В преддверии 80 Чемпионата мира по хоккею с шайбой в Центре фотографии имени братьев Люмьер открывается выставка «Генералы ледовых арен». Здесь будут представлены несколько десятков работ ведущих спортивных фотокорреспондентов, снимавших хоккейные матчи сборных команд СССР и Чехословакии. Генеральным партнером выставки выступил J&T Bank. Заместитель Председателя Правления банка Алексей Криницин и Начальник управления Private Banking Ольга Кувыркина рассказали Forbes, зачем J&T Bank инвестирует в культурные проекты, кто побеждает в корпоративных хоккейных баталиях и какие дивиденды могут принести инвестиции в произведения искусства.
— Банковский рынок серьезно пострадал от кризиса – каждый день отзывают лицензии, банки закрывают отделения и сокращают персонал. Почему в это сложное время вы решили поддержать проект «Генералы ледовых арен», который вряд ли принесет финансовую отдачу?
Алексей Криницин: Кризис - это в первую очередь новые возможности. И если выставка «Генералы ледовых арен» не принесет финансовой прибыли в моменте, то совершенно точно она принесет профит в ближайшее время в виде новых клиентов и новых проектов. В текущей кризисной ситуации идет постоянное перераспределение клиентов между банками, и мы планируем активно участвовать в этих процессах. Крупные банки не всегда гарантируют надежность и высокое качество обслуживания. Благодаря нашим акционерам мы имеем достаточный капитал (более 7 млрд руб.)и хорошую ликвидность, что позволяет нам конкурировать с банками из ТОП-100. Наше участие в культурных и социальных проектах — это прежде всего репутационная составляющая, которая положительно сказывается в долгосрочной перспективе.
— Почему вы решили поддержать именно фотовыставку, а не другие художественные проекты?
Ольга Кувыркина: Это как любовь с первого взгляда. В беседе с представителями Центра фотографии имени братьев Люмьер мы совершенно случайно затронули тему хоккея, и она получила продолжение в виде идеи организации этой выставки. А тут еще предстоящий Чемпионат Мира, все наше руководство и наши чешские коллеги – любители этого вида спорта и будут с трепетом следить за исходом Чемпионата. Когда мы начали приглашать клиентов на выставку, получили неожиданно много позитивных эмоций в ответ – один клиент даже прислал свое фото 1974 года, где он на льду вместе с Вячеславом Фетисовым. Кстати, «Генералы ледовых арен» - не первый наш проект, связанный с хоккеем. В 2011 году перед Чемпионатом Мира в Словакии мы выпустили премиальные пластиковые карты с символикой хоккея с шайбой, а также организовали поездку для наших клиентов на этот чемпионат.
Алексей Криницин: Хоккей давно любят в России, а благодаря Ночной хоккейной лиге, активно поддерживаемой Президентом Владимиром Путиным, этот спорт стал еще популярнее. Многие крупные бизнесмены имеют свои команды, в хоккей играют топ-менеджеры и владельцы компаний. Пройдите, например, по московским каткам –все время расписано, вписаться можно либо рано утром, либо поздно ночью.
— Насколько я знаю, сотрудники вашего банка тоже увлекаются хоккеем.
Алексей Криницин: Это правда. Я, например, играю с детства. Первый раз стал вратарем еще в школе – больше некому было. С тех пор не изменяю своему амплуа. У нашего банка есть приятная корпоративная традиция - ежегодно под Рождество мы организуем в штаб-квартире в Праге мини-турнир, в котором выступают сотрудники отделений из Чехии, Словакии, а также Почтового банка (это розничный банк группы J&T).Российский офис пока ни разу не участвовал, но мы готовимся. Команда уже есть, она регулярно участвует в турнирах одной из любительских лиг в Москве, и скоро мы выйдем, так сказать, на европейский уровень.
— А за кого будете болеть на ЧМ-2016? Как раз в день открытия чемпионата играют сборные России и Чехии.
Алексей Криницин: За Россию, конечно. Но исход матча не берусь предугадать. Если раньше чемпионаты были более-менее предсказуемы по составу команд, то сейчас это не так. Лет десять назад главными претендентами на победу были Россия, Канада, Финляндия, Чехия, Швеция, сегодня с такой же вероятностью в финал могут еще пройти Германия и Швейцария.
— Возвращаясь к «Генералам ледовых арен» - вас больше интересуют советская или современная фотография?
