К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

25 самых выгодных франшиз в России — 2014: рейтинг Forbes

25 самых выгодных франшиз в России — 2014: рейтинг Forbes
80% участников списка составили бренды, созданные в России

Время бурного появления новых франшиз в России, кажется, прошло. Если в 2011 году, по данным Российской ассоциации франчайзинга, у нас насчитывалось 750 компаний-франчайзеров (рост на 98% за трехлетний период), то к 2014 году их количество уменьшилось до 720. Зато компании, оставшиеся на рынке, стараются расширять свои сети. 40% франчайзеров — российские по происхождению, и как раз в этом сегменте есть еще потенциал роста (в Китае, например, 90% франчайзеров — это китайские бренды). Что примечательно: 80% участников очередного рейтинга самых выгодных франшиз Forbes — это бренды, созданные в России.

Лонг-лист рейтинга — всего 130 франшиз — мы составляли, используя каталоги Beboss.ru, Buybrand.ru, Coolidea.ru, Franshiza.ru, Myfranch.ru и базу данных, накопленную Forbes. Отбирались франшизы со стартовыми вложениями от 350 000 рублей, или $10 000 (паушальный взнос, стоимость ремонта и оборудования помещения, минимально необходимого объема товаров и т. д., за исключением арендных и коммунальных расходов). Отсекались компании-франчайзеры, открывшие в России менее 50 франчайзинговых точек и появившиеся на рынке позднее декабря 2012 года (это не позволяет использовать для расчетов среднюю выручку и прибыль одной точки за полный календарный год).

Шорт-лист — 43 франшизы — был сформирован с учетом ответов франчайзеров на опрос Forbes. В список не попали компании, не предоставившие финансовые показатели, а также франчайзеры, у которых число закрытых точек за 2013 год превысило 50% от числа открытых за то же время. Среди них, например, оказалась МТС, вторая по величине сеть салонов мобильной связи (4200 точек, из них более половины — франчайзинговые). МТС не раскрывает выручку и прибыль своих франчайзи.

 

Долгосрочный успех франчайзи зависит не только от потенциальной выгодности франшизы. Есть такие важные факторы, как источник стартового капитала (собственные или заемные средства), условия аренды помещения, уровень конкуренции, изменение спроса на товар или услугу и т. п. Однако франшиза привлекательна тем, что не требует инвестиций в создание продукта, технологии, бренда. В случае неудачи франчайзи, если продержится год-полтора, может полностью или частично вернуть вложенные средства.

Сначала франшизы в шорт-листе оценивались по средней годовой выручке одной франчайзинговой точки (максимальный балл 50 — у франшизы с самой высокой выручкой). На втором этапе — по соотношению прибыли и стартовых вложений (максимальный балл 50 присваивался франшизе с наибольшим превышением прибыли над затратами). Сумма баллов определяла место франшизы в рейтинге.

 
1. «Позитроника»

1. «Позитроника»

Запуск франшизы: 2006

Собственные/франчайзинговые точки: 35 / 145

Открытые/закрытые точки в 2013-м: 21 / 41

Вложения: 5,8 млн рублей

Выручка/прибыль: 60 млн рублей / 6 млн рублей

«Позитроника» — проект дистрибьютора компьютерной и цифровой техники Merlion, крупнейшая в России франчайзинговая сеть магазинов бытовой техники и электроники. По параметру «открытые/закрытые точки» Forbes сделал для «Позитроники» исключение: ее партнеры не отказывались от франшизы, а закрывали магазины ради переноса бизнеса в помещения большей площади. С 2014 года компания предлагает новую франшизу «Пойнт» — пункты оформления и выдачи заказов, сделанных через интернет-магазин «Позитроники».

2. «Мастерфайбр»

2. «Мастерфайбр»

Запуск франшизы: 2004

Собственные/франчайзинговые точки: 1 / 64

Открытые/закрытые точки в 2013-м: 8 / 0

Вложения: 1,2 млн рублей

Выручка/прибыль: 10 млн рублей / 4 млн рублей

«Мастерфайбр» производит покрытия из резиновой крошки для детских и спортивных площадок (технология приобретена в Австралии). Компания за 10 лет испробовала три системы выплаты роялти. Сейчас его размер фиксированный — 5000 рублей в месяц, платить франчайзи начинают спустя год после старта. У начинающих предпринимателей, купивших франшизу «Мастерфайбр», есть шанс получить региональные субсидии на развитие инновационного производства в размере 250 000–500 000 рублей.

