Семейное дело: как передать капитал следующему поколению с минимальными рисками
Эксперты Julius Baer подготовили рекомендации, которые помогут снизить риски при передаче наследства. Комментирует Евгений Смушкович, глава региона Россия, Центральная и Восточная Европа.
1. Определитесь со структурой наследования
«Отправная точка при планировании наследования — инвентаризация активов. Они должны быть известны, принадлежать вам и быть передаваемыми. Часто те, кто думают, что владеют виллой во Франции, на самом деле владеют акциями французской или монакской компании, которой принадлежит недвижимость, при этом правила наследования для недвижимого и движимого имущества (акции компаний) могут существенно отличаться», — говорит эксперт.
В отношении бизнес-активов наследодателю стоит ответить на главный вопрос: должен ли бизнес остаться во владении семьи? В России многое завязано на личности основателя, передача компании следующему поколению не всегда является экономически эффективным вариантом. Так, согласно отчету Julius Baer «Благосостояние и образ жизни 2020», молодое поколение больше беспокоят вопросы охраны окружающей среды и осознанного потребления, их принципы ведения бизнеса могут кардинально отличаться от родительских. В таком случае, возможно, верным решением станет перевод наследства в диверсифицированный и ликвидный портфель инвестиций.
Другие важные вопросы — определение политики распределения прибыли между акционерами и управление инвестициями. Самый простой способ уничтожить бизнес — лишить его инвестиций. Необходимо решить, каким образом члены семьи будут определять, какая часть прибыли должна быть реинвестирована, а какая передана акционерам, могут ли наследники получать компенсации за свои доли, например, если один из членов семьи решит пойти своим путем.
Семейные фонды — популярный механизм, чтобы обеспечить каждому члену семьи определенные права на доход и на выход из бизнеса. Есть множество путей структурирования таких фондов от простых акционерных компаний до полноценных фондов — во многом это зависит от юрисдикции членов семьи. «Любая структура правопреемственности должна строиться с учетом налоговых и юридических последствий для всех участников. Необходимо учитывать, что наследники могут решить жить в другой стране, с законодательством (в том числе налоговым), отличным от страны наследодателя. Структура должна быть достаточно гибкой, чтобы меняться в соответствии с меняющимися законодательством и юрисдикциями. Если на данном этапе вы не можете определиться с правопреемством, подумайте о создании фидуциарной структуры, позволяющей более гибко подходить к распределению активов», — рекомендует Евгений Смушкович.
2. Решите, кто будет управлять бизнесом
В отдельных случаях глава семьи создает орган управления в виде совета директоров, после его кончины этот совет расширяется и включает всех наследников и независимых профессионалов. Принимая решение об управлении, стоит прояснить шесть моментов:
- Каковы ожидания обеих сторон наследования: хочет ли наследник управлять, изменится ли роль основателя после выхода на пенсию?
- Возможно ли пробное участие наследников в управлении бизнесом, которое поможет всем сторонам увидеть, что стоит на кону?
- Какова структура бизнеса (стоит заранее избавиться от непрофильных активов, разграничить роли и сферы ответственности заинтересованных лиц)?
- Было ли проведено долгосрочное налоговое планирование, учитывающее правила резидентства стран, где проживает сам наследователь и где проживают или планируют проживать в долгосрочной перспективе наследники?
- Каким образом будет финансироваться жизнь наследодателя после передачи бизнеса следующему поколению (например, это могут быть повышенные персональные выплаты или дивиденды)?
- Есть ли другие наследники, в том числе те, кто не готовы участвовать в управлении бизнесом, но имеют право на часть наследства?
«Если у вас есть бизнес-партнеры, стоит обсудить с ними ваши планы по наследованию, включая их готовность работать с вашими наследниками и вашу — с их. Полученные договоренности необходимо закрепить в соглашении акционеров, — отмечает эксперт. — Не забудьте также формализовать иные понятийные договоренности, очевидные для вас с партнерами, но не для ваших наследников».
3. Заблаговременно подготовьте все документы
Если о передаче наследства так или иначе задумывается каждый, то к временным вариантам передачи руководства активами в случае болезни или недееспособности главы семьи, готовятся редко. Чтобы бизнес прошел этот сложный период без потерь, важно обеспечить непрерывность доступа к финансам и дать временному управляющему инструментарий для принятия бизнес-решений. Также нужно позаботиться о своевременном покрытии медицинских расходов и обеспечении уровня жизни всех членов семьи.
Создайте папку с ключевой информацией о ваших делах и пожеланиях в отношении решений, которые кому-то придется принимать за вас, но при этом наследникам необходимо будет учитывать ваше мнение:
- контакты родственников и лиц, которых следует уведомить, если с вами что-то случится;
- место хранения важнейших личных документов (свидетельства о рождении и браке, брачного контракта, паспорта, завещания и иных завещательных распоряжений);
- специальные пожелания, касающиеся медицинских вопросов, трансплантации и реанимации;
- данные об открытых банковских счетах, имеющихся компаниях и фидуциарных структурах, заключенных договорах личного страхования;
- перечень личных и бизнес-активов (включая финансовые, недвижимость и личные вещи, представляющие существенную материальную или эмоциональную ценность);
- данные о договорных и финансовых обязательствах;
- информация о цифровых активах (e-mail, соцсети и аккаунты, связанные с коммерческой деятельностью, пароли к ним, криптовалюты, электронные кошельки и т.д.). Обратите особое внимание на правила соцсетей по предоставлению доступа наследников к личным сообщениям — владелец аккаунта не всегда готов наделить их правом знакомиться с его/ее личной перепиской;
- контакты банкиров и, что важно, администраторов фидуциарных структур, так как банкиры не смогут эффективно сотрудничать с наследниками, пока те не станут формальными бенефициарами указанных структур, а также юридических, налоговых и финансовых советников;
- детали и инструкции по дальнейшему управлению бизнесом.
«Эту информацию нужно не только регулярно обновлять и хранить в безопасном месте, необходимо обеспечить к ней моментальный доступ для ваших представителей», — рекомендует Евгений Смушкович.
4. Создайте дорожную карту
Важнейший этап подготовки правопреемственности — эффективная коммуникация, позволяющая урегулировать максимальное количество конфликтов между наследниками с помощью вашего авторитета, а не в судебном порядке после передачи наследства. Для этого лучше всего составить семейную конституцию, отражающую принципы, на которых будет строиться взаимодействие наследников с вами и между собой в будущем, а также дорожную карту, фиксирующую этапы постепенной передачи прав по управлению активами (включая семейный бизнес) наследникам по мере их взросления и приобретения опыта.
5. Обратитесь к профессионалам в области доверительного управления активами
«Сильный и профессиональный попечитель при составлении завещания может выполнять функции опытного посредника, способного учесть потребности семьи и пожелания наследодателя, — отмечает Евгений Смушкович. — Специалисты нашего отдела планирования наследования имеют большой опыт консультирования клиентов из разных стран, включая Россию, мы готовы поделиться своим опытом как с наследодателями, так и с потенциальными преемниками».
ООО «Джулиус Бэр СНГ»
125009, Москва, Брюсов переулок, 19
Тел: +7 495 662 3328
* На правах рекламы