Абсолютное большинство родителей по-прежнему хочет, чтобы их ребенок попал в хорошую школу. Раньше под этим подразумевался уровень образования, затем — средний балл по ЕГЭ, но сейчас запросы поменялись радикально. Хорошая школа теперь — это не только приличное место в рейтингах, но и набор знаний и навыков за пределами стандартной образовательной программы. Причем секции и кружки должны быть хорошо оснащены, чем бы ни увлекался ученик — от хоккея до скульптуры или робототехники. И не менее важно отношение к детям, то есть способность школы показать себя дружелюбным местом и мягко адаптировать ребенка к совершенно новому для него образу жизни. Более того, этот настрой нужно поддерживать вплоть до старших классов. И здесь талантов учителей оказывается мало — на помощь должны прийти новые пространства.
Новая «умная школа»
В последние годы школьная инфраструктура, архитектура, дизайн, предметно-пространственная среда подвергаются переосмыслению и перерождению. Морально устаревшие интерьеры не могут мотивировать современных учеников и педагогов решать актуальные образовательные задачи. Эксперты в области образования уже несколько лет занимаются поиском оптимальных решений для будущих школ. За ними следуют архитекторы и проектировщики. «Чтобы среда действительно стала учителем и помощником, необходимо переосмыслить, перепроектировать школу, пространство которой должно вдохновлять детей на креативность, активные коммуникации, самовыражение и коллаборации», — считает Елена Аралова, руководитель российского подразделения финского бюро Martela, одного из мировых лидеров в проектировании рабочих и образовательных пространств. Это бюро проектировало, в частности, «Хорошколу» и инженерный корпус школы № 548, ставшие символами новой «умной школы» — места, о котором сегодня мечтает каждый ответственный московский родитель.
Заметным изменениям подверглась и сама школьная программа. Никто из сегодняшних взрослых и мечтать не мог о таких дисциплинах, как конструирование и прототипирование, робототехника, медицина, скульптура или IT-среда. Всему этому нужны другие площади, вентиляция, освещение и инженерная инфраструктура. Новые образовательные пространства уже начали полноценно работать в Москве. Учителя столичных «умных школ» готовы модифицировать свою работу в новых пространствах, а ученики получают дополнительную свободу в выборе стратегии и стиля обучения.
«Сегодня все здания новых школ должны соответствовать основным принципам современной образовательной архитектуры, московскому стандарту школьных зданий, — подчеркивает Константин Афонин, начальник дирекции по строительству и реконструкции Департамента образования и науки Москвы. — К таким принципам мы относим многофункциональность и многоформатность, зонирование пространства внутри помещений, возможность трансформации и модульность школьного оборудования и мебели, работу со светом во всех помещениях школы. Здания становятся открытыми для учеников и их родителей, для детей и взрослых начинают работать эргономичные и экологичные решения интерьеров, умная навигация и визуальная коммуникация. Школы по-прежнему безопасны, но теперь еще и бережливы к ресурсам, особенно ко времени учеников, и удобны для них».
Глобальные уроки
Группа компаний «А101», входящая в «большую тройку» девелоперов Москвы, за несколько лет вплотную приблизилась к «потоковому» строительству уникальных школ, которые потом передаются городу. Причем это районные школы, куда дети ходят бесплатно.
Безусловно, отчасти это отражение делового подхода. ГК «А101» развивает территории новых районов Москвы, строя масштабные, площадью в 100–300 га, проекты жилья и сопутствующей инфраструктуры. Хорошая школа или несколько школ играют на повышение престижа и привлекательности локации в глазах покупателей квартир. Кроме того, средоточие качественных объектов образования влияет на экономику и общий потенциал района, который становится объектом интереса высших учебных заведений и технологичных предприятий. Но прагматичная идея быстро переросла в понимание о необходимости соответствия запросам времени. Свое представление о школах и детских садах ГК «А101» зафиксировала в Концепции образовательной среды. Правда, до этого специалистам группы пришлось поездить по странам Европы, где система школьного образования развита лучше всего, и внимательно присмотреться к тому, как там устроены школы и детские сады.
«Используя лучшие мировые практики и свои разработки, мы стали двигаться к собственным стандартам, — рассказывает куратор направления «Образовательная среда» ГК «А101» Елена Платонова. — В наших школах мы стараемся каждый метр, каждый предмет «напитать» образовательными функциями, сформировать все таким образом, чтобы разбудить в детях жажду творчества, познания, скрытые от них самих таланты. Уникальные наработки переходят из проекта в проект и становятся типовыми. Имеет значение решительно все: цвет и покрытие стен и поверхностей, акустика, свет, даже температура в классе влияет на то, как ребенок воспринимает знания, насколько хорошо усваивает материал».