3. Mail Boxes

3. Mail Boxes

Запуск франшизы: 2010

Собственные/франчайзинговые точки: 1 / 71

Открытые/закрытые точки в 2013-м: 33 / 0

Вложения: 2 млн рублей

Выручка/прибыль: 19 млн рублей / 11,8 млн рублей

Американский проект, представлен более чем в 70 странах мира (с 2007 года в России). Mail Boxes — это консолидатор услуг экспресс-доставки корреспонденции, посылок и бандеролей. Партнеры — крупнейшие международные и национальные операторы, такие как UPS, TNT, FedEx, Pony Express, MajorExpress, DPD и др. Помимо приема и отправки почты центры Mail Boxes зарабатывают на аренде абонентских ящиков, копировальных услугах, переводах документов, торговле канцтоварами. Франчайзи ежемесячно платит роялти — 7% от выручки.

4. Mr.Doors

4. Mr.Doors

Запуск франшизы: 1997

Собственные/франчайзинговые точки: 50 / 115

Открытые/закрытые точки в 2013-м: 13 / 1

Вложения: 2 млн рублей

Выручка/прибыль: 30 млн рублей / 3,9 млн рублей

Российская компания Mr.Doors производит встроенную и корпусную мебель. На открытие салона площадью 100 кв. м франчайзи придется потратить 2 млн рублей, а бренд-секции — 0,7 млн рублей. Роялти компания не требует. В зависимости от города и региона она устанавливает квоты на число партнеров. По расчетам Mr.Doors, оптимальное соотношение — один салон на 250 000 жителей. Если дилер выполняет план продаж, то Mr.Doors обязуется не пускать на ту же территорию другого франчайзи.

5. «Четыре глаза»

5. «Четыре глаза»

Запуск франшизы: 2010

Собственные/франчайзинговые точки: 15 / 60

Открытые/закрытые точки в 2013-м: 25 / 0

Вложения: 0,9 млн рублей

Выручка/прибыль: 5,1 млн рублей / 2,79 млн рублей

Сеть магазинов «Четыре глаза» создана компанией «Левенгук», выпускающей оптические приборы под маркой Levenhuk. Но в ее ассортименте есть и товары под чужими брендами: телескопы, микроскопы, бинокли и другая оптика. С марта 2013 года «Четыре глаза» участвует в программе «Бизнес-старт» от Сбербанка — покупатели франшизы могут взять льготный кредит. Франчайзи не платит роялти и может не бояться конкурентов по соседству — с ним заключается эксклюзивный договор на торговлю в определенном районе.

6. SUN Studio

6. SUN Studio

Запуск франшизы: 2008

Собственные/франчайзинговые точки: 3 / 85

Открытые/закрытые точки в 2013-м: 32 / 0

Вложения: 1,5 млн рублей

Выручка/прибыль: 12 млн рублей / 4 млн рублей

Франшиза студий фотопечати продается российским производителем ультрафиолетовых принтеров IQDEMY (прежнее название — Sky Group). Оборудование позволяет наносить различные изображения на дерево, стекло, пластик, холст и другие поверхности — от ноутбуков до натяжных потолков. Для начинающих предпринимателей у SUN Studio предусмотрен договор со страхованием: если франчайзи за один год не вернет свои вложения, то компания выкупит у него поставленное оборудование.

7. «Сема»

7. «Сема»

Запуск франшизы: 2008

Собственные/франчайзинговые точки: 3 / 320

Открытые/закрытые точки в 2013-м: 50 / 3

Вложения: 0,6 млн рублей

Выручка/прибыль: 4,8 млн рублей / 1,8 млн рублей

Сеть развивающих центров для детей от 9 месяцев до 7 лет начиналась в 2002 году с проекта, придуманного владельцами для собственных детей. Основатели «Семы» разработали систему организации детских праздников и программу родительского клуба, которой пользуются франчайзи. Компания просит ежемесячное роялти 5000 рублей за обновление франчайзингового пакета (сценарии праздников, программа повышения квалификации сотрудников центра и т. д.).

8. Cinnabon

8. Cinnabon

Запуск франшизы: 2009

Собственные/франчайзинговые точки: 8 / 109

Открытые/закрытые точки в 2013-м: 37 / 10

Вложения: 3,5 млн рублей

Выручка/прибыль: 21,6 млн рублей / 6,5 млн рублей

Американская сеть кафе-пекарен Cinnabon (более 1100 точек по всему миру) в России работает пять лет. Пекарни должны открываться в местах с высокой проходимостью — не менее 800 человек в час. Идеальное место — первый этаж торгового центра, зона основного потока покупателей. А вот на фудкортах и вокзалах, предупреждает компания, добиться оптимальной выручки будет сложнее. Франчайзи Cinnabon ежемесячно платят 6% от оборота в качестве роялти и 1,5% рекламных отчислений.

