К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Дорого и сердито: почему мясо из пробирки вряд ли станет массовым продуктом

Фото Corinna Kern / Bloomberg via Getty Images
Фото Corinna Kern / Bloomberg via Getty Images
В Соединенных Штатах разрешили продажу искусственного мяса. Управ­ление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США выдало компаниям Upside Foods и Good Meat разреше­ние на реализацию мяса, выращенного из стволовых клеток животных. Forbes USA развенчивает мифы вокруг новомодной технологии и рассказывает, почему произ­водство и потребление мяса из про­бирки в ближайшие годы вряд ли станет массовым

Не обольщайтесь: инновационность выращенного в лабораторных условиях мяса, или, как условились называть его участники индустрии, культивируемого мяса ― отнюдь не великая история успеха в бизнесе нового поколения. Инвесторы твердят обратное, и хотя они могут по праву гордиться тем, что на прошлой неделе Министерство сельского хозяйства США и Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов (FDA) дали американским стартапам Good Meat и Upside Foods добро на коммерческую реализацию их продукции, освоение рынка и масштабирование бизнеса в категории «искусственное мясо» будет тормозиться целым рядом факторов. Не последним из них является стоимость: за прошедшие пять лет на развитие сотни с лишним отраслевых стартапов потрачены миллиарды долларов. И потребуются еще миллиарды.

Инвестор Лиза Ферия, основательница венчурного фонда Stray Dog Capital из Канзас-Сити, рассказывает Forbes, что сектору «нужен был стимул извне, чтобы можно было заявить: мы не только развиваемся, но и преуспеваем в одном из самых сложных аспектов вывода продукта на рынок ― во взаимодействии с регуляторами». Она добавляет: «Крайне важной, значительной, довольно затратной стороной вывода товара на рынок по-прежнему остается аспект масштабируемости».

Ниже ― несколько факторов, свидетельствующих о том, насколько долгий продукту предстоит путь от согласования с регулирующими органами до обеденных тарелок среднестатистической американской семьи.

 

Цены высоки, но не настолько, чтобы приносить прибыль

Изготовление мяса в лабораторных условиях обходится в тысячи, если не сотни тысяч, долларов за килограмм. Тем не менее чтобы сравнять стоимость блюд из культивируемого мяса с ценами привычных для потребителя наименований, бренды решились на существенные убытки. Куриное мясо от Upside Foods раньше всех можно будет попробовать в отмеченном звездой Michelin ресторане Bar Crenn шеф-повара Доминика Кренна в Сан-Франциско, а продукт от Good Meat ― заказать в вашингтонском China Chilcano Хосе Андреса ― цены пока еще не установлены. Андрес владеет акциями, а Кренн заключил многолетний контракт, однако наблюдать за тем, как при взгляде на правую колонку меню брови посетителей поползут на лоб, не хочется ни тому, ни другому. Цены ожидаются вполне приемлемые. И предвидятся крупные убытки.

Мясо из пробирки может никогда не выйти на окупаемость

Установленные искусственным образом цены (оправданные лишь потому, что дать попробовать продукт широкой аудитории ― благое дело) могут в конечном счете навредить брендам. Система ценообразования окажется нерентабельной на годы, а то и десятилетия, и многие из тех, кто сейчас пробует мясо лабораторного производства впервые, скорее всего даже не доживут до того времени, когда продукт выйдет на прибыль.

 

«До рентабельности еще годы работы, ведь самая большая трудность состоит в том, сможем ли мы выпускать миллионы тонн товара в год, чтобы хоть в какой-нибудь перспективе конкурировать с традиционным мясом», ― заявляет Ферия, финансирующая Upside Foods, а также ряд конкурирующих фирм. Она прогнозирует, что многие стартапы со временем будут поглощены крупными производителями вроде Tyson Foods и JBS.

Рабочий процесс в клеточной сельскохозяйственной лаборатории компании Eat Just в калифорнийской Аламиде (Фото Getty Images)

Культивация ― удовольствие не из дешевых

Для выращивания лабораторного мяса производители применяют так называемые биореакторы ― такое же оборудование фармацевтические компании используют для изготовления вакцин. Агрегаты чрезвычайно дорогие, и очередь на их использование расписана надолго вперед. Также дорогостоящим является и строительство заводов, на которых размещаются биореакторы. Генеральный директор Good Meat Джош Тетрик заявляет, что завод с годовой выработкой в 13 600 т обойдется в $650 млн. Ферия говорит, что один стартап из ее портфеля недавно оценил консервативную стоимость своего завода в $450 млн. Инвесторам придется искать деньги дальше.

