К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Западный микс: как российские диджеи зарабатывают в Европе и Америке

Западный микс: как российские диджеи зарабатывают в Европе и Америке
Мультмиллионеры среди наших деятелей зарубежной клубной сцены уже встречаются

«Диджеи — новые рок-звезды», — констатировал Forbes USA, запуская в 2012 году новый рейтинг «Самые высокооплачиваемые диджеи мира». Растущую популярность электронной танцевальной музыки (EDM — electronic dance music), включающей множество направлений от транса до дабстепа, уже нельзя игнорировать. Некогда андеграундное клубное творчество теперь собирает сотни тысячи людей на открытые фестивали, захватывает радиочарты и выходит в лидеры продаж на iTunes. Мировой рынок EDM оценивается в $6,9 млрд — на 53% больше, чем два года назад. Гонорары «новых рок-звезд» растут соответственно. Три года назад первое место в рейтинге Forbes занял голландский диджей Тейс Вервест, больше известный как Tiësto, чей годовой доход оценили в $22 млн. Нынешний лидер — шотландец Келвин Харрис — зарабатывает уже $66 млн. В прошлом году в список с заработком $21 млн впервые попал выходец из России, 25-летний Антон Заславский из Саратова, в детстве эмигрировавший в Германию и выступающий под псевдонимом Zedd.

В России клубная культура до сих пор не так развита, но это не мешает живущим здесь артистам активно выступать и зарабатывать за границей. Как отечественные диджеи становятся новыми талантами на экспорт?

«Пока вы неизвестны на Западе, здесь вы никому не нужны»

«Мне кажется, мы были первыми диджеями, выступавшими в Кремле, — говорит Вадим Шпак, участник трио из Смоленска Swanky Tunes. — Довольно необычные ощущения». Поводом для выступления стала премия «Муз-ТВ-2015», где группа была представлена в номинации «Лучшая песня на иностранном языке» — их танцевальный трек Fix Me неожиданно для самих музыкантов стал хитом на радио.

 

Играть электронную музыку в Кремле — сомнительная идея? «Мы никогда не стремились ни в андеграунд, ни в ранг поп-артистов, поэтому нас устраивает ситуация, когда мы посередине и можем угодить всем фанатам», — уточняет Шпак. «По крайней мере нас никто не может обвинить, что мы ненастоящие, — подхватывает мысль его коллега Станислав Зайцев. — Мы всегда хотели писать то, что нам нравится. Кто-то может сказать, что пять лет назад Swanky Tunes делали другую музыку. Возможно, но тогда нам и нравилась другая музыка».

Группа существует с 1998 года. Вадим и Станислав знакомы с детского сада и начали выступать в клубах, еще не достигнув совершеннолетия. Первый свой сет, как вспоминают диджеи,  они отыграли в пять утра для почти пустого танцпола за гонорар 100 рублей. Через два года к группе присоединился продюсер и диджей Дмитрий Бурыкин.  Swanky Tunes давали концерты в смоленских клубах,  потом начали ездить на выступления в Москву и Питер.

 

Swanky Tunes предложили западным лейблам несколько треков со своего первого альбома Streamline. Интернет-сервисов для обмена музыкой еще не существовало, а звукозаписывающие студии принимали демоверсии только на физических носителях. Swanky Tunes удалось записать пару синглов у небольших иностранных лейблов, а собственно альбом в 2006 году вышел в России и был продан неплохим для того времени тиражом — 10 000 компакт-дисков.

Однако мечтали они о большем — играть за рубежом. «Пока вы неизвестны на Западе, здесь вы тоже никому не нужны», — сказал музыкантам однажды редактор глянцевого журнала. Эти слова, говорит Зайцев, они восприняли как руководство к действию. Путь на Запад занял более 5 лет. Swanky Tunes выпускали ремиксы произведений известных диджеев, записывали отдельные собственные треки на западных лейблах. Интернет развивался, и делать это становилось проще. Через пару лет их треки стали проигрывать Tiësto (№3 в рейтинге DJ Forbes) и другие звезды электронной сцены. Однако впервые на иностранные гастроли группу пригласили лишь в 2011 году.

