WSJ узнала о поддержке США планов экспорта зерна из Украины по Дунаю
США ведут переговоры с Украиной и соседними с ней странами об альтернативных маршрутах экспорта зерна, выяснила WSJ. Поддерживаемый Вашингтоном план предполагает вывоз до 4 млн тонн зерна в месяц по реке Дунай к октябрю и меры по защите альтернативного маршрута в Румынии, стране-члене НАТО
Соединенные Штаты на переговорах с Украиной и соседними с ней странами поддержат альтернативный маршрут экспорта зерна — по Дунаю и Черному морю до портов Румынии (член НАТО), сообщает The Wall Street Journal со ссылкой на высокопоставленных чиновников в Вашингтоне. По обсуждаемым планам, к октябрю Украина должна нарастить экспорт зерна по Дунаю до 4 млн тонн в месяц, зерновая сделка позволяла вывозить 6 млн тонн в месяц в прошлом году.
Обсуждаемый маршрут более длительный по срокам транспортировки и дорогой, но он может стать заменой судоходному коридору, созданному по соглашению России, Турции и ООН. Россия вышла из зерновой сделки в июле, что привело к прекращению экспорта зерна из трех портов вокруг Одессы и эскалации конфликта в Черном море. США, Евросоюз и Украина готовятся к сценарию, при котором Россия не вернется к сделке в ближайшее время. «Реальность такова, что Россия решила нанести удар по мировым поставкам продовольствия», — сказал высокопоставленный чиновник в Вашингтоне. Он добавил, что вернуть Россию к сделке «будет трудно».
Представитель Вашингтона сказал, что США рассматривают все возможные варианты, включая военные решения для защиты судов, направляющихся в украинские порты на Дунае и из них. Он не стал детализировать эти варианты и отказался комментировать, какие страны будут в них задействованы. «Мы собираемся рассмотреть все», — сказал чиновник. США обсудили эти усилия с лидерами Украины, Молдовы и Румынии (член НАТО) на встрече в румынском городе Галац в пятницу, 11 августа, сообщил Госдепартамент. Министерство иностранных дел Турции не ответило на запрос о комментариях по поводу переговоров с США.
Планы США будут частично опираться на инициативу ЕС по созданию автомобильных, железнодорожных и морских маршрутов, известных как «линии солидарности» — для максимально беспрепятственной доставки зерна и других грузов в Украину и из нее. «Линии солидарности» облегчили перевозчикам транзит грузов. С мая 2022 года эти маршруты позволили экспортировать 41 млн тонн зерна из Украины, что значительно больше, чем в рамках Черноморской зерновой инициативы. Комиссар Европейского союза по сельскому хозяйству Януш Войцеховский в июле заявил, что в течение пары месяцев «линии солидарности» могут стать заменой черноморским зерновым маршрутам экспорта зерна.
В частном порядке европейские чиновники говорят, что ЕС мог бы позволить Украине экспортировать в среднем 5-5,5 млн тонн зерна в месяц. В ноябре прошлого года экспорт маршрутами ЕС составил рекордные 4,2 млн тонн украинского зерна. В июне Украина экспортировала 3 млн тонн зерна по инициативе ЕС. По Дунайскому маршруту экспортируется большая часть этого экспорта — около 60%, сообщили чиновники ЕС.
Зерновая сделка позволила Украине экспортировать около 6 млн тонн зерна в месяц в 2022 году. Представители ЕС отмечают, что на некоторых маршрутах не хватает персонала и ресурсов для оперативного проведения необходимых санитарных и таможенных проверок прибывающих грузов, что иногда приводит к задержкам. Это замедляет движение и повышает цены на автомобильные перевозки.
Между Украиной и Румынией были споры по поводу работ по дноуглублению Дуная, но сейчас они урегулированы, сказали источники WSJ. Представители Вашингтона обсуждают повышение эффективности транспортировки зерна по Дунаю — за счет пропуска более крупных судов, увеличения мест для их стоянки и количества лоцманов для проводки судов. Эти усилия не заменят порты Черного моря, в первую очередь Одессу, — «это действительно временная альтернатива», сказала Эрин Элизабет Макки, помощник администратора USAID на брифинге в августе.
Минобороны России после истечения срока зерновой сделки и сворачивания гуманитарного коридора объявило районы в северо-западной и юго-восточной частях международных вод Черного моря временно опасными для судоходства. После решения российского Минобороны о схожих мерах объявило Минобороны Украины. 13 августа патрульный корабль Черноморского флота «Василий Быков» обнаружил сухогруз «Сукра Окан» под флагом тихоокеанского государства Палау, который следовал в украинский порт Измаил, на требование остановиться для досмотра сухогруз не отреагировал, после чего российский боевой корабль открыл предупредительный огонь, сообщало Минобороны России.