9. Tea Funny

9. Tea Funny

Запуск франшизы: 2012

Собственные/франчайзинговые точки: 4 / 94

Открытые/закрытые точки в 2013-м: 76 / 3

Вложения: 1,4 млн рублей

Выручка/прибыль: 5,9 млн рублей / 3,76 млн рублей

Основатели называют Tea Funny сетью кафе модных напитков. Главный продукт — так называемый бабл ти, придуманный на Тайване: коктейль на основе свежезаваренного чая с добавлением молока, натуральных сиропов и топпингов. Tea Funny предлагает франчайзи несколько форматов: классическое кафе (с отдельным помещением), мобильное (киоск на колесах), модульные точки (могут располагаться в ресторанах, кинотеатрах, торговых центрах и т. д.). Роялти в размере 4% от выручки платится со второго года работы точки.

10. «Экспедиция»

10. «Экспедиция»

Запуск франшизы: 2006

Собственные/франчайзинговые точки: 50 / 300

Открытые/закрытые точки в 2013-м: 81 / 19

Вложения: 0,7 млн рублей

Выручка/прибыль: 6,4 млн рублей / 1,6 млн рублей

За возможность открыть магазин туристических товаров и сувениров под брендом «Экспедиция» нужно платить паушальный взнос (50 000 – 110 000 рублей), зато нет роялти. Самый популярный у франчайзи формат (около 55% всех точек) — «Оранжевый джип»: витрина и прилавок, можно расположиться в любом подходящем месте. Формат «Территория ярких впечатлений» требует обособленного помещения. Выручка и прибыль франчайзи, указанные выше, — средние показатели магазина площадью 16–20 кв. м.

11. «Шоколадница»

11. «Шоколадница»

Запуск франшизы: 2008

Собственные/франчайзинговые точки: 315 / 80

Открытые/закрытые точки в 2013-м: 29 / 2

Вложения: 12,5 млн рублей

Выручка/прибыль: 38,4 млн рублей / 6,5 млн рублей

По числу кофеен «Шоколадница» примерно вдвое обгоняет своего основного конкурента — сеть «Кофе Хаус». «Шоколадница» помогает франчайзи на всех этапах: подбор помещения, подготовка открытия, управление работающей кофейней. Роялти — 7% от выручки ежемесячно. Договор с франчайзи заключается на 5 лет с возможностью продления.

12. Tom Farr

12. Tom Farr

Запуск франшизы: 2006

Собственные/франчайзинговые точки: 17 / 150

Открытые/закрытые точки в 2013-м: 40 / 5

Вложения: 4,5 млн рублей

Выручка/прибыль: 36 млн рублей / 2,8 млн рублей

Поначалу одежный бренд Tom Farr, появившийся на российском рынке в 2001 году, позиционировался как итальянский (его продвижением занималась компания «Маркос»). С ростом продаж потребность в иностранной легенде отпала. Сейчас владельцы представляют Tom Farr как «активно развивающуюся международную компанию-производителя модной, стильной одежды на рынке масс-маркет». Франчайзи предлагается три формата магазина по размерам и ассортименту (финансовые показатели указаны для формата «стандарт»).

13. Hilding Anders

13. Hilding Anders

Запуск франшизы: 2012

Собственные/франчайзинговые точки: 23 / 102

Открытые/закрытые точки в 2013-м: 93 / 0

Вложения: 1,55 млн рублей

Выручка/прибыль: 17,5 млн рублей / 2,5 млн рублей

Франшиза европейского производителя матрасов и товаров для сна Hilding Anders. В России у компании имеется собственный завод. Магазины торгуют продукцией не только под маркой Hilding Anders, но и от поставщиков из Франции, Норвегии, Италии и Швейцарии. Роялти нет. Региональным партнерам Hilding Anders дает эксклюзивное право на развитие бренда в городе. Франчайзи должны тратить на рекламу не менее 3% от выручки.