Давний поклонник Swanky Tunes, фанат электронной музыки, эмигрировавший из России и занимавшийся в США организацией мероприятий, предложил музыкантам выступить на фестивале в Денвере. Трио наняло букинг-агента, который организовал выступления на европейском рынке, например на крупнейшем в Европе фестивале Tomorrowland (собирает более 400 000 посетителей ежегодно). Запад их не разочаровал. «Посетители заранее знали, кто будет играть, приходили специально, чтобы послушать нас, — рассказывает Зайцев. — А в России в то время могли еще запросто сказать: какая-то у вас музыка не такая, мы ее раньше не слышали». Публике выступления, очевидно, понравились: в свой второй приезд в США весной 2012 года Swanky Tunes за полтора месяца дали больше 25 концертов. Летом группа отправилась в тур по Европе, Азии и Австралии.

 

В том же году Swanky Tunes и российская команда Hard Rock Sofa записали совместный трек Here We Go, который стал одним из официальных саундтреков к фильму «Форсаж-6» (при бюджете $160 млн собрал в прокате более $788 млн). По словам российского кинопродюсера, работавшего в Голливуде, гонорары за мелодии к таким высокобюджетным фильмам могут составлять сотни тысяч долларов. Станислав Зайцев говорит лишь, что гонорар был фиксированным и выражался цифрой с «четырьмя нулями».

Кроме совместных проектов с российскими диджеями Swanky Tunes выпустили две композиции с мировыми звездами — Tiësto и Kaskade (№8 в рейтинге Forbes). Как рассказывает Шпак, с Tiësto музыканты познакомились на одном из фестивалей после того, как он много раз поддерживал их мелодии. С Kaskade знакомство было заочным, а встреча произошла уже после создания чернового варианта трека — работа над ним шла в интернете. «Совместные треки наших диджеев со знаменитостями — это обычно следствие таланта самих музыкантов, — рассуждает Кирилл Шатилов, основатель компании Ultra Blow. — Но их менеджеры не мыслят в долгосрочной перспективе, нет профессиональной работы с материалом до и после его выпуска.  Все держится на «поддержке» топами индустрии и проморесурсах лейблов. Нет масштабного удара по радиостанциям, ТВ, СМИ, навыки интернет-маркетинга и работы с аудиторией практически примитивны. Низкий ценник за выступления наших артистов — следствие работы менеджмента, хотя выпускаемый ими материал часто выше качеством, чем у многих звезд». Менеджмент Swanky Tunes он называет «качественным и перспективным».

«Если говорить о творческой составляющей, некоторые российские музыканты сейчас находятся на одном уровне с западными — работают с иностранными лейблами, делают треки с популярными артистами и вполне конкурентоспособны, — соглашается совладелец Zeppelin Production Дмитрий Ашман, в 2014 году бывший продюсером фестиваля электронной музыки Alfa Future People, который организовал Альфа-банк под Нижним Новгородом. — Но их гонорары пока несопоставимы с заработками топовых диджеев». Причина в более позднем развитии индустрии в России и в том, что пока нет интеграции отечественных артистов в мировой музыкальный бизнес.

Средний гонорар за выступление Swanky Tunes составляет $8000–10 000, за один гастрольный тур (три-четыре недели) проект в среднем зарабатывает $70 000–80 000.  Часть заработанного группа вкладывает в развитие собственной звукозаписывающей компании Showland Records, основанной в 2012 году. Для музыкантов это способ не только выпускать экспериментальную музыку, но и помогать начинающим (большая часть тех, кто обращается к Showland, живет не в России). На 2015 год, по словам Зайцева, запланировано более 20 релизов.  Раньше лейбл требовал инвестиций, за последний год порядка $10 000–15 000. В этом году партнеры планируют впервые сработать в ноль, а в следующем, возможно, начать зарабатывать. «Скорее всего, лейбл окупится на треках Swanky Tunes — мы не планируем сейчас зарабатывать на молодых музыкантах, а хотим помочь индустрии развиваться и открывать новые имена», — уточняет Зайцев.

