— Полгода назад BCS Global Markets объединил в рамках персонального инвестиционного банка два управления — обслуживание HNWI и UHNWI (состоятельных и сверхсостоятельных) частных клиентов и Family Offices (семейных офисов) — в единое подразделение по обслуживанию частного капитала. Что это дало?
Алексей Гонус (А.Г.): У обоих подразделений были идентичные продуктовые линейки, инфраструктура и подходы к работе с клиентами. Одни и те же люди, с которыми мы взаимодействовали и как с физлицами, и как с представителями бизнеса, обслуживались в разных департаментах. Объединение позволило упростить взаимодействие внутри компании, убрать дублирование, лишнюю конкуренцию, сократить затраты и усилить продуктовую линейку, чтобы предлагать клиентам более эффективные решения.
Максим Сафонов (М.С.): Мы перешли к новой модели взаимодействия с клиентами — по сути, это модель единого входящего окна, когда все взаимодействие с компанией ведется через клиентского менеджера. Сейчас клиенты могут обслуживаться у нас одновременно в разных качествах: и как физлица, и как связанные компании, причем как в России, так и в международном периметре.
Стратегия доказала свою успешность и в отношении частного банка. С начала 2020 года объем активов частного капитала вырос в два раза и сейчас составляет около 40 млрд рублей, половина из которых сосредоточена в России, а вторая половина — практически поровну на Кипре и в Великобритании. За два года мы планируем увеличить эту цифру до 100 млрд рублей, в первую очередь за счет роста числа клиентов.
— Почему была выбрана такая нестандартная для российского финрынка система управления, как два руководителя?
М.С.: Главным обоснованием для реализации такой системы стала наша с Алексеем комплементарность. Суть в том, что у каждого из нас свои сильные стороны, свои компетенции. Я специалист в markets и в IB (глобальных рынках и инвестиционном банкинге), а Алексей — профессионал в корпоративном банкинге. Таким образом, я отвечаю за рыночные риски, Алексей — за кредитные. Мы также географически распределяем между собой операционный менеджмент: Алексей смотрит на российский периметр, а я — на международный. Но несмотря на то, что мы разные, у нас очень похожая корпоративная культура, реакция на определенные события, решения. Как два соруководителя мы чувствуем себя очень комфортно.
Скажу больше. Такая система управления помогает сформировать в BCS GM особую корпоративную культуру. В современном мире способность людей эффективно работать друг с другом, взаимодействуя на горизонтальном уровне без излишних эскалаций наверх, способствует тому, что компания может быстро принимать решения. У BCS Global Markets диверсифицированный бизнес. Компания состоит из нескольких юрлиц с обширной географией присутствия: Москва, Лондон, Кипр, США. Для нас максимальная гибкость и скорость принятия решений критичны.
— BCS GM входит в топ-10 крупнейших инвестбанков в сегменте DCM, долгового рынка. По количеству сделок и эмитентов вы также в первой десятке. Какие факторы позволяют оставаться одним из лидеров?
А.Г.: Одно из наших главных преимуществ — доступ к розничной клиентской базе БКС, одной из самых больших и состоятельных на рынке. С другой стороны, как корпоративный банк мы хорошо знаем наших клиентов, понимаем их потребности и риски. И строим бизнес, исходя в первую очередь из этих потребностей. Кроме того, мы частная компания, независимый инвестбанк, у нас один акционер, который сосредоточен исключительно на финансовом бизнесе.
М.С.: За счет широкой линейки продуктов и услуг мы присутствуем фактически во всех сегментах рынка. Мы придерживаемся стратегии построения IB-супермаркета — универсального провайдера инвестиционно-банковских услуг, one-stop-shop для институциональных и корпоративных клиентов, а также для акционеров и собственников бизнеса.
Широкая линейка, наличие сильных IB и корпоративного банка, ресурсы крупнейшего ретейл-брокера, зарубежная инфраструктура — все это в совокупности позволяет нам удерживать лидирующие позиции не только в DCM, но и в других ключевых направлениях.
— BCS Global Markets сосредоточен на работе с эмитентами второго и третьего эшелонов. Будете ли вы расширять работу с «голубыми фишками»?
А. Г.: Мы продолжим фокусироваться преимущественно на mid-cap-компаниях, со средней капитализацией. На сегодняшний день в России не так много игроков, которые могут эффективно работать с эмитентами второго и третьего эшелонов. Могу сказать, что такой уровень сервиса, как у нас, таким клиентам больше не предоставляет никто на рынке.
Конкуренция в сегменте «голубых фишек» очень высокая, комиссии низкие, с точки зрения прибыли такие сделки не очень интересны. Тем не менее мы планируем работать с «голубыми фишками» в качестве соорганизаторов. Участие в подобных размещениях позволит нам нащупать пульс экономики, быть в рынке, иметь более полное представление о рыночных тенденциях и потребностях эмитентов.
— За прошлый год BCS GM провел 36 размещений, за первые четыре месяца 2021 года — уже 23. Какие размещения стали наиболее важными?
А. Г.: Недавно состоялась действительно знаковая сделка — мы разместили первые «зеленые» субфедеральные облигации. Это был выпуск Правительства Москвы объемом 70 млрд рублей. Бумаги пользовались огромным спросом как среди институциональных, так и среди розничных инвесторов.
В прошлом году можно выделить размещение СФО «Социальное развитие» с секьюритизированным долгом Якутии. Сделка хорошо выстрелила. Мы работаем с инфраструктурными сложными облигациями — это дает возможность секьюритизировать денежный поток по инфраструктурным проектам, которые завязаны на субъекты федерации, чтобы клиент мог относительно дешево получить длинные деньги.