Будет ли это на вкус как курица?

При выводе новых предложений на рынок Ферия советует не спешить: «Это заметно повлияет на всю категорию, на то, какие продукты потребитель захочет попробовать первым делом. Такой товар должен быть безупречен. Я хочу, чтобы люди изумлялись».

 

Синтетическое мясо вредно для окружающей среды

Традиционные методы производства мяса действительно приводят к необратимому изменению климата, но выращивание мяса в лаборатории сопряжено с несколько иной проблемой — для него требуется огромное количество энергии. Научных изысканий по этому вопросу (особенно тех, что финансируются не за счет стартапов или отраслевых ассоциаций) проводится пока совсем немного. Однако в ходе нескольких недавних исследований выяснилось, что причины для беспокойства есть. Профильный аналитический центр The Good Food Institute, специализирующийся на пище из альтернативных белков, недавно заявил, что если для выращивания мяса в лабораторных условиях будут применяться возобновляемые источники энергии, то через 10 лет этот процесс может оказывать меньшее влияние на окружающую среду, нежели производство из обычного скота. Авторы исследования считают, что объем выбросов углерода сократится на 80%, а еще будет задействовано меньше территорий. Но в научной работе от 2015 года говорится, что если для изготовления культивируемого мяса будут использоваться традиционные источники энергии, это будет даже хуже, чем производство обычного. В еще одном исследовании, опубликованном в прошлом месяце, указано, что ущерб от выпуска мяса лабораторного производства может быть до 25 раз хуже, чем от среднестатистической говядины из супермаркета.

Куриное сате от Good Meat

Разумеется, отрасль может перейти на возобновляемую энергию, но проекты большинства заводов рассчитаны на питание от национальной энергосети. Система и без того слишком перегружена и предназначена прежде всего для общественной инфраструктуры, а не для бизнеса, который, возможно, так и не выйдет на прибыль.

Мясо из лаборатории не очень полезно

Эксперты полагают, что культивированные белки относятся к категории продуктов глубокой переработки. Употреблять их в пищу уже долгие годы не рекомендуют ученые в Национальных институтах здравоохранения США и профильных структурах Организации Объединенных Наций. Некоторые исследования даже указывают на связь некоторых разновидностей таких продуктов с онкологией и другими заболеваниями. Создавать питательные элементы, исходя из долгосрочных последствий употребления новых белков либо воздействия стерилизованной среды, пока еще слишком рано.

К тому же размеренному и вдумчивому рабочему процессу не способствуют и объемы капитала, который вливают в бизнес спонсоры, объясняет Forbes Адриан Родригес, инвестиционный банкир из Вашингтона и основатель венчурного фонда Provenance Capital Group. «Все это выливается в усиленное давление из-за потенциальных рисков ― в первую очередь при обеспечении безопасности продукта и проведении не только краткосрочных, но и долгосрочных испытаний», ― говорит эксперт.

Культивируемая курица от Upside Foods

Грядут патентные войны

Первопроходцы в мире растительных белков Impossible Foods и Motif FoodWorks ввязались в долгую (но бескровную) борьбу за право делать немясные бургеры определенным образом. То же самое может произойти и в категории культивируемого мяса. Каждое предприятие располагает собственной фирменной технологией. Некоторые оформляют ее в виде патента, другие оставляют коммерческой тайной. Стартапы, занимающиеся выращиванием мяса в лаборатории, Родригес называет «зацикленными компаниями, которые слишком сосредоточены на защите интеллектуальной собственности ради получения связанной с ней прибыли».

 

Мясо из пробирки никак не решает проблему нехватки продовольствия

По статистике, 40 млн американцев недоедают, и мясо из лаборатории эту проблему никак не решит. Стоимость изготовления этого продукта слишком высока и, вполне вероятно, никогда слишком низко не опустится. А это означает, что инвесторы нацелены только на самые дорогие разновидности лабораторного мяса типа искусственных рибай-стейков, вырезок и шеек омаров, которые будут продаваться гораздо дороже, чем обычные куриные наггетсы или бургеры. Платить $50 за выращенный в лаборатории бургер большинство покупателей не захотят, зато некоторые готовы выложить столько за рибай. Поэтому данная технология финансируется и масштабируется преимущественно ради состоятельных потребителей. А 40 млн пусть едят выращенный в лаборатории торт.

Перевод Антона Бундина

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+