Переполох в курятнике: ждать ли нового витка роста цен на яйца
Как сообщали «Ведомости», несколько крупных производителей яиц — птицефабрики «Вараксино», «Волжанин» и «Окская» — разослали торговым сетям сообщения о повышении цен на свою продукцию в пределах 5-8%. Также дистрибутор яиц «Праксис-ово» сообщил о росте цен до 12% с 5 ноября в зависимости от категории яиц. Получение писем с предупреждением о повышении цен Forbes подтвердил источник в одной из крупных федеральных торговых сетей. Крупнейшие птицефабрики страны, занимающиеся выпуском яйца, на запрос Forbes не ответили.
Цены на яйца еще с прошлого года находятся в фокусе внимания общественности и государственных органов: за 2023 год они подорожали почти на 45%. С начала этого года по сентябрь яйца дешевели, со 130,06 рубля за десяток в январе до 104,7 в начале осени согласно данным Росстата. Однако цикл снижения цен не смог перекрыть прошлогоднее ралли: по состоянию на сентябрь рост год к году составил 22,2% (с 85,7 рублей за 10 шт в сентябре 2023 года). Новый цикл подорожания начался с середины сентября, яйца увеличились в цене на 0,1% в неделю, а со второй недели октября — на 0,3%.
По данным компании «Эвотор», с которыми ознакомился Forbes, средняя цена на яйца в несетевой рознице составила в сентябре 142 рублей за десяток, за год яйца подорожали на 5%. А пик цен пришелся на январь 2024 года, когда средняя стоимость десятка составила 159 рублей, после чего постепенно начала снижаться.
Опрошенные Forbes эксперты не склонны сравнивать ситуацию с той, что сложилась в прошлом году, и значительного подорожания яйцам не предрекают.
Переговорный процесс
По словам председателя президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Игоря Караваева, ситуацию с уведомлениями о пересмотре цен от отдельных поставщиков пока нельзя назвать общей тенденцией, пока это, скорее, частные случаи, связанные с экономикой отдельных участников рынка.
Ретейл — самый емкий канал сбыта яиц, но их также закупают, например, кондитеры, переработчики и даже производители вакцин, и они также участвуют в формировании стоимости, отмечает директор агроконсалтинговой компании «Ринкон менеджмент» Константин Корнеев, и с ними также приходится согласовывать условия. «Надо помнить, что яйца не являются продуктом с длительным сроком хранения, их нельзя аккумулировать и на время перестать продавать, ожидая, что покупатели пойдут на уступки и окажутся готовы к серьезному росту стоимости. Бизнес птицефабрик таков, что им надо постоянно отгружать продукцию, так что создать предпосылки для искусственного роста цен практически нереально», — говорит он.
Разумеется, у производителей яиц есть основания пересмотреть свои отпускные цены, как и у большинства производителей продуктов питания. Согласно данным «Праксис-ово», повышение отпускных цен вызвано необходимостью перекрыть растущие производственные издержки. Только с конца лета по октябрь на 13% выросли затраты на гофротару, на 10% — на упаковочные пленки, 25% — на ветпрепараты, 20% — на корма и 30% — на зарплатные отчисления. Затраты растут и у производителей бройлеров, добавляет Корнеев. «В среднем себестоимость изменилась на 11-12% год к году, — подсчитала директор по развитию направления АПК компании «Рексофт» Анастасия Вяликова. — Процесс выращивания птицы примерно одинаков, в тех же пределах подорожало производство и у тех, кто занимается яйцом». У некоторых производителей затраты выросли на 20-25%, и, помимо всех вышеобозначенных причин, стоит учитывать подорожание логистики. «Хотя есть и предприятия, у которых критичного роста себестоимости продукции и вообще такового не наблюдается, — обращает внимание гендиректор Российского птицеводческого союза Галина Бобылева. — Что касается сырья для производства птицеводческой продукции, то цены на него уточняются. Корма, занимающие серьезную долю в себестоимости, зависят от ситуации с урожаем, который еще точно не оценен».
