— Ваша компания специализируется на решениях для e-commerce. Насколько сильно она пострадала от кризиса 2020 года, когда онлайн-бизнес в целом пошел вверх?
— Основной доход нам обеспечивали решения для малого бизнеса, но малый бизнес, как известно, в 2020 году серьезно пострадал. И нам стало очень непросто. Мы лишились примерно 80% команды. Но Rise Media Group я развивал пять лет, вкладывал в это дело всего себя, так что потерять команду и все начатое не представлялось возможным. Поэтому мы начали радикальную перестройку под девизом «А почему бы нет?» и решили использовать весь опыт, который накопили, в новом направлении. Моя личная гордость в том, что на данный момент восстановлено около 60% команды.
— С чего началось развитие компании?
— Я занимаюсь бизнесом с 18 лет. Первым проектом был спортивный турнир по MMA. Дело в том, что в профессиональных турнирах могут участвовать не все, а мы сделали статусный турнир для любителей. Эта концепция стала очень популярной. Тогда мы собрали около 600 человек. И это был первый успех, совершенно для меня неожиданный. В определенный момент я стал думать больше про продажу билетов, про привлечение аудитории. Тогда мы пользовались всеми видами доступной рекламы: наружная, радио, ТВ, медиа. Коэффициент эффективности продаж выше всего был в SMM, поэтому мы сделали акцент на это направление. Потом я понял, что нужно продавать SMM как отдельную услугу на коммерческой основе. Вначале к нам обращались коллеги по цеху — компании, которые проводят концертные мероприятия. Со временем мы начали думать про развитие компетенций в IT. Сначала это было простое создание сайтов и формирование трафика на этих сайтах через крупнейшие поисковики. И, наконец, мы стали заниматься e-commerce: делать большие, мультивендорные самописные платформы и маркетплейсы. Как видите, наше развитие было стремительным и полностью органичным.
— Сложно ли браться за такие задачи в 18-20 лет?
— Здесь надо понимать, что когда ты работаешь с деньгами и обязательствами, то моментально улетучивается самоощущение, что ты «молодой еще» парень. Тебя воспринимают не как молодого человека, а как менее слабого и опытного игрока на рынке, менее состоявшегося в плане финансов, наличия бизнес-концепции и т. д. И применяют абсолютно те же методы конкуренции, что и ко всем, — во многом консервативные. Когда ты просто объект конкуренции, тебя никто по головке не гладит и на твой возраст всем наплевать. Может, в Кремниевой долине по-другому, но в России пока так.
— Что удалось сделать, чтобы заявить о себе на рынке?
— Мы занимались разными IT-решениями: от брендинга до создания сложных платформ. Но всегда стремились искать новые пути. Например, в рамках маркетплейсов разрабатывали опцию видеосвязи, чтобы продавец мог показать товар, а покупатель — удостовериться, что товар действительно такой, какой ему нужен. Что-то вроде соединения офлайн- и онлайн-технологий. Также делали проекты в сфере медицины. Например, создали систему автоинформирования клиентов для крупной межрегиональной компании — она рассылает сообщения на телефон, в мессенджеры и производит автодозвон. Этот опыт работы в области медицины очень помог нам впоследствии в период захода на рынок производства и реализации средств индивидуальной защиты.
— Какие были особенности в отношениях с заказчиками?
— Сама идея развивать IT-движуху в регионах не слишком-то простая. Чаще всего региональная IT-компания является пятым субподрядчиком какого-нибудь московского контракта. По сути, ты делаешь все, а получаешь 10-20% от суммы первичного заказа. Также люди ищут в сложных технологических продуктах решение своих проблем. Но использовать что-то инновационное и технологически сложное не означает получить профит для бизнеса. Часто не хватает самых базовых инструментов. Многие просто используют то, что им продают.
Вероятнее всего, хотят получить кучу денег от самого факта создания интернет-магазина. Но интеграция в бизнес-процесс, перестройка и контроль — это отдельная задача, которую ни один даже самый талантливый разработчик никогда не решит за бизнес.
— Почему появился проект Health Dom? Как он стартовал?
