На открытии самого большого в Европе торгового центра «Авиапарк» (230 000 кв. м сдаваемой площади) в конце ноября народа было много — флагманский магазин Media Markt торговал гаджетами Apple по старым ценам. Какова будет заполняемость этого и других новых объектов дальше — большой вопрос.
В 2014 году, по данным консалтинговой компании «Магазин магазинов», в Москве сданы 752 000 кв. м торговых площадей, доля пустующих помещений в столичных торговых центрах выросла до 8%. Для сравнения: после предыдущего кризиса, в 2009 году, было 7,2%. Владельцам новых объектов придется идти на беспрецедентные условия. Да и те, кто работает давно, вынуждены договариваться с арендаторами — сейчас не рынок девелопера. «Все операторы, у кого импорт составляет значительную долю продаж, будут замораживать свое развитие», — прогнозирует Валентин Гаврилов, директор отдела исследований рынка CBRE.
Этой осенью владельцы торговой недвижимости столкнулись с новым для себя явлением — рестораторы, входящие в Федерацию рестораторов и отельеров, а вслед за ними и сети кинотеатров объединились, чтобы требовать от девелоперов справедливых цен. Рестораторы подписали меморандум, что не будут занимать площади, освобожденные выбывшим из-за арендных ставок конкурентом. Остальные арендаторы пока предпочитают решать вопросы в индивидуальном порядке.
Большинство владельцев торговых центров выставляют цену в долларах, так как имеют займы в валюте. Однако в течение 2014 года наметился тренд фиксировать курс доллара и евро, отмечает Николай Казанский, управляющий партнер Colliers International. Курс зависит от многих факторов, в том числе от того, насколько важен для владельцев тот или иной арендатор. В большинстве случаев верхний потолок — от 38 до 42 рублей за доллар.
Та же история и в других сегментах недвижимости — если раньше рублевые ставки применялись лишь для офисов класса B и складов, теперь эта практика распространяется даже на офисы класса А. Тем более что в этом году введено рекордное количество площадей — предложение офисов, по данным CBRE, увеличилось на 1,4 млн кв. м. Доля свободных помещений выросла (в офисах Москва-Сити вакансия достигает 30%), ставки упали. Снижают цены и гостиницы, и склады.
Подробнее о крупнейших владельцах коммерческой недвижимости в России читайте в галерее.