Заявление производителей о планируемом росте отпускных цен совсем не значит увеличение, тем более мгновенное и серьезное, стоимости в рознице, подчеркивают опрошенные Forbes эксперты. «Все подобные обращения торговые сети тщательно проверяют на предмет обоснованности — объясняет Караваев из АКОРТ. — Там, где повышение обоснованно, торговые сети транслируют рост закупочной стоимости в цены плавно и поэтапно, чтобы минимизировать рост затрат потребителей».
«Состояние отрасли с точки зрения производства стабильно, и рисков, которые бы привели к сокращению выпуска яйца, не просматривается, — соглашается Корнеев из «Ринкон менеджмент». — Себестоимость производства у птицефабрик ожидаемо растет, и переговоры по поводу пересмотра цен с ретейлом — вполне обычное дело. Собственно, запрос производителей на повышение цен еще не означает, что сети его примут и согласятся брать продукцию по новой цене. И говорить о том, что в скором времени яйца существенно вырастут в цене, точно оснований нет: рынок насыщен, и это не позволит отдельным игрокам сильно увеличить стоимость ввиду высокой конкуренции, так как производителей в стране много. Все регулируется балансом спроса и предложения».
Яйцо обладает крайне неэластичным спросом, даже при высоком уровне цен, который наблюдался практически на протяжении всего первого полугодия 2024-го, только в III квартале цены заметно упали, спрос на яйцо практически не снизился, обращает внимание гендиректор экспертно-аналитического центра агробизнеса «АБ-Центр» Алексей Плугов. «Об этом свидетельствует динамика производства, — продолжает он. — В январе-сентябре 2024 года по отношению к аналогичному периоду 2023-го производство яиц в хозяйствах всех категорий сократилось всего на 1,4%, а в промышленном секторе птицеводства снижение и вовсе составило менее 1%».
Рост и снижение
Динамика цен на яйцо подвержена сезонности, и здесь важно не сравнивать оперативные данные, а отслеживать изменение цен за год, обращает внимание Плугов из «АБ-Центра».
По его данным, в 2024 году произошло заметное ослабление цен на куриное яйцо в рамках сезонного коридора. Цены снижались во II и III кварталах, когда в силу сезонных факторов производство несколько выше, чем IV и I квартале — это происходит ежегодно. В 2024 году с марта по сентябрь оптовые цены снизились на 20%, розничные — на 16,8% (согласно анализу «АБ-Центр» на основе данных Росстата).
«На стороне сетевого ретейла мы не видим объективных причин для сильного и повсеместного роста цен на куриное яйцо в 2024 году», — говорит Караваев. А ретейлеры, по его информации, со своей стороны продолжают инвестировать в низкие цены на социальные категории куриного яйца С1 и С2, удерживая отрицательную наценку на яйца «первой цены». Средняя минимальная цена куриного яйца в крупной сетевой рознице за последний месяц не изменилась, несмотря на рост закупочной стоимости на 3,7%. Минимальная стоимость десятка яиц в торговых сетях составляет 90 рублей — на 14% ниже средних цен по стране, зафиксированных Росстатом, добавляет Караваев.
«Если еще в январе 2024 года, при сравнении данных за год, отмечался рост оптовых цен на яйцо на 67,4% к январю 2023-го, в июле эта разница сократилась до 37,4%, а к середине октября годовой разрыв цен в розничном звене и вовсе составил всего 13,1%, — подсчитал Плугов. — На 14 октября розничные цены составили 105 рублей за десяток, годом ранее — 92,8 рубля. Для сравнения: в начале января цены достигали 134 рублей за десяток». «Если сезонный рост цен будет слабее, чем обычно, то уже к концу ноября мы увидим, что год к году цены на яйцо снизились», — уверен Плугов.
Возможность корректировки цен производителями в Минсельхозе назвали нормальной практикой, и она предусмотрена долгосрочными договорами, заключаемыми между сельхозтоваропроизводителями и торговыми сетями. Тем более, что с начала года отпускные цены на куриные яйца первой и второй категорий снизились на 20,6% и 26,6% соответственно, до 75,1 и 61 рубль за десяток. «Потребителям не следует опасаться значительного роста цен, так как цены на яйца контролируются государством, как на уровне производителя, так и относительно наценок сетей», — заключает Вяликова из «Рексофт».