К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Вторая волна. Как подготовить бизнес к повторению пандемии

Вторая волна. Как подготовить бизнес к повторению пандемии
Как предпринимателю «атаковать» в кризис? Почему сегодня любая компания должна думать о себе как об IT-компании? И что стало главным бизнес-упущением пандемии? – в онлайн-конференции Альфа-Банка.

«Кризис, это не только плохо, но и хорошо» — неожиданное заключение редакционного директора журнала Forbes Николая Ускова, выступившего ведущим онлайн-конференции Альфа-Банка «Вторая волна. Как подготовить бизнес к повторению пандемии», стало ее лейтмотивом.

Подобные конференции — часть стратегии Альфа-Банка, направленной на поддержку клиентов, рассказал соведущий мероприятия, директор среднего бизнеса и член правления Альфа-Банка Владимир Воейков. «Тридцать лет Альфа-Банк даже в хорошие времена живет с вопросом: а что если кризис завтра?» — отметил он.

Накопленный опыт и технологичность позволили банку преодолеть нынешний кризис: «Мы ни на один день не прекращали работу с нашими юридическими и физическими лицами. Мы проводили различные онлайн-конференции, делились экспертизой. Интересно поделиться опытом, чтобы стать еще сильнее вместе с нашими клиентами», — заявил Воейков.

Как действовали в период ограничений предприниматели, почему вирус навсегда изменил деловую среду и какие неожиданные открытия преподнесла эпидемия? Об этом говорили участники мероприятия, известные российские бизнесмены, такие как основатель KupiVIP.ru Оскар Хартманн, создатель сети re:Store Евгений Бутман или Вадим Дымов, владелец продуктовой группы «Дымов» и сети магазинов «Республика».

Бизнес-уроки эпидемии

Конференция состояла из двух блоков, первый — «Бизнес-уроки эпидемии» — просуммировал опыт последних месяцев. Разразившаяся в марте-апреле «шоковая терапия» — скорое и внезапное закрытие границ, отмена авиасообщения и введение режима самоизоляции — показала, что успех во многом зависит от способности предпринимателя быстро стряхнуть оцепенение и приступить к поиску новых возможностей — «атаковать», по выражению Оскара Хартманна. Для этого бизнес должен быть в должной мере цифровизирован, что обеспечивает ему гибкость в меняющихся условиях кризиса.

«Каждая компания должна думать, что она частично IT-компания. Так же как каждая компания думает про финансы. Нет компаний, которые говорят: «Финансы — это не мое». IT сейчас — это такая же фундаментальная дисциплина, как финансы», — сформулировал основатель KupiVIP.ru

Как выглядит на практике быстрое реагирование, рассказал Андрей Романенко, видевший, как сильно ударили ограничения по малому и среднему бизнесу. «Самое сложное, с чем мы столкнулись, это когда 70% бизнеса перестало работать, это наши клиенты, которых мы создавали четыре года», — отметил он. Чтобы поддержать их, «Эвотор» за несколько недель разработал приложение для клиентов, позволяющее в несколько кликов создавать «интернет-витрины» с интеграцией сервисов доставки продукции.

Фото предоставлено пресс-службой Альфа-банк

Иначе чувствовал себя крупный ретейл — продовольственные сети. По словам генерального директора торговой сети «Пятерочка» Сергея Гончарова, своевременные прогнозы аналитического центра позволили начать приготовления к кризису заранее: заполнять товарами распределительные центры, подготовить планы действий для разных вариантов развития событий. Компания ускорила развитие сервиса экспресс-доставки, который за два месяца вырос с нескольких сотен до 11 000 заказов в день.

«Количество походов в магазин сильно сократилось, но при этом серьезно увеличился средний чек. Он более чем компенсировал снижение походов в магазины», — отметил Гончаров. Очевидно, свою роль сыграла потребительская паника. «В пиковые периоды середины марта мы продавали 700 тонн гречки в день», — рассказал генеральный директор торговой сети «Пятерочка».

Главным бизнес-упущением пандемии спикеры сочли неготовность сервисов дистанционного обучения. «Феноменально плохо сработали почти все системы, — отметил Хартманн. — Мне кажется, здесь сумасшедший пласт работы для будущих предпринимателей».

Онлайн-конференция Альфа-Банка. Блок I: Бизнес-уроки эпидемии. 
Спикеры: Оскар Хартманн, Андрей Романенко, Сергей Гончаров. 

Готовясь к новой волне

Другой блок — «Вторая волна. Как подготовить бизнес?» — посвящен долгосрочным изменениям, произошедшим из-за пандемии. Участники обсуждают, как вести бизнес в новых условиях, прогнозируют течение кризиса.

По мнению создателя сети магазинов re:Store, реализующих технику Apple, Евгения Бутмана, эпидемия формирует новую бизнес-реальность, сочетающую элементы старого и нового. «Я верю не в офлайн и не в онлайн, я верю в омниканальность. Я верю в сочетаемость разных форматов, — рассказал Бутман. — Что такое омниканальность: вы можете купить и забрать товар любым способом. Эта эпидемия породила явление, которое я называю «новая омниканальность». Любой фрагмент жизни, любое явление будут одновременно носить черты и офлайна и онлайна, и присутствия и отсутствия. В широком смысле: это не только покупки — это и общение, и обучение, и обслуживание».

Фото предоставлено пресс-службой Альфа-банк

Макс Крайнов, CEO туристического поисковика Aviasales, считает, что даже в нынешней ситуации неопределенности люди откажутся от путешествий в последнюю очередь: опыт предыдущих кризисов показывает, что многие россияне привыкли проводить отпуск вне дома и не хотят отказываться от этой привычки. Сейчас компания, выручка которой в апреле упала на 88%, наблюдает резкий всплеск интереса к внутреннему туризму и уже вернула половину от показателей прошлого года. Динамику можно отследить с помощью индекса активности путешественников, который обновляется в режиме реального времени на https://index.aviasales.ru/.

Крайнов отмечает, что в Aviasales очень внимательно относятся к управлению рисками и наличию свободных средств, которые могут послужить подушкой.

По мнению президента Inventive Retail Group Тихона Смыкова, невозможно оценить, как будет развиваться ситуация с вирусом дальше, а осенью все ждут финансового кризиса, поэтому антикризисная политика сегодня должна быть максимально предусмотрительной: «Очень аккуратно следует подходить к инвестициям, которые были запланированы даже в начале года».

С этим согласен Вадим Дымов: «Расходы должны пройти новый виток анализа. Даже если тебе казалось, что уже все сократил, наверняка увидишь новые возможности, чтобы «сбросить вес».

Дымов дает несколько рекомендаций: пересмотреть состав менеджеров, чтобы избавиться от слабых и нерешительных. «Это не значит, что умение держать удар потребуется в дальнейшем все время: через год, через три все станет на свои места», — отметил он. Наконец, поскольку в кризисный период зачастую приходится менять партнеров и поставщиков, необходимо уделять повышенное внимание безопасности бизнеса — как внутренней, так и внешней.

Онлайн-конференция Альфа-Банка. Блок II: Вторая волна Как подготовить бизнес? 
Спикеры: Евгений Бутман, Тихон Смыков, Макс Крайнов, Вадим Дымов. 


* На правах рекламы

    Рассылка Forbes
    Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

    Мы в соцсетях:

    Мобильное приложение Forbes Russia на Android

    На сайте работает синтез речи

    Рассылка:

    Наименование издания: forbes.ru

    Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

    Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

    Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

    Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

    Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

    Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

    На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

    Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
    AO «АС Рус Медиа» · 2024
    16+