 

Привет, Скандинавия

Два подростка играют в снежки, танцуют, надев бейсболки козырьком назад, и изображают певцов на фоне книжных шкафов и сервантов с посудой. Типичное домашнее видео, датированное 1995 годом, — сцены из клипа на трек Memories («Воспоминания»), в июне 2015 года опубликованного на YouTube голландской звукозаписывающей компанией Spinnin’ Records, которая недавно получила награду International Dance Music Awards как лучший в мире лейбл в сфере танцевальной музыки. Премьера записи еще не состоялась, имена исполнителей пока не объявлены, поэтому в комментариях под видео развернулся спор об авторстве трека. По корешкам книг на русском некоторые догадываются, что мелодию записал дуэт Matisse & Sadko — братья Александр и Юрий Пархоменко.

Видеоклип — не стилизация, а реальные детские съемки братьев, родившихся в городе Сосновый Бор Ленинградской области. Младшему, Юрию, на видео чуть больше 8 лет, Александру — около 15. Через год после этой съемки он начал писать музыку в простой программе на своем первом компьютере (сейчас братья не расстаются с ноутбуками). «С самого детства я смотрел на кассетах видеозаписи с немецких техно-фестивалей — Love Parade, MayDay. Нравились диджеи, музыка, настроение большого рейва, — вспоминает старший Пархоменко. — Но когда начал сочинять свои мелодии, совершенно не у кого было спросить совета и негде было реализовать написанное».

Юрий часто наблюдал за братом и вместе с ним осваивал музыкальные программы. Долгое время будущий дуэт занимался разными направлениями: Александр писал музыку в стиле лаунж и начал играть в клубах, а Юрий вместе с другом увлекся хип-хопом и рэпом. Несколько треков Пархоменко-старшего, написанных в соавторстве с другими исполнителями, стали клубными хитами в Санкт-Петербурге. После серии выступлений и попадания композиций в радийную ротацию Александра, назвавшегося DJ Matisse, пригласили стать диджеем популярного танцевального радио Record. Через пару лет туда же позвали и Юрия, бросившего ради музыки обучение в театральном. «Заметили второго молодого и рвущегося в бой», — смеется он. Поначалу братья работали независимо друг от друга, но по предложению Record в 2010 году стали вместе вести программу.

В радиошоу Пархоменко делились собственными наработками, а также понравившимися им треками других диджеев. Совместный эфир привел и к совместным записям композиций. Но когда братья Matisse & Sadko захотели выпустить в свет первый удавшийся трек, они поняли, что в России нет лейблов, которым подошел бы такой формат.

 

Композиция братьев называлась Hi Scandinavia и отсылала к набиравшему тогда популярность коллективу Swedish House Mafia, писавшему музыку в стиле хаус. «Мы не задумывались о том, чтобы делать композиции на русском языке, — хотелось писать интернациональную музыку», — рассказывает Александр. Однако братья опасались, что иностранным слушателям и лейблам их музыка не придется по вкусу. «Но однажды наш хороший друг просто взял этот трек и отправил на лейбл Armada (основатели — голландский DJ Армин ван Бюрен, № 12 в рейтинге Forbes, и его партнеры. — Forbes), — рассказывает Юрий. — Удивительно, но уже через час нам ответили и прислали контракт!»

Голландцы предлагали записать трек и помочь в его продвижении, контракт фиксировал авторские права и принципы распределения потенциальных доходов. Продажа синглов и альбомов не основной источник заработка диджеев, большую часть денег они получают от выступлений в клубах. Однако размер гонорара за выступления зависит от популярности артиста, и тут влияние лейбла очень важно.

После релиза братья узнали, что их композицию поддержала и сама Swedish House Mafia — диджеи стали проигрывать эту работу в своих выступлениях по всему миру. Лейбл Armada в 2011 году снял клип на вокальную версию трека и пригласил дуэт выступить на своей вечеринке во время проведения Amsterdam Dance Event, одной из важнейших конференций в сфере электронной музыки, собирающей более 2200 музыкантов и продюсеров. «Для нас это был прорыв! — с восторгом вспоминает Sadko. — Во время ADE мы познакомились и с владельцами Armada, и с другими влиятельными людьми в мире танцевальной музыки и поняли, что лейбл заинтересован в нас и хочет получать музыки все больше и больше». Александр Пархоменко наконец получил возможность задать интересовавшие его вопросы.