14. Sugar Dance

14. Sugar Dance

Запуск франшизы: 2010

Собственные/франчайзинговые точки: 1 / 160

Открытые/закрытые точки в 2013-м: 74 / 7

Вложения: 0,5 млн рублей

Выручка/прибыль: 1,8 млн рублей / 1,1 млн рублей

Сеть мобильных студий для записи музыкальных клипов. Клиенты Sugar Dance могут записать развлекательный ролик со своим участием и тут же получить его на диске. Роялти нет, но с каждого клипа франчайзи отчисляет компании 45 рублей. В новогодние праздники или в летний сезон на курорте прибыль студии может достигать 500 000 рублей в месяц, что позволяет удачливым франчайзи окупить вложения за несколько недель. Некоторые используют мобильные студии как дополнительный бизнес, обслуживая корпоративные мероприятия — по одному-два в месяц.

15. «Велл»

15. «Велл»

Запуск франшизы: 2002

Собственные/франчайзинговые точки: 10 / 405

Открытые/закрытые точки в 2013-м: 220 / 40

Вложения: 0,35 млн рублей

Выручка/прибыль: 1,8 млн рублей / 0,7 млн рублей

«Велл» позиционирует себя как сеть агентств пляжного отдыха. Партнеры сети ежегодно продают в среднем по 250 турпакетов. По мнению франчайзера, лучшее время для открытия агентства — февраль-март, накануне летнего сезона. На первых порах вести бизнес можно с минимальным количеством сотрудников (для оформления заказов достаточно двух менеджеров). Представители «Велл» утверждают, что доходы их франчайзи в среднем на 20–30% выше, чем у агентств-одиночек.

16. Yotto Group

16. Yotto Group

Запуск франшизы: 2011

Собственные/франчайзинговые точки: 2 / 62

Открытые/закрытые точки в 2013-м: 22 / 2

Вложения: 1,35 млн рублей

Выручка/прибыль: 5 млн рублей / 2,5 млн рублей

Yotto Group — российский производитель интерактивных аттракционов ExoSkelet и кинотеатров-кабин ExoFilm. Видеоролики называются «экзофильмами», так как зрители могут управлять их сюжетом с помощью джойстиков. Франчайзер обещает обновление контента раз в один-три месяца. Роялти взимается за прокат одного фильма. Yotto Group апеллирует к тому, что его продукт не зависит от сезонного спроса и франчайзи не понадобятся ни склады, ни согласования с санитарной службой и прочими госинспекциями.

17. «Смешарики»

17. «Смешарики»

Запуск франшизы: 2010

Собственные/франчайзинговые точки: 7 / 61

Открытые/закрытые точки в 2013-м: 22 / 6

Вложения: 2 млн рублей

Выручка/прибыль: 12,1 млн рублей / 2,9 млн рублей

Розничный бренд «Смешарики» поддерживается одноименным сериалом — в прокат вышло уже более 230 мультфильмов. Партнер может открыть детский развлекательный центр или игровую комнату, фирменный магазин, лавку сладостей или даже event-агентство. Компания обещает своим франчайзи всестороннюю рекламную и медийную поддержку — участие в межсетевых акциях, размещение информации о них на портале бренда и в новостных дайджестах. Роялти «Смешариков» фиксированный — 20 000 рублей ежемесячно.

18. «Календарь подарков»

18. «Календарь подарков»

Запуск франшизы: 2007

Собственные/франчайзинговые точки: 1 / 79

Открытые/закрытые точки в 2013-м: 21 / 8

Вложения: 0,8 млн рублей

Выручка/прибыль: 6,9 млн рублей / 1,4 млн рублей

Сеть сувенирных магазинов. Компания не берет роялти, а московским франчайзи предоставляет торговое оборудование на льготных условиях. Спустя год после открытия розничной точки можно приобрести франшизу на интернет-магазин. В онлайн-версии «Календаря подарков» представлено свыше 5000 наименований товаров, что на 20% больше, чем в офлайн-магазине. Франшиза сети включена в программу кредитования «Бизнес-старт» от Сбербанка.

19. Finn Flare

19. Finn Flare

Запуск франшизы: 2003

Собственные/франчайзинговые точки: 111 / 58

Открытые/закрытые точки в 2013-м: 6 / 0

Вложения: 2,5 млн рублей

Выручка/прибыль: 15 млн рублей / 3 млн рублей

Финскому бренду Finn Flare уже более 50 лет, но франчайзинговая программа его одежных магазинов работает только в России и СНГ, где компанию развивает предпринимательница Ксения Рясова. Паушальный взнос и роялти у Finn Flare отсутствуют. Новым магазинам на год предоставляется дополнительная скидка 7% на оптовую закупку товара, а скидка для опытных партнеров может составлять и 15%. Finn Flare обещает начинающим предпринимателям оказывать федеральную рекламную поддержку и помочь с разработкой единого плана маркетинговых мероприятий.

