Каждый третий турист, побывавший в 2020 году в Сочи, выбрал для отдыха Красную Поляну. Каковы перспективы туристического развития Большого Сочи и Краснодарского края? Насколько город и горный кластер привлекательны для иностранных и отечественных инвесторов? Эти вопросы мы обсудили с директором по развитию игорной зоны «Красная Поляна» Дмитрием Анфиногеновым на Петербургском международном экономическом форуме.
— В минувшем году туристический поток в Сочи снизился, однако в новогодние дни город испытывал пиковую нагрузку, в сети появились видео огромных очередей к подъемникам на горнолыжном курорте, пробок при въезде в город. На ваш взгляд, есть ли варианты решения этой проблемы?
— Сегодня логистика — ключевой вопрос, который встает перед руководством города. Конечно, мы знаем о том, что люди, которые приезжают в город на отдых, или местные жители вынуждены зачастую проводить время в многокилометровых пробках. Но эти затруднения временные, и они связаны по большей части с ремонтом дорог. Ведь с 2014 года, с Олимпиады, мы не проводили подобных работ в таком объеме. Этот вопрос — самый серьезный, ключевой, и решить его город без региональной и федеральной поддержки не сможет.
Уже разработан проект объездной дороги, которая будет построена и пройдет в обход основной магистрали курортного проспекта. Таким образом, появится еще одна автострада, которая соединит центр города и аэропорт. Реализация этого проекта, я думаю, займет три года. Строительство автомагистрали будет идти параллельно с реализацией инфраструктурных планов, в том числе появятся новые жилые комплексы. Город растет очень быстро и становится привлекательной территорией для инвесторов. Я думаю, что вскоре в Сочи появятся свои уникальные территориальные образования: горные кластеры, курортные кластеры, будет IT-кластер, вероятно, и другие. Для меня Сочи — это самое лучшее место в нашей стране, и мы стараемся, чтобы вокруг города закрутилась вся планета. Я думаю, что через пять лет Сочи станет столицей мира.
— Сегодня Сочи ассоциируется, все-таки в первую очередь с отличным горнолыжным курортом. Скажите, какой бизнес с развитием горного кластера сейчас приходит в Сочи? Только ли туризм?
— После пандемии туризм в нашей стране занимает лидирующие позиции и обгоняет в темпах роста все остальные секторы экономики. При этом для Сочи как города-курорта это направление было основным всегда. Сейчас в город люди не только приезжают на отдых, они переезжают сюда работать. Поэтому становится актуальным развитие сопутствующей туризму инфраструктуры, реализация социальных проектов, возведение детских садов и школ. Я думаю, что вскоре в городе будет бум строительства достаточно бюджетного, недорогого жилья. Полагаю, что крупные холдинги, которые ведут бизнес в нашем Южном регионе, будут решать этот вопрос самостоятельно, но в диалоге с руководством города: возводить не только дома, но и сопутствующую инфраструктуру, те же детские сады и школы.
Без социальной ответственности бизнеса решить проблему достаточно сложно. Потому что сегодня многие владельцы жилья стремятся заработать по-быстрому, получить прибыль на взрывном спросе на туристический отдых во время пандемии. Если раньше снять квартиру можно было за 20 000 рублей в месяц, то сегодня эти же квартиры стоят от 60 000 до 80 000 рублей. Через год-два границы откроют, ажиотажный спрос уйдет, баланс выровняется. Но именно сейчас очень значима социальная роль крупного бизнеса, их желание помочь в решении этой задачи. Очевидно, что снятие ограничений изменит не только ситуацию на рынке недвижимости. В город вернутся и туристы из-за границы.
— К вопросу об иностранцах. Краснодарский край намерен участвовать в программе электронных виз, то есть в системе получения упрощенной визы для посещения курортов?
