К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

АйТи-трансформация: как технологии позволяют обучать миллионы людей одновременно

АйТи-трансформация: как технологии позволяют обучать миллионы людей одновременно

То, что сфера образования сегодня переживает кризис, причем не только в России, но и во всем мире, пожалуй, не вызывает сомнения. Во-первых, оно дорого – не зря в США уже говорят о грядущем дефолте многих американских семей, взявших огромные кредиты на обучение детей. Во-вторых, не отвечает требованиям работодателя – при приеме на работу вчерашних студентов приходится переучивать, так как образовательные программы отстают от развития реального рынка. В-третьих, серьезные географические «разрывы» – слабо развитые страны все больше отстают от развитого мира в качестве предлагаемого образования. О проблемах современного образования, о способах их решения и о том, куда движется эта сфера, рассуждает Игорь Морозов, ректор Академии АйТи (ГК АйТи), кандидат экономических наук, член Совета Российской ассоциации бизнес-образования.

Казалось бы, сфера образования для преодоления этого кризиса просто обречена на использование современных информационных технологий. Тем удивительнее, что ИТ в образовании ожидала непростая судьба, в целом повторяющая алгоритм проникновения ИТ и в другие сферы, но значительно более усугубленная завышенными ожиданиями общества.

Разумеется, любая информатизация и на уровне отдельной школы, и на уровне любого субъекта Федерации, начинается с массовой закупки ПК и электронных досок. Однако, несмотря на рапорты о повальной «информатизации», родители, интуитивно предчувствуя, что гарантией качества образования является старая «советская» школа, нежели современные ИТ, склонны доверять опыту педагогов, чем их способности использовать выданные ноутбуки. Поэтому вузы, школы и все прочие субъекты образовательного пространства пришли к обсуждению вопроса: зачем это все надо? Здесь стоит оставить за скобками всякого рода электронные дневники и электронные деканаты, поскольку ИТ в образовании в этой части несильно отличаются от использования ИТ при автоматизации финансово-хозяйственной деятельности в любой другой сфере – с поправкой на специфику.

Очевидно, от ИТ в образовании ожидают, как минимум, того же, что сделали ИТ, например, с банками или телекомом, то есть полностью трансформировали весь бизнес-процесс. По сути, ИТ стали основой всего бизнеса в этих отраслях – того же ждут от ИТ и в образовании. Но если процессы банковского обслуживания в какой-то степени детерминированы, то процессы обучения мало того, что сильно отличаются в рамках различных уровней образования и даже в разных образовательных учреждениях, так еще сильно зависят от личности преподавателя. В этом содержится главная проблема: как посредством ИТ блестящего преподавателя «клонировать», а посредственного – дотянуть до уровня выдающегося?

Долгое время надежды были связаны с дистанционными образовательными технологиями, или – е-learning (в новой редакции закона об образовании ввели термин «электронное обучение»). Терминология, кстати, здесь важна и отражает отсутствие единства мнений и подходов. Что такое e-learning? Что здесь главное – использование технических достижений, которые позволяют сделать доступным образование в любом удаленном поселении, или все-таки контент, представленный в электронном виде с использованием мультимедиа? Ясно, что, как минимум, на начальном этапе всерьез содержательную часть образования никто не воспринимал. Важно было обеспечить доступность хоть какого-то образования в любых, самых удаленных точках.

Сейчас, благодаря технологиям, высшее образование стало доступным повсеместно, но отнюдь не качественным. Бакалавров и магистров стало много, а дефицит квалифицированных кадров на рынке труда как был, так и остался.

Не стоит сваливать причину этого на ИТ, но они тоже виноваты – хотя бы уж тем, что не принесли никаких качественных изменений. E-learning – как средство доставки знаний – быстро себя исчерпало, и даже на Западе перестало быть главным драйвером образовательного рынка. Взять хотя бы такой факт: главные софтверные компании IBM и Microsoft свернули свои разработки в части платформ LMS (learning management system – система управления обучением), не увидев там больших перспектив.