20. Burger Club

20. Burger Club

Запуск франшизы: 2010

Собственные/франчайзинговые точки: 8 / 85

Открытые/закрытые точки в 2013-м: 19 / 1

Вложения: 2,7 млн рублей

Выручка/прибыль: 28 млн рублей / 1,2 млн рублей

Первое заведение Burger Club открылось в июле 2008 года в Полтаве. Теперь франшиза ресторанов быстрого питания продается на территории России, Украины и Казахстана. За четыре года работы на российском рынке Burger Club открыл 85 точек по франшизе. Роялти — 2% от оборота ежемесячно, паушальный взнос компания не берет. Минимально необходимая площадь помещения для Burger Club — 80 кв. м.

21. Fast&Shine

21. Fast&Shine

Запуск франшизы: 2011

Собственные/франчайзинговые точки: 31 / 190

Открытые/закрытые точки в 2013-м: 73 / 8

Вложения: 0,35 млн рублей

Выручка/прибыль: 2,9 млн рублей / 0,6 млн рублей

Fast&Shine продвигает технологию безводной мойки с использованием химических средств собственного производства. В стартовый франшизный пакет включены расходные материалы для мойки 1000–1500 автомобилей (далее средства поставляются франчайзи по оптовым ценам). Fast&Shine советует начинающим бизнесменам обращаться за субсидиями в региональные центры развития предпринимательства, обещая помочь с защитой бизнес-плана. В компании уверяют, что все их партнеры, участвовавшие в таких конкурсах, получали гранты.

22. Traveler’s Coffee

22. Traveler’s Coffee

Запуск франшизы: 2006

Собственные/франчайзинговые точки: 21 / 59

Открытые/закрытые точки в 2013-м: 12 / 0

Вложения: 14 млн рублей

Выручка/прибыль: 27,6 млн рублей / 5,5 млн рублей

Новосибирская сеть кофеен основана в 2000 году, первое заведение за пределами родного города открыла по франшизе шесть лет спустя. Партнерам Traveler’s Coffee запрещается продавать в кафе алкогольную и слабоалкогольную продукцию, а также вносить любые изменения в меню и рецептуры приготовления блюд и напитков без согласования с головной компанией. Все сотрудники новой кофейни за счет франчайзи должны пройти курс обучения в Новосибирске. Роялти — 3% от оборота кофейни — выплачивается ежемесячно.

23. Kawaii Factory

23. Kawaii Factory

Запуск франшизы: 2011

Собственные/франчайзинговые точки: 3 / 60

Открытые/закрытые точки в 2013-м: 56 / 7

Вложения: 0,35 млн рублей

Выручка/прибыль: 3,3 млн рублей / 0,6 млн рублей

Японцы словом «kawaii» обозначают все милое и симпатичное. Российская Kawaii Factory продает именно такие товары — женские сумки, аксессуары, канцелярские принадлежности и подарки. 60% ассортимента — товары собственного производства, остальное импортируется из Южной Кореи, Великобритании, Китая и Таиланда. Новинки в каталоге появляются каждые 10 дней. Выплачивать роялти за пользование брендом не нужно.

24. «Интерьерная лавка»

24. «Интерьерная лавка»

Запуск франшизы: 2009

Собственные/франчайзинговые точки: 16 / 57

Открытые/закрытые точки в 2013-м: 12 / 1

Вложения: 4,5 млн рублей

Выручка/Прибыль: 13,2 млн рублей / 3,3 млн рублей

«Интерьерная лавка» — сеть салонов французской мебели и предметов домашнего декора «под старину» в среднем ценовом сегменте. У компании нет паушального взноса, роялти и рекламных сборов. Сотрудники франчайзинговых магазинов могут посещать тренинги продавцов головной компании, а также дважды в год съездить вместе с ее специалистами во Францию для ознакомления с новыми коллекциями поставщиков «Интерьерной лавки».

25. Baon

25. Baon

Запуск франшизы: 2006

Собственные/франчайзинговые точки: 66 / 75

Открытые/закрытые точки в 2013-м: 19 / 3

Вложения: 4,8 млн рублей

Выручка/прибыль: 17 млн рублей / 2,4 млн рублей

Baon уже 20 лет производит и продает верхнюю одежду для спорта и отдыха. Компания не требует с франчайзи паушального взноса и роялти, зарабатывая деньги на поставках товара. Baon участвует в программе «Бизнес-старт» от Сбербанка, по которой партнер может получить кредит в размере до 80% от объема планируемого финансирования проекта на 3,5 года под 17,5% годовых.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+