«Бизнес не разрушится, если не проверить мессенджеры»: почему предприниматели отказались от переговоров «за рулем»
Проект «Синхронизация» изначально задумывался как офлайн-лекторий. А в 2018 мы начали развивать онлайн-курсы. В итоге разбивка получилась 50/50. С началом пандемии мы морально подготовились к потере половины бизнеса. Но получилось наоборот: благодаря быстрой перестройке команды и запуску новых онлайн-проектов мы даже увеличили оборот.
У «Синхронизации» традиционно очень сильный гуманитарный блок: лекции по истории разных стран, истории искусства, о кино, философии, архитектуре. Также у нас есть блок естественных направлений. Но в период пандемии мы физически не успевали перевести все их в онлайн, так как изменение формата влечет за собой переработку контента. Курсы по психологии, биологии, здоровому образу жизни выходят только сейчас. Зато с гуманитарными науками все отлично.
Для нас очень ценно то, что проект все больше позволяет развивать слушателей, которые спустя пять лет охотно приходят на более «узкие» темы или продолжительные курсы. Если раньше аншлаги были на лекции о Ван Гоге или «Истории искусства в десяти шедеврах за два часа», то сейчас мы всерьез обсуждаем линейку курсов на 40 часов.
Поняв, что наши лекции стали популярны среди взрослых, мы сделали отдельные проекты и для детей. Интересно было придумывать, как полностью захватить внимание ребенка. Мы старались строить занятия в интерактивном формате. Детям важно быть услышанными, вступать со взрослыми в равный диалог, а не пассивно слушать лекцию об истории искусства. Наш опыт наверняка оценят родители, которые хотят научить детей основам правил дорожного движения. Детей цепляют интерактивные форматы, интересные видеоролики, необычные тесты. А еще важна геймификация, то есть с ними можно разыгрывать какие-то реальные ситуации или интегрировать правила дорожного движения в компьютерные игры.
Конечно, если говорить про правила, детям важно одновременно с обучением прививать и правильные поведенческие паттерны. Дети легко все впитывают. Если они увидят, что их родители везут на автомобиле их в школу, а сами «сидят» в смартфонах, печатают «за рулем», они сами будут вести себя точно так же — выходить на дорогу, а вместо светофора смотреть в планшет. Я не водитель, но мне самой принципиально знать, как работают правила, как устроено дорожное движение, просто чтобы понимать, что происходит вокруг — я их изучила и, к примеру, поняла, что с гаджетом в руке далеко не уехать. Поэтому важно следить не только за ребенком, но и за собой: дети наше поведение легко копируют и берут за основу.
Пока я не получила водительское удостоверение. Дело в том, что в дороге я предпочитаю решать деловые вопросы, а «за рулем» это небезопасно. Думаю, с появлением детей я как раз сяду «за руль» — так будет удобнее передвигаться. Но сейчас я гордо передвигаюсь на электрическом самокате. Честно скажу, даже его появление уже перевернуло мой мир. Пока я не стала им управлять, сама постоянно ходила, уткнувшись в смартфон. Работа, постоянные письма — я всегда была на связи и всем отвечала. Как только я обрела импровизированный руль, то неожиданно осознала, что все вокруг «сидят» в смартфонах и просто не видят, что происходит.
Есть такой нобелевский лауреат, Даниэль Канеман, один из основоположников поведенческой экономики. В одной из своих книг он описал «ловушку уверенности». Смысл в том, что психология человека такова, что мы любим судить о будущем по опыту нашего прошлого. Например, вот я десять раз в пробке пролистала Instagram, написала или прочла несколько сообщений, и со мной ничего не произошло. На основании этого мы считаем, что и в следующий раз с нами ничего плохого не случится. Но этого нам никто не гарантирует.
