«Объединенная чайная компания» в сентябре вернет на рынок чай под маркой «Беседа»
На российский рынок вернется бренд чая «Беседа», появившийся в 1990-х годах. Чай этой марки относился к нижнему ценовому сегменту, его выпуск прекратился в 2010-х годах. Новый владелец, выкупивший мощности бывшей чайной фабрики Unilever, хочет перезапустить бренд уже в среднем ценовом сегменте
«Объединенная чайная компания» (ОЧК) стала владельцем товарных знаков, связанных с брендом «Беседа», об этом сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на данные базы Роспатента. Генеральный директор и совладелец ОЧК Александр Конов сказал, что бренд «Беседа» входил в сделку по приобретению бывших мощностей чайной фабрики Unilever. Компания планирует перезапуск марки в среднем ценовом сегменте, сообщил собеседник.
Чайная марка «Беседа» появилась на российском рынке в конце 1990-х годов. Вместе с Lipton и Brooke Bond она входила в портфель концерна Unilever. Ekaterra (входила в Unilever, который в 2021 году продал бизнес фонду CVC Capital Partners за €4,5 млрд) в России выпускала чай под марками Lipton, Saito и Brooke Bond на чаеразвесочной фабрике в Санкт-Петербурге. Выручка ООО «Экатерра» в 2021 году составила 88,6 млн рублей, чистая прибыль — 52,6 млн рублей, свидетельствуют данные СПАРК. 1 августа 2022 года компания приняла решение о прекращении бизнеса в России «из-за текущей операционной среды». Мощности Ekaterra позволяют занять почти 10% рынка.
По словам Конова, ОЧК уже начала производство чая под маркой «Беседа» в Петербурге на этой неделе, в торговых сетях эта продукция появится в сентябре. На первом этапе под брендом будет выпускаться черный чай в пакетиках, потом ассортимент расширится, добавил совладелец и гендиректор ОЧК. В Ekaterra (с 2023 года — Lipton Teas and Infusions) не ответили газете.
В портфель ОЧК ранее входили марки Eastford, Berryford, Kama Sutra, «Зеленый стандарт». ОЧК занимается также фасовкой продукции по контракту, в том числе под собственными торговыми марками сетей. По данным ЕГРЮЛ, Александр Конов владеет 50% компании, по 25% — у Александра и Ларисы Прониных. Александр Пронин — экс-гендиректор спорткомплекса «Лужники», был первым вице-президентом «Автоваза» и упоминался в СМИ как советник главы «Ростеха» Сергея Чемезова. Конов возглавляет Фонд Петра Кончаловского, созданный режиссерами Никитой Михалковым и Андреем Кончаловским.
Собеседник газеты на рынке напомнил, что выпуск «Беседы» прекратился в 2010-х годах. По словам исполнительного директора «Русбренда» Алексея Поповичева в портфеле Unilever «Беседа» была скорее маркой низкого ценового сегмента. Новый владелец, вероятно, попытается занять этим брендом нишу, где присутствовал Lipton, предположил он. По словам эксперта, перезапуск марки потребует вложений в рекламу.
Владелец бренд-агентства Kaufman Станислав Кауфман предупредил, что перевод ранее известной марки в иной ценовой сегмент потребует дополнительной коммуникации с потребителями и может быть непростой задачей. Генеральный директор ассоциации «Росчайкофе» Рамаз Чантурия сказал, что бренд «Беседа» остается узнаваемым, но выйти на прежние объемы будет сложно. По его словам, рынок чая — очень конкурентный. Он отличается высокой концентрацией: пять самых популярных марок занимают около 75% продаж, отметил Чантурия.
Конъюнктуру для производителей чая осложняет рост себестоимости чая в условиях девальвации рубля и удорожания сырья. Представители компаний «Май» (бренды «Майский», «Лисма», Curtis), «Орими» (Greenfield, Tess) и Ahmad Tea не ответили на запросы газеты. По данным NielsenIQ, за год (по май 2023 года) продажи чая сократились на 5,8% в объеме и выросли на 8,7% в деньгах год к году. В общих денежных продажах горячих напитков чай занимает 35,2%, растворимый и натуральный кофе — 48,5% и 14% соответственно, какао — 2,3%.