Этот год перевернул судьбу братьев. В России дуэт выступал на фестивалях радио Record, самый крупный из них, Sensation, в то время собирал 20 000–25 000 человек. Но после иностранных релизов и вечеринки Armada музыкантов стали звать и на зарубежные гастроли. Выступления в крупных американских клубах — LIV в Майами и Pacha в Нью-Йорке — Matisse & Sadko сопровождали перформансом: выводили на сцену человека в костюме бурого медведя, который швырял в зал шапки-ушанки. Такие же были и на самих диджеях, которые громко сообщали публике, откуда они приехали. Первые американские гастроли принесли первые серьезные деньги — за одну неделю дали шесть концертов, гонорар за выступление составил $5000-6000. В России можно было выступать и со старыми треками — западные промоутеры и букинг-агенты требовали поставить выпуск релизов на поток и держали в тонусе, вспоминает Александр. Дела шли успешно. Один из американских лейблов даже предложил Matisse & Sadko $1 млн за эксклюзивную запись нескольких альбомов, но братья отказались — не хотели попадать в зависимость от лейбла.

 

Релизы дуэта выпускали в свет уже несколько лейблов, принадлежащих в том числе участникам Swedish House Mafia, которым братья Пархоменко посвятили свой первый хит. Шведы вообще благоволили братьям: в 2012 году один из диджеев шведской группы на концерте в Москве назвал Matisse & Sadko и еще нескольких артистов «российской хаус-мафией» — это было признание от звезды мировой величины. В 2013 году Swedish House Mafia распалась, но один из ее участников, Стив Анджелло (№12 в рейтинге Forbes), записал с Matisse & Sadko трек, ставший лидером хит-парадов. Обращение к «шведской мафии» в первой песне себя полностью оправдало.

После активных гастролей летом 2014 года музыканты на пару месяцев засели в студии в Санкт-Петербурге и написали материала на год вперед. В России дуэт сейчас бывает в перерывах между зарубежными турами — большая часть аудитории живет за границей. «Для многих россиян диджей — это по-прежнему парень в безрукавке, который за деньги ставит музыку на дискотеке, — говорит Александр Пархоменко. — А в Швеции, например, диджеи — суперзвезды, их фотографии висят в аэропортах наряду с фотографиями политиков, актеров и спортсменов».

Сопоставимы ли заработки Matisse & Sadko с гонорарами мировых актеров и спортсменов? В год российские диджеи отыгрывают около 100 концертов. Гонорар за их выступление в США, на крупнейшем рынке танцевальной музыки, доходит до $8 000 за двухчасовой сет.

В Европе заработки пониже, но этим летом братья планируют покорить и эту вершину. Matisse & Sadko записали новый трек Dragon вместе с 19-летним голландским диджеем Мартином Гарриксом (юный диджей слушал музыку братьев Пархоменко еще в школе). Предыдущий хит музыканта, композиция Animals, собрала 588 млн просмотров на YouTube и была продана миллионными тиражами в мировом iTunes.

 

Треку Dragon зарубежные музыкальные медиа уже предвещают судьбу летнего хита. Еще до релиза песню начали играть в своих сетах топовые диджеи — Hardwell (№11 в рейтинге Forbes),  Axwell, Tiësto и др. Больше популярность — выше оплата. «После ряда мощных совместных релизов гонорары Matisse & Sadko могут взлететь в два-пять раз, если будет грамотное продвижение», — объясняет Кирилл Шатилов из Ultra Blow.

Заработанные деньги дуэт вкладывает, например, в создание профессиональной студии в Санкт-Петербурге (она обошлась в $100 000). Братья Пархоменко надеются создать творческую площадку для молодых музыкантов и смогут помочь им советом, в котором сами нуждались несколько лет назад. Начинающие музыканты будут творить в студии, пока она пустует во время туров Matisse & Sadko.

