Государство ввело новую пошлину на экспорт удобрений: по кому она ударит
С 1 сентября и до конца 2024 года в России действуют новые экспортные пошлины на ряд минеральных удобрений. Общая ставка для всех видов продукции одинакова — 7% от их стоимости. Отличается минимальная ставка — для азотных удобрений она составляет 1100 рублей за т, для калийных — 1800 рублей, для фосфорных — 2100 рублей. Из-под действия пошлин выведены водорастворимые фосфорсодержащие удобрения с высокой себестоимостью — водородфосфат диаммония и диводородфосфат аммония.
С начала 2023 года и до 1 сентября в России пошлина при экспорте удобрений не взималась — но только в том случае, если таможенная стоимость тонны продукции не превышала $450. В противном случае от разницы между этой суммой и стоимостью удобрений в бюджет взималась пошлина в размере 23,5%. Этот механизм позиционировался Минфином как способ изъятия «сверхдоходов». Однако изменение ценовой конъюнктуры рынка не позволило достичь запланированного объема поступлений в бюджет. «Прошлогодний рост цен [на удобрения] вселил оптимизм, а повышение ставки пошлины до 23,5% от $450 за тонну давало надежду на получение в текущем году как минимум 120 млрд рублей от таможенных сборов, — объясняет старший партнер группы «Деловой профиль» Ксения Архипова. — Но повышение цен ведет к сокращению спроса». В итоге, отмечает Архипова, упавший спрос снизил цены, уже в начале 2023 года установленный потолок в долларах стал недостижим, и в первом полугодии в бюджет поступило всего 5-6 млрд рублей — не помогла даже девальвация рубля.
Ситуация заставила ведомство иначе взглянуть на механизм определения ставки пошлины. В начале августа Минфин предлагал с 1 сентября ввести единую, не зависящую от уровня цен экспортную пошлину на удобрения в 8%. По мнению ведомства, это бы помогло до конца 2024 года получить 87 млрд рублей. В итоге ставку сократили до 7%. А установление нижней границы пошлины, отмечает Архипова, должно гарантировать определенный минимум поступлений в бюджет.
Минус 5% выручки
Производство основных видов минеральных удобрений в России в 2022 году, согласно данным Российской ассоциации производителей удобрений (РАПУ), увеличилось на 5% и оценивается в 54,3 млн т. Российские аграрии увеличили закупки продукции минимум на 15% (потребление удобрений выросло до 5,8 млн т), а снижение поставок за рубеж в 2022 году составило 15%, отметили в Ассоциации. По данным группы «Деловой профиль», в прошлом году экспорт минеральных удобрений в натуральном выражении сократился более чем на 10%, при этом выручка от поставок за рубеж на фоне роста цен увеличилась почти в полтора раза, до $19,3 млрд.
Регулирование периодически меняется в любой отрасли, подобные шаги в отношении производителей удобрений государство предпринимало и раньше, напоминает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. Но по его мнению, нынешнее изменение пошлин может отрицательно сказаться на деятельности сектора.
Введение пошлины 7% приведет к тому, что производители минеральных удобрений должны будут перечислить в бюджет около 5% своей совокупной выручки, подсчитала Архипова из «Делового профиля». «При этом не учитывается, что на фоне снизившихся мировых цен основную поддержку выручке производителей удобрений в этом году обеспечивает ослабление рубля, вследствие чего растет себестоимость производства и падает рентабельность», — отмечает эксперт. Кроме того, производители минеральных удобрений, как и другие крупные промышленники, должны будут до конца 2023 года выплатить так называемый единовременный налог на «сверхприбыль» (windfall tax). И дополнительная фискальная нагрузка в виде новой таможенной пошлины, указывает Архипова, может почти на четверть снизить свободный денежный поток этих компаний.
Новый подход к таможенно-пошлинному регулированию приведет к снижению доходов российских химических компаний, согласен доктор экономических наук Леонид Хазанов. При этом в силу особенностей конструкции пошлины степень ее давления на различных производителей будет разная: компании, выпускающие простые марки минеральных удобрений, будут платить меньше, тогда как производители сложных марок — больше. Компании, поясняет Баранов, могут сократить объемы производства, чтобы меньше экспортировать удобрения, а значит, платить экспортную пошлину в более скромных объемах. А это, во-первых, негативно скажется на поступлениях в бюджеты уже от деятельности внутри страны, а во-вторых, может затронуть другие отрасли за счет того, что производители удобрений сократят собственное потребление товаров и услуг.