Это, впрочем, уже оформившийся тренд: к типовым особенностям современной образовательной среды можно отнести открытость и большие пространства. Зону рекреаций нужно использовать в образовательном процессе, а пришкольная территория обязательно должна быть включена в образовательную деятельность. Туда могут быть вынесены уроки и практические занятия в специально оборудованных амфитеатрах, на опытных станциях, в лабораториях на открытом воздухе. Концепция также предполагает, что школьные пространства «работают» на психологический комфорт учеников за счет сочетания пространств для общения и уединения, обилия естественного света и разнообразия интерьеров.
При этом оснащение школы должно не просто загрузить в ученические головы современную теоретическую базу, но и дать возможность применить любые знания на практике, создавать настоящие исследовательские или бизнес-проекты в профессиональных мастерских и лабораториях.
«Одна из тенденций в этом аспекте образовательных процессов — «взрослость» происходящего, — говорит Елена Аралова из Martela. — Не упрощенная, а полноценная химическая лаборатория; не игровой, а профессиональный скалодром; не примитивная столярная мастерская, а центр прототипирования с 3D-принтерами и лазерными машинами. Появляются музыкальные классы, танцевальные залы, мастерские, театры. Школа превращается в хаб возможностей, где ребенок с пользой проводит время с утра до вечера. И попутно развивает профессиональные компетенции, которые при желании позволят школьнику зарабатывать вполне «взрослые» деньги».
Важность дополнительного образования
Сейчас все школы, которые строит ГК «А101», создаются именно в рамках разработанной концепции. До 2035 года в Троицком и Новомосковском округах Москвы появится Образовательный кластер ГК «А101», в который войдут 15 школ, 48 детских садов и 8 образовательных центров — зданий, объединяющих школу и детский сад. Индивидуальный подход к проектированию дал возможность разнообразить оснащение, придать каждому объекту определенный учебный профиль, расширяющий базовые образовательные сценарии и возможности. Выбор «хорошая или обычная школа» сменится на «там круче лаборатория» и «здесь лучше научат проектировать дома».
Так, акцент в образовательном процессе в школе «Энергия» на 1325 мест, которая строится в ЖК «Скандинавия», будет сделан на изучении естественных наук и всестороннем практикуме. Для этого на первом этаже появится большая лаборатория, организованная по принципу фаблаба, центр прототипирования, блок мастерских и ремесленные классы. Проектировщики нашли способ заинтересовать учеников дисциплинами, которые без должной наглядности кажутся сложными и малоприменимыми в жизни. В лаборатории можно будет ставить самые разные эксперименты на стыке наук, а ее стены будут полностью прозрачными, чтобы любой желающий мог увидеть, какой интересной и даже эффектной может быть наука. Таким образом, получение перспективной профессии станет увлекательным квестом.
Образовательная инфраструктура в школе «Холст» в другой части этого же жилого комплекса предложит ученикам широкие возможности для дополнительного образования в сфере культуры и искусства, в том числе живописи, графики, скульптуры и т. п. Эти знания помогут в средней и старшей школе освоить азы современных профессий в области промышленного дизайна, архитектуры, компьютерной графики и моделирования, а также получить навыки работы с соответствующим программным обеспечением. А школа в образовательном центре «Формула», который примет первых учеников уже этой осенью, обзаведется центром прототипирования, в котором можно будет создать любой предмет из чего и как угодно — от ручной обработки глины или дерева до печати на 3D-принтере. Артблок с гончарной мастерской дополнит инфраструктуру технологиями работы с дизайном и архитектурой.
Все новые дисциплины начнут преподавать на профессиональном оборудовании. То есть все, что будут делать дети, они будут делать по-настоящему. При желании ученика вместе с аттестатом он получит профессию и небольшое портфолио. «Не факт, что ученик этим воспользуется, но пандемия коронавируса, помимо прочего, показала, как важно в современном мире уметь быстро переключаться и иметь разностороннюю базу, — объясняет Елена Платонова. — Когда первые выпускники обретут профессиональную гибкость и будут более устойчивы в современном мире, тогда можно будет вслед за писателем-фантастом Робертом Хайнлайном говорить, что специализация — удел насекомых, а не современного человека. И новые школьные пространства сыграют в этой эволюции самую важную роль».