Диджей с мехмата

«No Arty — no party!» — скандировала публика на танцполе трехдневного фестиваля Electric Daisy Carnival, который прошел в 2015 году в Лас-Вегасе и который каждую ночь посещали 135 000 любителей электронной музыки. Фанаты ожидали Arty — Артема Столярова, 25-летнего уроженца города Энгельса. В отличие от Swanky Tunes и Matisse & Sadko Arty почти не выступал в России и мировой известности добился всего за пару лет.

Заканчивая музыкальную школу по классу «фортепиано», Артем собирался поступать в музыкальное училище. После экзаменов преподаватель предупредил его, что известными пианистами становятся лишь единицы, и предложил попробовать себя в других областях. Столяров поступил на механико-математический факультет Саратовского государственного университета, но, пока учился, экспериментировал с написанием электронных семплов в простых программах.

 

Любимыми диджеями студента тогда были Армин ван Бюрен и Above & Beyond, игравшие в стиле транс. Подражая им и услышанным в их радиошоу трекам, Артем набивал руку. Через два года музыкант решил, что написанные им мелодии уже можно отправлять на звукозаписывающие лейблы и даже надеяться на ответ. «У меня есть самолюбие, — объясняет Arty, — хотел показывать законченный материал, а не сырые работы, чтобы люди на той стороне не подумали, что этот музыкант недостаточно талантлив или трудолюбив».

Подходящих российских лейблов электронной музыки Артем не видел. Поэтому первый свой трек, который он счел достойным, Vanilla Sky, Arty в 2009-м отправил на небольшой британский лейбл Enhanced Music. Дальше все было просто. Через несколько недель он получил положительный ответ. Весь процесс от записи трека до выпуска его на лейбле занял три-четыре месяца.

Трек заметили и поддержали в своих радиошоу и кумир детства Arty Армин ван Бюрен, и Above & Beyond. Пытаясь продвинуть свои синглы на разных лейблах и ожидая ответов, Arty по предложению Enhanced Music миксовал композиции топовых диджеев. Опубликовать ремикс, по его словам, проще — лейблы обычно заинтересованы в новых версиях популярных треков, а для начинающего музыканта это хороший способ повысить свою узнаваемость.

В 2010 году Arty послал свой трек в крупный звукозаписывающий лейбл Anjunabeats, принадлежащий Above & Beyond. «Я каждый день проверял почту и расстраивался, что не получаю ответов, — вспоминает Артем. — Письмо от Anjunabeats пришло только спустя два месяца, зато им понравилась моя композиция». В том же году диджей попал на 78-ю строчку рейтинга TOP-100 DJ, который составляет авторитетный журнал DJ MAG на основе голосований в соцсетях. Еще через год Arty передвинулся на 25-ю позицию того же рейтинга и был номинирован на премию International Dance Music Awards как «Прорыв года». «Тогда еще это было в новинку, а потому приятно», — говорит музыкант.

 

Иностранные выступления для него начались с предложения все того же кумира юности Армина ван Бюрена сыграть на его шоу A State of Trance, собиравшем более 30 000 поклонников. Затем последовали первые гастроли по клубам Америки и Европы — эти выступления пятикурсник совмещал со сдачей государственных экзаменов на мехмате. Экзаменаторы, по его выражению, не знали слова «милосердие». Окончил институт Arty уже известным диджеем, востребованным на крупнейших фестивалях Tomorrowland, Ultra Music Festival и др. В Россию сейчас он почти не приезжает. Хотя артист признает, что лучше всего музыка пишется дома в Энгельсе: большую часть времени он проводит в разъездах, а «безэмоциональное» отельное пространство творчеству не способствует.

Максимальные гонорары за сет Arty на Западе достигают $45 000–50 000. В год он дает порядка 100 концертов, доход только от этого вида деятельности — около $2 млн. Помимо запланированных мероприятий Arty несколько раз в месяц выступает как один из резидентов клуба XS в Лас-Вегасе — по оценке IMS Business Report, именно этот клуб с выручкой более $100 млн стал самым прибыльным в США ночным клубом в 2014 году.

Артем Столяров перебрался жить в Лос-Анджелес, где готовит к выпуску свой дебютный альбом. Он выйдет осенью на лейбле Interscope, который работает с Мадонной, U2, Леди Гагой и другими мировыми звездами.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+