Эффект потопа: повлияет ли разрушение Каховской ГЭС на цены на пшеницу
Разрушение плотины Каховской ГЭС 6 июня привело к росту июльских фьючерсов на пшеницу на Чикагской товарной бирже. На пике цены достигали $6,45 (рост 3,29%) за бушель, свидетельствуют данные торгов Чикагской биржи.
Цены на зерно выросли на фоне опасений дефицита поставок зерна из-за возможного сокращения экспорта через Черное море. Как отмечает Bloomberg, к моменту разрушения ГЭС пшеница дорожала уже пять дней подряд из-за активизации военных действий на Украине.
Кратковременное явление
Президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский считает, что события на Украине все же не окажут долгосрочного влияния на мировые цены на пшеницу, а биржи отреагировали на ситуацию с Каховской ГЭС «в моменте». По его словам, Россия является куда более значимым игроком, чем Украина, и увеличение или, наоборот, сокращение объема поставок отечественной пшеницы на внешние рынки отражается на ценах ощутимее. Вскоре цены вернутся на прежние уровни или даже продолжат опускаться, рассуждает собеседник Forbes.
«Это [биржевой] всплеск, который, вероятнее всего, не будет иметь серьезных последствий», — добавляет генеральный директор компании «ПроЗерно» Владимир Петриченко. По данным на 12:54 мск 7 июня, цены июльского фьючерса уже опустились до $6,27 за бушель.
Собеседники Forbes обращают внимание на противоположную ситуацию, которая наблюдалась на биржах 17 мая, когда была продлена на два месяца зерновая сделка, известная также как черноморская зерновая инициатива. В этот день июльские фьючерсы на пшеницу на Чикагской товарной бирже подешевели на 3,2%, до $6,25 за бушель. Газета The Wall Street Journal отмечала, что черноморская зерновая инициатива в целом привела к падению мировых цен на продовольствие — в мае 2023-го корзина основных продуктов питания оказалась на 20% дешевле, чем в марте прошлого года, когда регистрировались рекордные уровни цен.
Подобные скачки на биржах — явления кратковременные, к фундаментальным факторам, под действием которых формируются актуальные цены на зерно, их отнести сложно, отмечает председатель правления Союза экспортеров зерна Эдуард Зернин. Биржи реагируют на риски, которые могут и не воплотиться в жизнь, для поставок зерна и реальных контрактов это несущественно, поясняет эксперт, а покупателям нужно зерно уже сейчас, они не ждут выгодного тренда на бирже, поэтому на цены влияет в первую очередь себестоимость зерна и спрос на него.
При этом у мировых цен на пшеницу есть причины и для роста. Факторами поддержки мировых цен, по словам независимого эксперта зернового рынка Александра Корбута, может послужить выход Австралии на средний многолетний уровень урожайности после нескольких лет рекордов, а также дожди в Китае, которые потенциально снижают производство в стране зерна.
Внутренние проблемы
В России в последнее время отмечается рост внутренних цен на пшеницу в некоторых регионах. Происходит это на фоне корректировки экспортной пошлины — с 1 июня цена отсечения выросла с 15 000 рублей за тонну до 17 000 рублей, что привело к снижению величины самой пошлины. Это решение должно было поддержать экспортеров и аграриев, которые из-за низких цен работали на грани рентабельности. По данным компании «ПроЗерно», на прошлой неделе цены на пшеницу 4-го класса, являющуюся основным экспортным продуктом, выросли на юге России на 550 рублей, до 12 567 рублей, на Урале — на 200 рублей, до 10 883 рублей, в Сибири — на 135 рублей, до 10 650 рублей.
«Механизм работы пошлины простой: если она опускается, экспортеры получают возможность покупать зерно по более высокой цене, закупочные цены растут», — объясняет независимый эксперт зернового рынка Александр Корбут.
Однако, по словам Владимира Петриченко из «ПроЗерна», тренд на рост цен дошел еще не до всех областей, в отдельных регионах наблюдается сниж ение цен. Например, в центральных регионах цены снизились на 115 рублей, до 9583 рублей, в Черноземье — на 140 рублей, до 9330 рублей. «Повышение цен пройдет по стране волной от регионов, близких к портам, вглубь страны. Но это тренд, скажем так, не самый очевидный», — рассуждает Петриченко. Долгосрочного повышения цен он не ожидает. Изменение экспортной пошлины чуть откорректировало ситуацию с низкими ценами, но незначительно, добавляет Аркадий Злочевский.
Несмотря на ожидания аграриев относительно роста цен после изменения базы расчета пошлины, на ситуацию в стране все еще давят высокие переходящие запасы зерна, сформировавшиеся в прошлом сезоне, когда в России собрали рекордный урожай, близость уборки нового урожая и довольно неплохие прогнозы на сбор зерна в мире, отмечают собеседники Forbes. С другой стороны, российский экспорт, столкнувшийся в прошлом году с санкционным давлением, в этом может продемонстрировать хорошие результаты, что снизит давление на внутренние цены. По оценкам «Русагротранса», поставки зерна за рубеж составят 59,3 млн т, из которых 48,2 млн т — пшеница. Прогноз аналитического центра «Совэкон» чуть скромнее — 55,5 млн т экспортированного зерна, из них пшеницы — 44,5 млн т.
Но дисконт, который российские экспортеры вынуждены предоставлять покупателям, растет на фоне международной конкуренции и слабого мирового спроса, сетует Петриченко. Как писали «Ведомости», Минсельхоз недавно рекомендовал российским экспортерам не продавать пшеницу дешевле чем $240 за тонну. «Последние тендеры по закупке зерна Египтом и Саудовской Аравией показали реальные цены — $225-230 за тонну, — отмечает Александр Корбут. — Несмотря на предложения от наших экспортеров на уровне $240, контракт получили те, кто решился предложить цену ниже».