На этом разреженном идейном пространстве буквально из ниоткуда произошла незаметная революция, характеризуемая малопонятной аббревиатурой MOOC (Massive Open Online Courses). Это технология обучения, родившаяся на стыке ИТ и социальных сетей. Самое главное, что впервые в этих проектах на задний план задвинули сами ИТ, во главу угла поставив уникальный контент, уникальных преподавателей, уникальные методики или выдающиеся бренды образовательных учреждений. Значение MOOC куда больше, чем просто вопрос технологий. По сути, мы имеем дело с развертыванием глобальной конкуренции образовательных систем и образовательных учреждений в мировом масштабе, и эта трансформация стала возможной благодаря ИТ.

МООС – учебные курсы, размещенные в открытом доступе в интернете на специально разработанных для этих целей ресурсах, поддерживающих возможность общения участников учебного процесса между собой и с преподавателями. При этом процесс осознания вновь открывшихся возможностей онлайн-обучения, можно сказать, еще только начался. Например, ресурс Coursera, предлагающий курсы лучших университетов мира, разработал специальную технологию для борьбы со списыванием, которая позволяет удостоверить личность студента с помощью веб-камеры и замера его ритма набора текста на клавиатуре. Взрыв популярности MOOC вполне объясним. Востребованное образование по актуальным специальностям всегда и везде стоит дорого, а МООС позволяют не только получать знания бесплатно, но еще и обучаться у лучших преподавателей мира.

Основным отличием МООС от традиционных форм образования является двусторонний процесс обучения и возможность получить сколь угодно большой объем обратной связи, влияющей на улучшение образовательной практики.

Из таблицы видно, что МООС как технология онлайн-обучения практически по всем параметрам опережает ставшее привычным дистанционное обучение. К отличительным чертам МООС относятся отсутствующие в обычном дистанционном обучении беспроводные сети, решения для смартфонов и планшетных компьютеров, облачные технологии, рейтинг учебных достижений слушателей (учащихся), а главное – возможность эффективного обучения миллиона человек и более.

Влияние МООС на скорость распространения этой формы обучения за рубежом таково, что, по некоторым прогнозам, в течение 50 лет, если даже не раньше, может перестать существовать половина из четырех с половиной тысяч колледжей и университетов США. Они уступят свое поле деятельности МООС. По данным на июль 2013 года, общее количество студентов на образовательном портале Coursera превысило 4 млн человек из 195 стран. Россия входит в пятерку стран-лидеров по числу студентов, обучающихся на портале Coursera, что говорит о весьма высокой востребованности сегмента МООС как новой формы онлайн-обучения.

Понимая это, разработчики ГК АйТи создали и подготовили к апробации собственную русскоязычную платформу, по праву относящуюся к сегменту МООС, – CourseHub. Это комплексное решение для организации массового удаленного обучения, разработанное в соответствии с мировыми трендами в сфере образования. Созданное решение, в частности, было реализовано в рамках открытого проекта скомпьютеромнаты.рф.

Итак, формат массового открытого онлайн-обучения имеет высокую социальную значимость. С одной стороны, оно позволяет снизить фактор экономического и географического неравенства, давая возможность людям с невысокими доходами и жителям отдаленных регионов получать доступ к лучшему образовательному контенту. С другой стороны, появляется возможность вовлечь в образовательный процесс людей с ограниченными возможностями здоровья, лиц пенсионного возраста и безработных.

К сожалению, собственного опыта по организации MOOC у отечественных вузов пока нет. Российская система образования, «выключенная» из мирового образовательного тренда, продолжает вариться в собственном соку, лишь в малой степени используя возможности онлайн-обучения. Причина кроется в том, что в нашей стране до сих пор не ставилась цель организации и проведения обучения миллионов людей. И в свете этого трансформация образования для России просто неизбежна!

Другие примеры АйТи-трансформации >>>

    Рассылка Forbes
    Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

    Мы в соцсетях:

    Мобильное приложение Forbes Russia на Android

    На сайте работает синтез речи

    Рассылка:

    Наименование издания: forbes.ru

    Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

    Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

    Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

    Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

    Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

    Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

    На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

    Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
    AO «АС Рус Медиа» · 2024
    16+