Инновации согревают
Одним из основных вопросов оптимизации логистических расходов является выбор типа применяемого топлива. Большинство транспортных компаний выбирают дизельные автомобили, которые экономичнее автомобилей с бензиновыми двигателями.
Не стоит забывать и про обслуживание двигателя для сохранения его долговечности: исследования показывают значительный ущерб даже в том случае, если топливо мутнеет, не говоря о последствиях замерзания, когда оно превращается в гелеобразную массу.
Поэтому одним из приоритетов в работе нефтяных компаний является производство и реализация дизельного топлива, соответствующего климатическим особенностям его применения. Это регламентируется и государством: с 2014 года в России действует ГОСТ Р 55475-2013, согласно которому температура помутнения должна быть не менее -22 °C, а температура фильтруемости — не менее -32 °C. Указанные показатели являются основными характеристиками, позволяющими судить о возможности применения топлива в условиях низких температур. Существуют и жесткие требования к экологической безопасности топлива: например, в соответствии с требованиями технического регламента (ТР ТС 013/2011) на территории России реализуется топливо не ниже класса К5.
Но немаловажным фактором остается дистрибуция топлива в самые отдаленные регионы, где высок спрос именно на морозоустойчивое топливо. Например, в Якутии, где уже в середине декабря температура опускается ниже 40 °C.
На сегодняшний день всем критериям соответствует не так много компаний. К ним можно отнести «Роснефть» с развитой сетью заправок по всей стране (более 3000).
В качестве зимнего производится дизель с температурами применения до -32 °С и -38 °С, что покрывает потребности большей части страны. Кроме того, в соответствии с ГОСТ предусматривается выработка арктического дизельного топлива с предельной температурой фильтруемости -44 °C, -48 °C и -52 °C. Кстати, Россия — одна из немногих стран, где предлагается топливо для таких экстремально низких температурных режимов, поэтому разработки «Роснефти» можно считать инновационными.
Каждый год «Роснефть» заранее поставляет продукцию во все регионы, делая акцент на самые климатически сложные: Архангельскую и Мурманскую области, ЯНАО и ХМАО, Сибирь и Дальний Восток. На выбор регионов и определение объема поставок влияют собственные исследования компании: учитывается многолетняя климатическая константа и среднесрочный температурный прогноз на сезон. Также с привлечением профильных научно-исследовательских институтов, включая ОАО «ВНИИ НП» и ООО «РН-ЦИР», входящих в научно-исследовательский комплекс компании «Роснефть», постоянно проводится ряд исследований с целью оптимизации составов текущего топлива и разработки его новых марок.
Контроль качества на всех этапах производства и реализации топлив
Для обычных автомобилистов самым главным остается вопрос, насколько качественный продукт они приобретают на заправках. В 2019 году Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) выявило 157 заправок, которые продавали некачественное горючее: зафиксированы случаи продажи «псевдотоплива», например, ДТФ (дизельная технологическая фракция) или ДГК (дистиллят газового конденсата). У такой продукции нет подтверждения возможности эксплуатации ни в летнее, ни тем более в зимнее время, ее использование губительно для двигателя, представляет реальную угрозу жизни и здоровью участников дорожного движения.
Эксперты рекомендуют следовать простым правилам при заправке автомобиля:
- 3аправляться нужно только на проверенных сетевых АЗС. Если у вас возникли сомнения, попросите персонал АЗС предъявить паспорт качества на топливо: он должен быть на каждую партию горючего. Паспорт содержит наименование и обозначение марки топлива, сведения об изготовителе (продавце), нормативные и фактические значения характеристик, установленные для данного вида топлива.
- Следует избегать АЗС, где не указана марка топлива, информация о ней не размещается на топливно-раздаточном оборудовании и не отражается в кассовых чеках.
Многие транспортные компании и автовладельцы предпочитают заправляться на проверенных АЗС конкретных брендов с высоким уровнем управленческой культуры и контроля качества. В «Роснефти», например, обязательный контроль качества топлива происходит на каждом этапе производственной цепочки. Начинается он на НПЗ со строгого входного контроля сырья и компонентов, используемых при производстве товарных топлив, контроля качества полуфабрикатов и паспортизации товарной продукции. После отгрузки в железнодорожные цистерны топливо проходит еще один сокращенный тест. Следующий этап контроля — при попадании на нефтебазу. Проверяется качество и при приеме на АЗС.
Именно поэтому многие транспортные компании предпочитают иметь «Роснефть» в качестве партнера, что позволяет не только избегать сбоев в работе автотранспорта, но и оптимизировать рабочий процесс. Комплексное решение для бизнеса «Роснефть — топливные карты» сокращает время и издержки на документооборот за счет цифровых технологий и сервисов от крупнейшей нефтяной компании страны.
Низкотемпературные характеристики дизельного топлива важны не только транспортным компаниям, но и обычным автомобилистам. С учетом этого «Роснефть» реализует максимально широкий ассортимент дизельного топлива, обеспечивающий возможность его применения во всех климатических районах через собственную сеть АЗС, которая является важным звеном в транспортной экосистеме нашей страны.
* На правах рекламы