— Это была вынужденная мера. Точно могу сказать, что не плановое решение: «А не заняться ли нам производством?» Пришлось взглянуть на рынок, и я увидел катастрофический дефицит средств индивидуальной защиты в целом в мире. И было абсолютно логичным решением продвигать эту тему через интернет. В частности, формировать сеть снабжения через IT-канал, а мы умели это делать. Мы не проводили глубокой аналитики, однако оказалось, что приняли абсолютно правильное решение. Свои защитные экраны для лица мы назвали Shelter — убежище. Я не обладал каким-то инженерным талантом. Первые модели вырезали сами — ножницами. Потом нашли партнеров для производства, сформировали конструкторские требования, получили сертификат соответствия, сняли первый рекламный ролик на фоне ватмана. И начали продвигать продукцию — в первую очередь в интернете, используя имеющиеся IT-компетенции. Дальше все пошло-поехало. Конечно, не стоит думать, что все у нас просто и гладко. Рынок высококонкурентный, горячий, в нем множество недобросовестных поставщиков, потребителей, обычных мошенников и перекупщиков. Но мы стараемся двигаться вперед.
— По каким правилам выстроено управление в Health Dom?
— Для быстрого роста важно уметь привлекать нужных профессионалов. Мы стремительно растем последние пять месяцев. Что касается управления, то здесь эмоциональный фактор должен быть сведен к минимуму. Должна быть отлажена система, при которой сотрудники знали бы все сами. Вместо системы «все ко мне в кабинет по очереди» нужно просто объяснять, кто, зачем и как работает. Каждый человек должен понимать свой функционал и просто ответственно подходить к выполнению стоящих перед ним задач. Имидж жесткого руководителя необходим, если нет работающей системы контроля. Если сотрудник уволен, то он должен сам понимать, почему он уволен. Это должно быть прозрачно.
— Какие инструменты e-commerce помогли стремительному росту Health Dom?
— Я могу уверенно сказать, что помогло нарастить продажи в десятки раз. Это умение работать с коммерческим трафиком. Сейчас каждый второй в онлайне считает себя специалистом по лидогенерации, но многие при этом не умеют добиваться эффективности и выстраивать воронку продаж. Чтобы это масштабировать и искать спрос, надо уметь работать с веб-аналитикой и понимать, сколько лидов и по какой цене можно получить. Второе: нужно уметь работать с CRM-системой. Третье — выстроить контроль качества работы отдела продаж. Нужны регламенты, чтобы не стоять с палкой над отделом, а все было прозрачно и понятно: где менеджер недорабатывает, а где трафик некачественный. Надо это видеть именно объективно, а не эмоционально. Вроде бы банальные инструменты, но тут профессионала от любителя отличают десятки, а то и сотни кейсов. Большинство это делает поверхностно. Несмотря на то что мы перешли в производство, для меня Health Dom — это IT-проект. Я не изменил парадигму своего мышления. Тут просто другие переменные.
— А еще вы запускаете некоммерческий проект, связанный с волонтерством…
— Да, мы разработали онлайн-агрегатор волонтерских центров — так называемый ресурсный центр. Это целиком и полностью облачный проект федерального уровня, в котором может принять участие каждый гражданин РФ. Огромное количество людей, желающих помогать, просто не знают, как это сделать технически. Наш проект призван помочь им и всем тем, кто нуждается в помощи. Речь идет и об учреждениях здравоохранения, и о нуждающихся гражданах.
— Какие выводы вы сделали за все годы ведения бизнеса?
— Первое: платить будут за то, что работает и приносит деньги. Если думать только об оболочке и как это красиво упаковать, то ни в России, ни в глобальном плане такое покупать не станут. Не нужно делать эффектную коммерческую презентацию с красивым предложением, если нет ключевой идеи. Достаточно подготовить один листок с описанием, как будет решаться конкретная бизнес-задача. Второе: не бояться делать свое. Стараться попасть в тот сегмент рынка, в то направление, где ты сможешь занять нишу первым. Банально, но эти выводы я сформулировал на самом первом этапе. Третье: важно полное погружение в проект и внимание к деталям, будь то юридический документ или бизнес-процесс. Другими словами, нужно жить этим и не лениться вникать во все вопросы чуть глубже, чем требуется в настоящий момент.
* На правах рекламы
Выражаем благодарность отелю Mövenpick Moscow Taganskaya за содействие в проведении съемки.