«Экспорт, конечно, не остановится, тем не менее в случае сильного снижения мировых цен притормозить его новая пошлина все-таки может», — опасается Хазанов. Не исключено, что компании, выпускающие удобрения, могут попросить государство снизить им прочие выплаты или предоставить помощь, отмечает Баранов. То есть увеличенные пошлины для бюджета могут быть перекрыты значительными объемами помощи от государства, что фактически нивелирует изменение ставок на экспорт удобрений.
Проблемы для отрасли и акционеров
Из-за новых пошлин финансовое положение производителей удобрений ухудшится, они могут сократить дивиденды, считает Баранов из УК «Финам Менеджмент».
Нововведение в первую очередь скажется на производителях фосфорных удобрений, которые и так сокращают производство из-за снижения глобального спроса, обусловленного прошлогодним ростом цен, говорит Архипова из «Делового профиля». Сложности могут возникнуть у производителей азотных удобрений, вынужденных заморозить инвестиции в проекты переработки аммиака, по экспорту которого ударила ситуация с аммиакопроводом Тольятти — Одесса. По сообщениям Министерства обороны, трубопровод был поврежден в июне.
«Возобновить экспорт получится не ранее 2024 года, когда будет введена в эксплуатацию первая очередь строительства перевалочного комплекса в порту Тамань, мощностью 1 млн т аммиака в год, — продолжает Архипова. — После ввода всех трех очередей в 2025 году комплекс сможет обеспечить перевалку 2 млн т аммиака в год. Но к этому времени освободившуюся рыночную нишу уже займут производители из стран Ближнего Востока, наращивающие производство аммиака».
В нынешнем году, говорит Архипова, снижение мировых цен на удобрения в целом оживило спрос на них и российский экспорт начал восстанавливаться. Негативной остается только динамика экспорта калийных удобрений, поставки которых, по данным агентства Argus, в 2022 году просели на 37% и продолжают сокращаться в 2023 году. Проблему для российских производителей удобрений создают дополнительно производители из Канады, активно разрабатывающие местные калийные месторождения. Поэтому, считает Архипова, введение пошлины будет весьма болезненным и для калийщиков.
Наиболее негативно введение пошлины в 7% отразится на финансовых результатах и, возможно, дивидендах таких производителей, как «КуйбышевАзот», «Акрон» и «Фосагро», полагает старший аналитик «БКС Мир инвестиций» Дмитрий Булгаков. Пострадают «Еврохим» и «Уралкалий» (обе компании — непубличные. — Forbes), добавляет Леонид Хазанов. По оценкам «БКС Мир инвестиций», в III квартале текущего года динамика цен на удобрения и изменение курса рубля могут дать хорошие результаты, но финансовые показатели российских компаний уже IV квартала уже окажутся «под ударом».
При гипотетической выручке «Фосагро» в размере 100 млрд рублей в квартал и при условии, что 70% приходится на экспорт, пошлина со ставкой в 7% составит примерно 4,9 млрд рублей, и такой суммы компания будет лишаться по IV квартал 2024 года включительно, отмечают в своем обзоре аналитики «БКС Мир инвестиций». Потери компании отразятся на дивидендах. «Рынку это не понравится, — заключают в «БКС Мир инвестиций». — Мы допускаем существенное влияние на прибыль и дивиденды и сохраняем рекомендацию «Продавать» по бумаге».
Цены на фосфорные удобрения (например, диаммоний и моноаммонийфосфат) во II квартале снижались, однако девальвация рубля привела к тому, что снижение рублевой цены было не столь значительным. В последнее время наблюдался отскок в цене на фосфорные удобрения после минимумов середины года. «Но дальнейшую траекторию движения цены сложно предвидеть. Возможна стабилизация на текущих уровнях», — предполагает Булгаков. Энергетический кризис в Европе пока не преодолен, вероятно, очередной виток роста цен на газ придется на конец года, прогнозирует Архипова, и в этих условиях можно ожидать новой волны локдаунов среди европейских компаний — производителей минеральных удобрений, что может поддержать цены на удобрения на высоком уровне до следующей весны. Тем не менее, полагает эксперт, уровни прошлого года, когда цены поднялись на 80% и выше, в ближайшей перспективе уже не повторятся.
В «Фосагро» от комментариев по поводу влияния на бизнес новой пошлины на вывоз удобрений воздержались, остальные указанные в материале компании-производители на запрос Forbes не ответили.