По этой причине я теперь точно не хожу даже по тротуару, глядя в экран смартфона. Ведь от опасности нас может отделять какая-то доля секунды, поэтому постоянно приходится думать и за себя, и за других — на всякий случай. В одной только Москве по тем же тротуарам кто только не передвигается. И тем более я просто не могу позволить себе переходить проезжую часть дороги, погрузившись в мессенджеры или соцсети. У пешеходов и водителей одна общая ответственность. Если бы я не смотрела на дорогу, не следила за окружающими или быстро и бездумно ехала на своем самокате по тротуару, сколько людей я могла бы посшибать?
Получился настоящий парадокс. В смартфоне у меня установлены все мессенджеры, какие только возможно. В каждый из них постоянно валится поток сообщений: я управляю бизнесом и у меня в целом высокий темп жизни. До определенного момента я постоянно их перелистывала и отвечала на каждое послание. И даже не тратя время на управление автомобилем, я постоянно дергалась, отвлекалась, не могла сосредоточиться на том, что делаю.
Мы договорились с коллегами: если происходит что-то супер-срочное, мне лучше позвонить, и я отвечу. Для просмотра сообщений я установила отдельное время, когда я их проверяю. Я делаю это два раза в день, и каждый может быть уверен, что в течение суток я всем отвечу. В итоге у меня пропало беспокойство, я смогла почувствовать себя в моменте при разговоре с друзьями или на работе. Основная идея всей «Синхронизации» — это осознанность по отношению к собственному миру. И, конечно, гаджеты нам здесь не помощники. Нужно уметь фокусироваться на главном.
Конный поход по Алтаю помог мне победить страх того, что лишь один неотвеченный вызов может развалить весь мой бизнес. Раньше даже в отпуске я не могла выключиться, читала сообщения и отвечала на каждый звонок. И вдруг на две недели оказалась там, где не ловил даже спутниковый телефон. Тогда думала: «Какой ужас, если мир взорвется, если разбегутся все мои прекрасные лекторы, я даже об этом не узнаю». Но я вернулась, и все было в порядке. Да, ко мне накопились вопросы, но я быстро их решила.
*CEO (Chief Executive Officer) дословно — главный исполнительный директор — высшее должностное лицо компании (генеральный директор, председатель правления, президент, руководитель)
Мой бизнес уверенно пережил кризис, связанный с коронавирусом и самоизоляцией. Можно сказать, что повезло, ведь Bash.Today по своей сути полностью автономная IT-платформа. К сожалению, с частью команды пришлось расстаться, но сама платформа свою функцию сохранила. Сначала мы оказались в «спячке», но потом клиенты начали возвращаться. Уже сейчас по заказам мы собираем около 70% от результатов прошлого года. Период пандемии стал толчком к диверсификации нашей работы. Мы создали веб-студию и на аутсорсе оказываем услуги по дизайну. Параллельно запустили целую телестудию для виртуальных мероприятий, откуда можно проводить масштабные онлайн-трансляции.
При этом всегда нужно следить за трендами и пробовать что-то новое, то, что связано с удовлетворением новых потребностей.
Во время пандемии я несколько недель провел дома. За это время я совсем отвык от улицы, веранд, поездок на велосипеде и автомобиле по городу. Сейчас на дороги снова все вернулись, и я сразу понял, что надо вести себя даже более внимательно, чем я обычно.
Дело в том, что многие за это время расслабились, привыкли, что они в безопасности, а привычка ходить везде со смартфоном, чтобы общаться с внешним миром, осталась. Но если я «за рулем», для меня неприемлемо держать в руке гаджет. Я прекрасно понимаю, что даже за одну-три секунды на дороге может что-то случиться. С гаджетом в руке можно просто не успеть быстро отреагировать. Поэтому я стараюсь не отвлекаться «за рулем». А если я еду как пассажир и водитель начнет отвлекаться, тем более если это моя жена, я обязательно попрошу отложить смартфон и сконцентрироваться на дороге. Ведь помимо автомобилей есть еще и пешеходы, которые могут иногда резко выйти на проезжую часть дороги.
Для себя я давно решил, что управление автомобилем безопасно и эффективно, только когда водитель максимально включен в этот процесс. Если, например, параллельно переносить часть внимания на обсуждение важных вопросов по работе, то вряд ли получится максимально эффективно выполнить обе эти задачи.