— BCS GM участвовал за последнее время в трех крупных сделках на рынке акционерного капитала — IPO группы «Самолет», SPO МКБ, а также обратный выкуп акций ТМК. Среди компаний каких отраслей спрос на IPO будет расти?
А.Г.: В целом я бы отметил зрелость и готовность многих российских компаний к выходу на публичные рынки. Спрос на IPO высок среди ИТ- и финтехкомпаний, финансовых институтов, в строительстве (в том числе инфраструктурном) и девелопменте. Это отрасли, которые, с одной стороны, требуют много капитала, а с другой — достаточно много зарабатывают и способны выплачивать дивиденды. Компании этих отраслей, по нашим ожиданиям, будут активно выходить на рынок. Есть интерес и у промышленных холдингов — в первую очередь с экспортной ориентацией.
— ЦБ уже дважды в этом году поднимал ключевую ставку. Банки также увеличивают ставки по депозитам. Будет ли обратный переток клиентов с фондового рынка в депозиты?
А.Г.: Тренд на снижение ставок развернулся, но ставки по вкладам все равно остаются низкими, особенно в валюте. Реальность такова, что по хорошим ставкам можно разместить средства только в облигационные займы, акции либо в структурные продукты. Все больше людей понимают, что есть относительно безрисковые инструменты с доходностью гораздо выше, чем по традиционным депозитам. Число клиентов, которые участвуют в облигационных размещениях, растет в геометрической прогрессии. То же самое происходит и с инвестициями в акции, у которых есть дивидендная доходность. По 2021 году дивидендная доходность ожидается в размере 8% годовых — это значительно выше, чем процентная ставка по вкладам. Кроме того, рост акций обычно накапливает в себе инфляцию.
В целом спрос на инвестиции растет во всем мире, и в конечном счете мы должны догнать мировые показатели. Например, в США 90% населения выбирают инвестиционные продукты, и лишь 10% — вклады. В России пока наоборот, но сейчас наступает время, когда ситуация может измениться. Да, это произойдет не сразу, минимум лет через пять, тем не менее число частных инвесторов у нас будет неуклонно расти.
— В кризис рынок M&A, слияний и поглощений, традиционно оживляется. Ожидаете ли вы знаковых событий на этом рынке в течение ближайшего года?
А.Г.: Действительно, мы наблюдаем оживление на рынке M&A и полагаем, что этот тренд сохранится в течение года. Некоторые компании стали себя чувствовать увереннее и рассматривают возможность покупки более слабых игроков. Другие, наоборот, чувствуют сложности и готовы выходить из бизнеса, продавать его. В нашем портфеле есть ряд M&A сделок в различных секторах экономики, где мы работаем как на стороне покупателей, так и на стороне продавцов. В основном я говорю о сделках среднего размера — от одного до 10 млрд рублей.
М.С.: M&A — тот продукт, который интересен многим нашим клиентам. Мы считаем, что это крайне перспективное направление. Успешные компании всегда рассматривают разнообразные альтернативы развития — сделки M&A являются очень важным элементом этого процесса. Поскольку мы присутствуем в секторе mid-cap, здесь, как правило, нет таких крупных сделок. Но спрос на них неизменно высок. Сейчас мы работаем над тем, чтобы увеличить нашу пропускную способность по M&A — обрабатывать больше сделок в более короткие сроки.
— Что происходит с вашим международным бизнесом, учитывая сохраняющиеся до сих пор ограничения?
М.С.: Мы активно развиваемся, наращиваем инфраструктуру, вводим новые продукты. В целом до конца года хотим стать гораздо более глобальными, чем сейчас. Важный шаг в этом направлении — получение custody-лицензии в Лондоне. Мы активно занимаемся этим вопросом сейчас. Это позволит нам значительно усилить бизнес в Великобритании и предложить более широкие возможности как клиентам из числа институциональных инвесторов, так и частным лицам сегмента HNWI.
— Какие стратегические задачи стоят перед руководством и перед самой компанией BCS GM на ближайший год?
М.С.: Помимо доступа к глобальным рынкам, есть ряд задач, связанных с общим развитием продуктовой линейки и соответствующей инфраструктуры. В этом году мы активно инвестируем в платформу валютно-обменных операций, деривативов и продуктов рыночного финансирования. Мы также в значительной степени сконцентрированы на снижении операционного риска и увеличении эффективности. В наших планах до конца года — вырасти на 30% по чистой прибыли и на 15–20% — по объемным показателям. Чтобы обеспечить такой рост, мы будем наращивать кросс-продажи и развивать клиентоориентированную бизнес-модель. Пандемия, конечно, затормозила работу многих компаний, но в основном в международном периметре. Сейчас мы рассчитываем, что активность будет последовательно восстанавливаться в глобальном контуре и продолжит расти в России.
* BCS Global Markets® является зарегистрированной торговой маркой (торговым знаком), обозначающей в том числе услуги (1) ООО «Компания БКС» (2) АО «БКС Банк» (3) BCS PRIME BROKERAGE LIMITED (Великобритания) (4) BCS AMERICAS INC (США) (5) BROKERCREDITSERVICE (CYPRUS) LIMITED (Кипр). Предоставленные материалы и указанная в них информация не являются индивидуальными инвестиционными рекомендациями. Ознакомиться с информацией, подлежащей раскрытию в соответствии с федеральным законодательством, а также с условиями управления активами, получить сведения о лице, осуществляющем управление активами, и иную информацию можно на сайте bcsgm.com
* На правах рекламы