Рост сквозь квоты: как Россия смогла увеличить производство и экспорт удобрений
По данным Росстата, производство минеральных удобрений в физическом выражении в январе-сентябре этого года выросло на 6,8%, до 46,9 млн т. В том числе производство азотных удобрений выросло на 0,5%, до 20,9 млн т, фосфорных — на 5,1%, до 447,642 т, калийных — на 34,4%, до 12,5 млн т. Выпуск комплексных удобрений вырос на 2,6%, до 12,0 млн т. В пересчете на содержание действующих веществ рост оказался даже несколько больше — на 10,8%, хотя общий объем производства при таком расчете составил 20,9 млн т (действующих веществ — азота, фосфора и калия — в разных видах удобрений может быть менее 10% или более 60%). Производство аммиака, используемого в качестве сырья для изготовления удобрений, также выросло за этот период на 7,1%, до 13,5 млн т.
Данные таможенной статистики в России закрыты, поэтому для оценки объемов и динамики экспорта нужно использовать иные источники, цифры у которых разнятся. Тем не менее все они зафиксировали рост. РЖД сообщали, что в январе-сентябре 2024 года экспортные перевозки удобрений выросли на 16,6% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года — до 25,9 млн т. По данным Ассоциации морских торговых портов (АМТП), за девять месяцев на экспорт было отправлено еще больше — 32,2 млн т, причем рост к аналогичному периоду 2023 года составил 21,5%.
По оценке руководителя направления рынка удобрений Metals & Mining Intelligence (MMI) Максима Братчикова, экспорт удобрений за январь-август увеличился в годовом исчислении на 21% — до 27,4 млн т. «Рост произошел в основном за счет главного калийного удобрения — хлористого калия, основными покупателями которого были Бразилия, Китай и США, и главного азотного удобрения — карбамида, основные потоки которого были направлены в США, Индию и Бразилию», — уточняет Братчиков.
Квоты на экспорт
Экспорт удобрений регулируется квотами, они были введены с 1 декабря 2021 года для обеспечения потребностей российских аграриев в качестве одной из мер по сдерживанию роста цен на продовольствие. Премьер-министр Михаил Мишустин подписал 19 октября постановление о продлении квот еще на полгода — с 1 декабря 2024 по 31 мая 2025 года. При этом общий объем квот, по сравнению с действовавшими с 1 июня по 30 ноября 2024 года, сокращен с 19,7 млн т до 19,2 млн. Квота на экспорт азотных удобрений будет сокращена с 12,5 млн т до 11,2 млн, в том числе для мочевины (карбамида) — с 4,8 млн т до 3,1 млн, а квота на вывоз сложных удобрений увеличена почти с 7,3 млн до 8 млн т.
Квоты на экспорт рассчитываются исходя из объемов отгрузок прошлых лет и потребления внутри страны таким образом, чтобы в первую очередь был обеспечен внутренний рынок, а остальные объемы шли на экспорт, поясняет Братчиков из MMI. «Объем устанавливаемых квот скорее отражает реальную ситуацию с производством удобрений, а не является ограничением для экспорта, поскольку ни производители, ни регуляторы не заинтересованы в затоваривании внутреннего рынка или снижении выпуска», — считает эксперт.
«Снижение экспортных квот должно гарантировать внутренние поставки удобрений сельхозпроизводителям, и оно отражает рост использования удобрений к началу посевного сезона следующего года, а во второй половине [следующего] года экспортные квоты снова могут быть увеличены», — полагает аналитик финансовой группы «Финам» Алексей Калачев. В прошлом году правительство установило с 1 июня по 30 ноября квоту на экспорт удобрений в 16,3 млн т, увеличив ее с предыдущих 12,6 млн т.
В 2024 году закупки минеральных удобрений отечественными аграриями вполне могут достигнуть 5,3-5,4 млн т, полагает независимый эксперт Леонид Хазанов. По его словам, снижение экспортных квот отражает изменения в спросе на внутреннем рынке, являющемся приоритетным для российских производителей минеральных удобрений. Вместе с тем квоты на вывоз азотных удобрений и их увеличение на сложные марки, возможно, обусловлено особенностями их применения за границей, полагает Хазанов. «Например, в ряде стран Азии и Африки мало станций для смешивания агрохимикатов, поэтому вместо одинарных марок в них лучше завозить комплексные», — отмечает он.