Кроме того, если тема важная, перед глазами нужно иметь монитор. Например, чтобы посмотреть презентацию. Признаюсь, что я не из тех, кто поминутно расписывает все свои планы. Но когда я жду серьезные звонки, то «за рулем» просто не нахожусь. А если случилось что-то очень важное, проще припарковаться, все решить и потом уже ехать дальше.
Еще у меня есть несколько приемов, которые помогают мне как водителю. Я стараюсь не садиться «за руль», если не выспался или сильно устал. Также стараюсь планировать поездку так, чтобы находиться в максимально хорошем самочувствии. Я сам не люблю и никому не рекомендую громко слушать музыку, потому что лично меня она сильно отвлекает.
А отвлекаться есть на что. Времена меняются — в городах становится все больше видов альтернативного транспорта. Помимо автомобилей и пешеходов есть велосипедисты, люди, передвигающиеся на средствах индивидуальной мобильности. Для меня важно создание комфортной инфраструктуры для всех участников дорожного движения. Думаю, что и сам город должен обеспечивать всем нам такие условия, в которых одновременно удобно находиться и просто нет возможности нарушать. Ведь тем же велосипедистам должно быть комфортно передвигаться по правилам по дорогам общего пользования. Но им страшно, потому что автомобилисты не всегда соблюдают скоростной режим. А из-за высокой скорости водители порой не успевают отслеживать, что происходит вокруг, могут вовремя не заметить велосипедиста. Я бы ограничил скорость движения транспорта в городе до 50 км/ч. Это безопасно, легко успеваешь оценивать дорожную обстановку, а еще повышается пропускная способность дорог. Англия, Норвегия — в этих странах уже давно к этому пришли.
В некоторых государствах идут совсем уж на кардинальные методы. Например, в китайском городе Чунцин сделали отдельную дорожку для пешеходов, которые ходят, уткнувшись в смартфон. Но я лично не думаю, что стоит поощрять и продвигать такое поведение. Ведь человек со смартфоном может и не заметить, как он сойдет с этой дорожки и попадет под колеса автомобиля. Действительно, задача города — это создавать условия, при которых жители будут себя чувствовать более безопасно и комфортно, независимо от свойственных им пагубных привычек. Если людям нужны места в городе, где можно на какое-то время «залипнуть» в телефоне, можно создать такие точки. Но в идеале сами пешеходы должны быть внимательными — смотреть по сторонам, не слушать громко музыку в наушниках.
Многим пешеходам вообще очень сложно представить, каково это — быть водителем. Ведь все водители — это пешеходы, но не все пешеходы — водители. Те, кто не управляет автомобилем, могут не знать каких-то правил дорожного движения. А еще не все допускают, что и водитель может отвлечься. Да, водитель по умолчанию отвечает за себя и за других, поскольку он управляет автомобилем, он должен быть готов к внезапным ситуациям и неожиданностям. Но это не снимает ответственности и с пешеходов. Но при этом никто не требует сверхусилий — например, нужно сначала посмотреть по сторонам и убедиться в безопасности, а только потом выходить на пешеходный переход.
Собственное арт-агентство Everal я основала в 2015 году, а сейчас моя команда сфокусирована на единственном проекте — ежегодном фестивале современного искусства Everart Weekend. Его главная цель — сделать так, чтобы люди, которые готовы знакомиться с искусством, не боялись похода в галерею, не чувствовали себя недостаточно сведущими. Мы хотим подтолкнуть их к мысли, что коллекционировать искусство — это интересно. Украшать свой дом картинами и необычными арт-объектами может каждый. А еще это новый вид досуга для всей семьи и способ познакомиться с интересными людьми.
Начали эту традицию мы в прошлом году: тогда мы провели «фестиваль-бродилку» по Москве, участники которого могли за три дня очень хорошо познакомиться с последними тенденциями в современном искусстве. Гости перемещались по территории Москвы, заходили в галереи и парки, изучали скульптуры и арт-объекты.
