В российских реалиях фонд целевого капитала гимназии «Корифей», чей объем сейчас превышает 45,5 млн рублей, нельзя назвать маленьким. По статистике Национальной ассоциации эндаументов, объем большинства фондов составляет 3-10 млн рублей. При этом 3 млн рублей — необходимый минимум по закону. Но даже такая сумма помогает в деятельности школ, музеев, театров. С какими сложностями они сталкиваются?
Стадион как доказательство
Алексей Бабетов задумался о создании эндаумента для гимназии «Корифей» еще в 2007 году, когда только появился закон о фондах целевого капитала. Но аналитики, оценивавшие целесообразность, подсчитали, что доходность фонда не превысит 1%. Тогда Бабетов отказался от идеи: чтобы получать 1 млн рублей дохода, нужно было собрать 100 млн рублей в фонд, а это неподъемная сумма для уральской школы. К идее он вернулся через десять лет, услышав на одной конференции про опыт создания эндаумента в Пермском университете. «Для меня ориентиром стала сумма 3-5 млн рублей», — вспоминает Бабетов.
После соглашения с Рыбаковым он обратился к первым основателям попечительского совета школы, и его члены сделали взносы. «Их дети выпустились уже давно, но они по-прежнему поддерживают гимназию», — объясняет директор. Он стал общаться на эту тему с родителями, компаниями-партнерами, выпускниками. «Выпускники — важная часть сообщества. У них должна оставаться связь со школой, их нужно привлекать к работе с учениками», — рассуждает Бабетов. При этом он сетует, что мало кто знал про такой инструмент, как эндаумент. А финансовые рынки, куда вкладываются деньги фонда, многие и вовсе считали мошенничеством.
По итогам 2019 года эндаумент «Корифея» принес 4,9 млн рублей дохода (13,2%). Куда пошли эти деньги? 25% решили потратить на премии учителям, еще 10% — на стипендии школьникам. Самая большая сумма (35%) пошла на софинансирование строительства школьного спортзала. «Мне кажется, что люди должны видеть какой-то материальный эффект от эндаумента. По крайней мере на первых этапах. Так к нему появляется больше доверия», — объясняет Бабетов.
Планов у директора «Корифея» много — пенсии для учителей, помощь ученикам в подготовке к выпускному. Правда, он сетует, что доходность фонда в этом году была чуть ниже. «Надо было часть эндаумента валютным делать», — рассуждает директор гимназии. Он свободно говорит о формировании инвестиционных портфелей, о соотношении акций и облигаций. И планирует применить на практике стратегии из недавно прочитанной книги Уильяма Бернстайна «Разумное распределение активов».
Когда еще не время
Предприниматель из Йошкар-Олы Юрий Усков, чья компания iSpring входит в топ-10 крупнейших edTech-компаний в России, говорит, что его опыт создания эндаумента сложно назвать удачным. Он тоже загорелся идеей создания фонда после знакомства с Игорем Рыбаковым, но на этапе сбора средств возникли сложности. «Я обзвонил около 15 выпускников, но в итоге почти никто не поучаствовал. Мне пришлось самому вложить нужные 3 млн рублей», — рассказывает Усков.
Юрий Усков создал эндаумент для гимназии No14, которую окончил. Хотя у него есть и собственная школа, которую он развивает как социальный проект. «Мне кажется правильным, чтобы эндаументы делали выпускники, а не администрация школы», — объясняет Усков. Объем основанного им эндаумента сейчас составляет 3,6 млн рублей, а доходность за последний год — 8,61% годовых. «Хочу предложить администрации гимназии потратить эти деньги на курсы для учителей», — говорит Усков.
Как объясняет советник центра управления благосостоянием и филантропии бизнес-школы «Сколково» Вероника Мисютина, эндаумент можно создать не в любой момент жизненного цикла организации. «Должна быть определенная организационная зрелость, чтобы заниматься эндаументом», — говорит Мисютина. Что это значит? Во-первых, уже должна быть налажена работа с разными группами причастных лиц — теми же выпускниками, если речь идет про школу или вуз. Чем больше таких сообществ и чем больше они вовлечены в дела организации, тем проще проходит сбор средств. Во-вторых, нужен целенаправленный фандрайзинг и люди, которые будут им заниматься. В-третьих, должно быть сформировано понимание, почему и как организация будет оставаться актуальной и востребованной на длинном горизонте, особенно если эндаумент собирается как «вечный» капитал.
В Пермском театре оперы и балета сначала решили наладить процесс сбора денег, а уже потом задумались о создании эндаумента. Собирать частные пожертвования театр начал еще в 2016-м, но резкий прирост случился в 2019-м: за год собрали в три раза больше, чем суммарно за предыдущие три года. «Тогда мы создали клуб друзей театра, наладили возможность жертвовать через сайт», — объясняет директор по развитию театра Алла Платонова. На данный момент в театр поступило более 2 млн рублей пожертвований от частных лиц. По словам Платоновой, много времени ушло на раскачку: «Мы долго учились правильно рассказывать об этом. Очень сложно было найти аргументы, чтобы заинтересовать людей».
В театре планируют собрать в свой эндаумент 10 млн рублей за первый год и 600 млн рублей по итогам 10 лет. «цель амбициозная. Но если не ставить цели, то ничего не получится», — говорит Платонова. В театре есть отдел по работе с партнерами, где работают три человека. «Но включаются все, это общее дело», — констатирует директор по развитию театра. По ее словам, процесс создания эндаумента — хорошая возможность подумать о долгосрочных целях организации.
Вероника Мисютина из бизнес-школы «Сколково» объясняет, что если организация на данный момент не готова к созданию эндаумента, это хороший повод провести инвентаризацию: зачем существуем, чего хотим добиться, как будем это делать. По ее словам, это проверка всей системы — как будет управляться эндаумент, как доноры будут участвовать в жизни организации. «Это такая самодиагностика. И если даже в организации приходят к выводу, что эндаумент создавать рано, то точно задают правильные вопросы по наращиванию организационной зрелости», — объясняет Мисютина.
В США, где рынок эндаументов наиболее развит, небольшие фонды играют важную роль в социальной сфере. «Это могут быть эндаументы церковных приходов или небольших местных сообществ. Но их доходы играют заметную роль», — говорит Мисютина. При этом она считает, что заметную роль в популярности этого инструмента может сыграть появление платформ, которые будут помогать небольшим эндаументам с отчетностью, со структурированием и размещением капитала, с дополнительными инструментами. а также имеет значение софинансирование вкладов со стороны государства. «Интереса к этой сфере с каждым годом все больше», — говорит Мисютина.
Больше информации — в специальном разделе «Инвестиции со смыслом»