Курсовая пошлина
С 1 октября 2023 и до конца 2024 года на экспорт удобрений действует плавающая пошлина, привязанная к валютному курсу. Для удобрений взимавшаяся ранее пошлина в 7% таможенной стоимости была повышена до 10% при курсе доллара выше 80 рублей. В сентябре нынешнего года минимальный размер пошлины был установлен в размере 1100 рублей ($11,32) за тонну для азотных удобрений, 1800 рублей ($18,52) — для калийных и 2100 рублей ($21,61) за тонну для фосфорных и сложных удобрений.
«Действующая экспортная пошлина работает одновременно с механизмом, регулирующим внутренние цены для отечественных сельхозтоваропроизводителей, так называемым потолком цены, установленным правительством для производителей удобрений, — отмечает Братчиков из MMI. — За счет этого, несмотря на пошлины, экспорт остается выгодным».
Предельные цены на удобрения для внутреннего рынка до 30 ноября нынешнего года зафиксированы на уровне 2022 года и их индексация не предусмотрена, говорится в сообщении Федеральной антимонопольной службы (ФАС).
Мировые цены на удобрения пока не показывают устойчивой динамики роста, отмечает Калачев из «Финама». По его словам, из основных удобрений цены на основное фосфорное удобрение — диаммонийфосфат — стабилизировались на уровне около $550 за т, на хлористый калий — чуть ниже $300 за т, на карбамид — чуть выше $300. «Это, конечно, ниже пиков 2022 года, но все же существенно выше средних долгосрочных уровней», — говорит Калачев, добавляя, что текущие цены обеспечивают российским производителям достаточный уровень рентабельности и конкурентное ценовое преимущество на рынке.
По данным Всемирного банка, средние мировые цены в III квартале в годовом исчислении выросли только на диаммонийфосфат — с $505 до $547 за т, а упали на хлористый калий — с $349 до $294 за т и карбамид (мочевину) — с $367 до $341 за т. В 2022 году средние цены на диаммонийфосфат составляли $772 за т, на хлористый калий — $863 за т, а на карбамид — $700 за т.
Продолжится ли рост
Глава Российской ассоциации производителей удобрений (РАПУ) Андрей Гурьев прогнозирует рост выпуска удобрений в нынешнем году до рекордных 65 млн т против 59 млн т в 2023-м. По словам Гурьева, в нынешнем году к началу октября производители поставили агропромышленному комплексу страны почти 5 млн т минеральных удобрений в пересчете на 100% питательных веществ, обеспечив потребность АПК на весь 2024 год более чем на 90%. Руководитель РАПУ в данном случае привел данные в пересчете на действующее вещество.
Гурьев прогнозирует, что экспорт в нынешнем году может превысить рекорд 2021 года, когда было экспортировано 37,6 млн т (14,5 млн т азотных, 11,9 млн т калийных, 11,2 млн т сложных удобрений) на общую сумму $12,5 млрд.
Общий экспорт минеральных удобрений из России может увеличиться и достичь отметки в 40 млн т, согласен Братчиков из MMI, который оценивает объем экспорта в 2023 году в 36 млн т. «Производство вырастет, экспорт тоже, увеличится и потребление на внутреннем рынке», — говорит Братчиков.
Россия традиционно экспортирует более половины произведенных удобрений, так как внутренний рынок не в состоянии потребить данные объемы, говорит ведущий аналитик инвестиционной компании «Велес Капитал» Василий Данилов. Поэтому, по его словам, в условиях увеличения производства всех видов удобрений экспорт также будет расти, несмотря на экспортные пошлины. «Низкие мировые цены отчасти компенсируются слабым рублем, что позволяет отечественным компаниям оставаться прибыльными», — отмечает он.
Российское производство удобрений настроено преимущественно на экспорт, так как внутреннее потребление, хотя и неуклонно растет, все же остается сильно меньше объемов производства, говорит Калачев из «Финама». В предыдущие годы, напоминает он, компании вкладывались в расширение производства удобрений в расчете именно на экспорт, и они остаются преимущественно экспортерами, поскольку удобрения практически не попадают под санкции. Калачев полагает, что по итогам нынешнего года рост производства может составить 10,5–11,0%, примерно до 28,0–28,5 млн т в пересчете на 100% питательных веществ. Он отказался дать конкретный прогноз по экспорту. «Думаю, будет продано все, что произведено, и экспорт последует за объемами производств», — сказал он Forbes.
В отличие от многих российских товаров удобрения не попали под западные санкции, хотя производители и чиновники ранее сетовали на препятствия, чинимые их экспорту.
Европейские производители удобрений требовали ограничить поставки из России, утверждая, что те угрожают продовольственной безопасности континента. Хотя пока никаких санкций принято не было, ЕС в августе сократил объемы импорта на 13% по сравнению с июлем, до €173 млн.