В этом году мы ушли в онлайн-формат и за счет этого резко увеличили количество и географию участников. У нас есть художники из Парижа, Нью-Йорка, Москвы, Санкт-Петербурга. В онлайн-формате можно знакомиться с творчеством художников, смотреть прямые эфиры и записи выступлений наших участников и кураторов выставок. Мы отказались ото всех маленьких событий, чтобы сфокусироваться на одном таком крупном мероприятии, и этот подход себя оправдал: у нас уже презентовали свою новую работу известные художники, которые создают картины при помощи искусственного интеллекта.
В следующем году на нашем фестивале мы будем комбинировать оба формата — онлайн и офлайн.
Еще я занялась благотворительностью и возглавила агентство Better — это платформа по работе с волонтерами из сферы рекламы, которые на безвозмездных условиях оказывают маркетинговые услуги благотворительным организациям: они получают такой же уровень сервиса, как и крупные компании. Всего за полгода существования проекта к нам присоединилось 350 волонтеров — огромное количество людей хочет нам помочь.
Мой темп жизни очень высок, я могу принимать решения молниеносно. Для этого я стараюсь по максимуму использовать современные технологии, которые могут упростить и обезопасить нашу жизнь. У меня есть правило: я не езжу «за рулем» с телефоном в руке. И это никак меня не ограничивает. Мой телефон настроен так, что я к нему даже не прикасаюсь — могу просто сказать: «Запиши голосовое сообщение». Это очень удобно, и я не отвожу взгляда от дороги. Пришла я к этому после того, как сама постоянно одергивала мужа, когда он отвлекался на телефон во время управления автомобилем. Мне было страшно, я кричала: «Смотри, куда едешь, не картошку везешь!». А когда мы менялись местами, я даже не замечала, что веду себя так же, и уже мне прилетали упреки. Поэтому сейчас мы просто договорились между собой, что водитель не смотрит в смартфон, и сразу же перестали ссориться.
Управление автомобилем тоже можно назвать искусством. Культурные водители вежливы, внимательны, не игнорируют сигналы «поворотников» и при этом контролируют ситуацию. Ведь иногда приходится пропускать других там, где это не требуется по правилам, принимать решения в критической ситуации, реагировать на то, что происходит вокруг. Внимательный автомобилист может заранее просчитывать ситуации и тем самым делать управление автомобилем не только более безопасным, но и более комфортным. Тех, кто листает Instagram «за рулем», я просто не понимаю. Иногда вижу, как некоторые делают селфи «за рулем», но мне кажется, что лучше заказать профессиональную фотосессию.
Как культурный человек и владелец бизнеса я считаю, что важные звонки нужно планировать. Мне вряд ли кто-то позвонит просто так и начнет обсуждать важные вопросы. Я всем назначаю удобное время.
Но обычно мои онлайн-встречи и звонки не застают меня в поездках.
На дороге я выступаю сразу в нескольких ипостасях: я и водитель, и пешеход, и велосипедист. А недавно я стала мамой. И появление детей очень дисциплинирует, сразу хочется стать лучшей версией себя — и в бизнесе, и в жизни. На дороге я стала сразу вести себя внимательнее, ведь я хочу быть хорошей ролевой моделью: как ее считает ребенок, так и будет себя вести.
Если мама «таскает» малыша за руку через дорогу, глядя в смартфон, то, став более самостоятельным, ребенок начнет вести себя точно так же. Если с самого детства не объяснять, что в капюшоне сложно увидеть происходящее вокруг, а в наушниках можно не услышать сигнал автомобиля, ребенок не будет обращать внимание на эти жизненно важные правила. А некоторые важные вещи должны происходить на автомате — и у взрослых, и у детей. Например, если вы подходите к пешеходному переходу, нужно снимать капюшон и наушники, смотреть налево и направо, потом еще раз налево. Не надо никуда торопиться — переходить дорогу можно, только когда вы полностью уверены в своей безопасности.
Если постоянно смотреть в смартфон и отвечать на сообщения в пути, то теряется связь с реальностью. Технологии — наши слуги, мы не должны от них зависеть.
12+
*На правах рекламы