— Мы уже реализуем эту программу с нового года. Хотя из-за пандемии мы стартовали чуть позднее, чем планировали, и не в полной мере. Потому что сегодня въехать в Сочи по системе электронной визы можно только через морские пограничные пункты. Но из-за распространения коронавирусной инфекции поток морских круизных лайнеров сильно сократился. И сегодня значительно больше туристов используют авиационное сообщение. Поэтому мы понимаем, что систему надо внедрить на таможенных пунктах в аэропорту. Я знаю, что премьер-министр Михаил Мишустин уже подписал соответствующие документы, но когда система электронных виз будет реализована в полном объеме — пока неизвестно. Точных сроков нет. С другой стороны, мы все еще находимся в режиме пандемии. И Краснодарский край сдержанно открывает двери для иностранных туристов. У нас буквально два или три международных рейса на сегодня. Но они регулярные.
Подчеркну, что электронная виза, возможность без лишней бюрократии посетить курорты — это стимул для развития и Сочи, и всего Краснодарского края. Потому что до пандемии до 30% туристов, которые приезжали в игорную зону «Красная поляна», составляли иностранные граждане. У нас было 16 самолетов только из Тель-Авива. Всего два часа — и вы уже на горнолыжном курорте. Очень комфортное время для путешественников из Израиля.
С 30 декабря 2019 года мы открыли прямое сообщение между китайским городом Шэньчжэнь и Сочи. Появление этого рейса в авиационном расписании привлекло в город туристов из Китая и соседних стран. Сегодня для нас важно восстановить и это направление, и арабское, и израильское. Также мы планируем открыть прямые перелеты с Индией. Сегодня это, вероятно, главная наша цель. Партнерство с Индией, с Китаем, вероятно, станет ключевым с точки зрения развития территорий. И уже очевидно, что Краснодарский край в целом и Сочи в частности вызывают интерес у инвесторов.
Судя по динамике, у нас есть хорошие шансы. Можно это рассмотреть на примере Дубая. Курорт в ОАЭ переживает второй взрывной интерес к себе. Ведь во время пандемии, повсеместных локдаунов не так много осталось открытых точек на карте мира. И мы видим, что спрос на недвижимость в Дубае вырос, цены подскочили вдвое. Хотя до этого год от года они падали. Сочи сейчас переживает такую же ситуацию. На строительный рынок приходят инвесторы. Иностранные и российские — из регионов и московские. Все стремятся получить кусок «золотой» земли, чтобы реализовать свои проекты.
Но глава города и вообще команда, которая сегодня работает, объективно оценивают ситуацию. Точечная застройка ушла в прошлое. Сегодня ни о каком строительстве каких-то небоскребов на скромном участке земли речи не идет. Реализуются только комплексные проекты, когда возводят не только жилье, но и полностью социальную структуру. Подобные планы вызывают интерес у инвесторов с Ближнего Востока, особенно из Катара, который предлагает ряд проектов строительства в Сочи.
— Каковы перспективы увеличения туристического потока в современных условиях, во время распространения коронавирусной инфекции?
— Сочи сегодня — это Мекка для туристов. В конце 2020 года мы ставили план по привлечению и увеличению потока, и я уже сегодня предполагаю, что мы его перевыполним на 20% точно. Потому что мы уже сейчас видим большой спрос, ажиотаж во всех наших проектах: это игорная зона «Красная поляна» с несколькими ресторанами, ивент-площадкой WOW ARENA, курорт Красная Поляна с его богатой инфраструктурой, тематический Сочи Парк и отель «Богатырь», племенной форелеводческий завод «Адлер», винодельня Chateau de Talu.
— Вы уже начинаете перевыполнять план?
— Зимний сезон показал, что востребованность лыжного отдыха только растет. Могу сказать, что менеджеры на местах, которые управляют нашими отелями, продемонстрировали отличные компетенции. Судя по статистике, больше 60% наших гостей, которые до этого никогда не отдыхали в России и предпочитали уезжать на зарубежные курорты, возвращаются. Они вновь приезжают к нам, и не только в горнолыжный сезон. Так что можно сказать, что мы идем с опережением показателей.
* На правах рекламы