Ольга Кувыркина: В старой фотографии, как и в старом кино, есть особое очарование. В век высоких технологий можно все что угодно дорисовать в Photoshop - это уже совсем другое искусство. А когда нет спецэффектов и обработки, все внимание обращаешь на героев, их характер. Фотографии прошлых лет ценны художественным видением автора. Большую роль играют профессионализм и чутье, умение поймать момент, который больше никогда не повторится. В 50-60-е годы какая была фототехника? Медленная, немобильная, тяжелая. Чтобы улавливать выразительные моменты в спорте, резкие сюжетные кадры с такими ограниченными техническими возможностями, нужно быть настоящими профессионалами, мастерами своего дела, нужно чувствовать спорт не хуже, а может, и лучше самих спортсменов. И потом, раньше не было возможности напечатать свои фотографии на принтере, все делалось вручную… Темная комната, красные лампы, манипуляции с растворами… У меня дедушка много лет занимался фотографией, и я помню эту ауру.
— А что вы думаете по поводу инвестиций в произведения искусства и, в частности, в фотографию?
Ольга Кувыркина: Произведения искусства- это специфический рынок, и мне кажется, что большинство клиентов решения о покупке принимают сердцем. Дивиденды здесь не всегда на первом месте. В J&T Bank есть подразделение, которое занимается нефинансовыми запросами крупных клиентов, и когда нас просят что-то приобрести, мы организуем встречи с галеристами, посещаем аукционы, торгуемся за необходимый клиенту предмет. В основном, речь идет о картинах современных художников. Заказов на фотографии пока не было, хотя буквально недавно поступил запрос от одного клиента, и, если мы договоримся, на днях состоится первая сделка. Но с точки зрения инвестиций о рынке фотографии в России говорить еще рано. Скорее это занятие для избранных и понимающих, и мы рады, что можем внести посильный вклад в продвижение данного вида искусства в России.
Алексей Криницин: На мой взгляд, банки должны заниматься своей основной работой – привлекать и размещать деньги. Конечно, по просьбе клиента мы можем порекомендовать определенную галерею, провести переговоры, профинансировать приобретение предметов искусства, организовать доставку. Но рекомендации о покупке должны давать эксперты. Можно также вложить деньги в специальные фонды, которые инвестируют в искусство. Они обещают космическую доходность, но риски очень высоки с учетом достаточно долгосрочного горизонта инвестирования - от пяти лет и выше.
— Как вы обычно выбираете проекты для поддержки и продвижения?
Ольга Кувыркина: Традицию поддерживать культурные и благотворительные проекты мы переняли у материнского банка. У J&T Bank в Праге есть собственный благотворительный фонд, который поддерживает детей-сирот, а также большое внимание уделяет культурным инициативам. В частности, банк выступает партнером в организации выставок молодых и известных художников, открывает их как для широкой аудитории, так и для собственных клиентов.
В России мы активно сотрудничаем с галереями (их владельцы есть и среди наших клиентов). Например, у нас было масштабное мероприятие с благотворительным фондом Гоши Куценко «Шаг вместе», который помогает детям с ДЦП. Мы привлекли несколько галерей и других площадок и провели аукцион для клиентов, а вырученные деньги направили в фонд. Периодически устраиваем в нашем офисе выставки картин, скульптур. Например, в прошлом году у нас размещалась экспозиция предметов мозаики, в том числе чудесные мозаичные собаки Памелы Ирвинг, и один клиент сразу выкупил их и забрал с собой. Приятно, что клиенты могут найти в нашем пространстве интересное дополнение к финансовым сервисам.
— Какие цели вы ставите перед собой, когда помогаете некоммерческим проектам?
Ольга Кувыркина: Мы видим в этом социальную ответственность бизнеса - важно не только зарабатывать деньги, но и уделять внимание социальным аспектам жизни людей. Кроме того, для нас имеет значение образовательная составляющая. Наконец, помогая некоммерческим проектам, мы обращаемся к своей целевой аудитории. Это самый интеллигентный способ рассказать о себе и подкрепить слова реальными делами, вместо того, чтобы крутить рекламные ролики на телевидении в прайм-тайм.
Выставку «Генералы ледовых арен» можно будет увидеть с 27 апреля по 26 июня в Центре фотографии имени братьев Люмьер на Красном Октябре. В проект вошли фотографии из авторских архивов, коллекции Центра фотографии имени братьев Люмьер и Российского государственного архива кино фото документов. Экспозицию дополнит тематическая пресса тех лет и хоккейная атрибутика, предоставленная Государственным музеем спорта: перчатки полевого игрока, шайбы с символиками Чемпионатов мира, сувенирные клюшки и многое другое.