Драйверы роста
Каждый третий россиянин, по данным опроса ФОМ, играет в компьютерные игры, активная киберспортивная аудитория — и те, кто играет, и те, кто любит следить, как играют другие, — превышает 10 млн человек. Из этого спроса выросла целая индустрия офлайн-соревнований, которыми заинтересовались спонсоры, что стало толчком к возрождению компьютерных клубов во всем мире — многие онлайн-турниры заканчиваются офлайн-ивентами, клубная инфраструктура востребована.
Развитие любого направления в индустрии развлечений неразрывно связано с системой партнерских взаимоотношений. Киберспортивная индустрия — четкий и отлаженный механизм, в работу которого вовлечены создатели игр, производители оборудования, владельцы игровых площадок, команд и целых проектов, организаторы турниров, профессиональные игроки, специализированные СМИ и фанаты. Каждый участник процесса претендует на лидерство в своей отрасли.
Компания LG, например, вовремя поймала тренд и создала отдельную линейку для киберспорта — LG UltraGear, в которую вошли модели, отличающиеся особыми техническими характеристиками.
Миллионы фанатов и игроков — потенциальные покупатели мониторов LG, которые дают компании необходимую обратную связь: их отзывы важны, например, для улучшения эргономики устройств.
Сегодня LG предлагает игрокам, пожалуй, наиболее широкую линейку игровых мониторов — от стандартных 24» формата 16:9 на TN-матрице с разверткой 144 Гц и 240 Гц до больших мониторов 34» и 38» формата 21:9 с разверткой 120 Гц и 144 Гц, которые будут доступны в России с 2020 года. Настоящей бомбой для киберспортсменов — ценителей не только скорости, но и качественной картинки, стал первый монитор LG UltraGear 27GL850 на матрице Nano IPSс минимальным откликом в 1 мс и разверткой 144 Гц, представленный в сентябре 2019 года. В 2020 году линейка игровых быстрых IPS-мониторов будет еще больше расширена, отмечает Андрей Французов. Внимание производителей техники к киберспорту стимулирует развитие индустрии.
Знак качества
Командам, ставящим перед собой высокие турнирные цели, нужна площадка для тренировок, а тем, кто только грезит большими победами, — мощные компьютеры и качественные мониторы, которые не каждому по карману. «Хорошее игровое оборудование стоит дорого, поэтому киберспорт развивается в рамках глобального тренда sharing economy. Все больше людей понимает, что необязательно покупать дорогую игровую станцию, чтобы полноценно тренироваться. Можно просто пойти в киберспортивный клуб, где созданы все условия. Кроме того, не стоит недооценивать важность коммуникации — проводить время за любимой игрой намного приятнее с друзьями», — отмечает Ярослав Комков, CEO компании Winstrike. Ярослав одним из первых понял, что в России не хватает киберспортивных арен. За полтора года он сумел открыть более 10 киберспортивных клубов. Флагманский — Winstrike Arena — расположен в самом центре Москвы, в ЦДМ на Лубянке.
Два года назад Winstrike привлек $10 млн венчурных инвестиций, которые направил не только на открытие новых клубов, но и на поддержку киберспортивной команды Winstrike Team, развитие маркетингового агентства Winstrike Agency. Холдинг организует турниры: в сентябре, например, впервые в Москве провели этап крупного международного турнира BLAST Pro Series в «ВТБ Арене». Кроме того, помогает спортсменам с продвижением и поиском спонсоров.
По словам Ярослава, выбор оборудования крайне важен для киберспорта, у крупных международных турниров есть отдельный райдер с техническими требованиями. Как отмечает Юрий Сошинский, руководитель проекта «Федерации киберфутбола России (ФКФ)», крайне важно, чтобы все участники были в одинаковых условиях: и компьютеры, и мониторы должны быть идентичными и равнозначными.
Выбор оборудования критически важен не только для турнирных соревнований, но и для развития клубной инфраструктуры. Для создателей клубов оборудование — одна из основных статей расходов. По словам Ярослава Комкова, оно должно быть самого высокого уровня, надежным, но при этом не стоить баснословных денег. В Winstrike, например, по совокупности факторов остановились на сотрудничестве с LG. Комков отмечает, что «у LG лучшие мониторы и телевизоры на рынке» и отлично выстроен процесс массовых закупок.
Компания действительно уделяет большое внимание партнерству с игроками киберспортивной индустрии.
Что дальше
Киберспортивная индустрия в России растет быстрее, чем в Европе, а возможно, и в США, но мы точно еще сильно отстаем от стран Восточной Азии. «Количество и качество киберспортсменов из Азии практически в любой из дисциплин значительно превосходит представителей других континентов», — отмечает Андрей Французов.
Но ситуация постепенно меняется, и LG принимает в этом непосредственное участие. Один из ее партнеров — Федерация киберфутбола России (ФКФ).
По его словам, в отличие от других компаний, которые заинтересованы в разовых мероприятиях и немедленном получении дохода, LG работает на долгосрочную перспективу и борется за лояльность аудитории.
В стране пока нет официальных отборочных этапов на турниры EA Sports (разработчика FIFA — главной игры киберфутболистов), для участия в турнирах высокого уровня нужно летать в Европу. Поэтому ФКФ совместно с LG старается не только формировать призовой фонд на локальных турнирах, но и поощрять победителей поездками на европейские мероприятия.
По мнению Юрия Сошинского, появлению большего количества игроков может способствовать и развитие клубной инфраструктуры: «Особенно мало сетевых историй под одним брендом вроде Winstrike, с которыми удобно работать на крупных турнирах».
Развитие этой инфраструктуры, особенно при поддержке производителей оборудования, действительно может повысить результаты страны в киберспортивных турнирах. Ярослав Комков рассказывает, что профессиональные и полупрофессиональные команды несколько раз в месяц организуют буткемпы на территории клубов Winstrike (что, кстати, позитивно сказывается на показателе заполняемости, который уже сейчас приближается к 65%, а в Winstrike Arena — около 75%). Сейчас Комков работает над созданием академий для молодых игроков и надеется на поддержку LG и в этом вопросе.
«Давно пора избавить киберспорт от имиджа пустого времяпрепровождения, это серьезное дело, в которое вовлечены лучшие специалисты мира. Тут мы уже можем говорить о федеральной программе проектов, в которой как раз и примут участие все те, кто упорно тренировался в клубах или дома — на самых лучших мониторах, — говорит Андрей Французов, коммерческий директор LG Electronics в России и странах СНГ. — Проект ФКФ на сегодняшний день — самая масштабная и динамично развивающаяся структура, охватывающая практически все уголки нашей страны. Стратегия и аудитория проекта совпадают с нашей на 100%, а сотрудничество со многими образовательными организациями и молодежными сообществами как нельзя лучше способствует здоровой и правильной популяризации нового вида спорта».
* На правах рекламы