNAL, в котором рассказывается об основных способах управления крупными состояниями, безусловно, поможет в этом.