Опера считается жанром, который чтит традиции и практически не меняется. Или это обманчивое впечатление?
Андрей Жилиховский: Пытаться осовременить оперу, делать так, чтобы она стала понятна для совсем простого зрителя, не совсем правильно. Если делать совсем простые постановки, получится просто другой жанр — детский спектакль.
Это совсем другой мир. И я не считаю, что опера должна меняться по вкусу зрителей. Сегодня людям нравится одно, завтра — другое. А гениальная классическая музыка останется и после нас.
Но молодому поколению становится все сложнее объяснить смысл классических произведений. Как их заинтересовать?
Венера Гимадиева: Многих исполнителей волнует эта тема, потому что на оперу в основном приходит взрослая публика. Сейчас у молодежи столько соблазнов, столько разных концертов, куда можно сходить. Чтобы убедить их пойти на оперу, должны быть яркие афиши, интересная реклама. А главное — должна быть яркой сама постановка, нужны хорошая музыка и певцы. Чтобы пришедший впервые человек не разочаровался, а наоборот, решил для себя, что ему это интересно. Хотя опера — это вид классического искусства, всегда можно использовать современные технологии. Сейчас есть столько технических возможностей: можно перемещать сцену, использовать световые эффекты, яркий видеоряд. Все зависит от таланта всей команды — опера может трансформироваться.
Опера все чаще выходит за пределы театральных сцен. Ведущих звезд можно увидеть на open air фестивалях в разных городах. Что вы думаете о таких форматах — нужны ли оперы в парках?
В. Г.: В зарубежных странах этот формат уже давно очень популярен. Это замечательная традиция, ее нужно поддерживать. Посмотрите, как в Германии на такой площадке вместе выступали Пласидо Доминго, Анна Нетребко и Роландо Виллазон — они собрали целый стадион! Люди под конец сидели под пледами, но остались до самого финала. Вместе с певцами смеялись и плакали, это было невероятно! У нас такие шоу, к сожалению, не настолько распространены, потому что на выступления не собирается достаточно большое количество публики. Но когда я пела на таком open air в День города на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге, все вокруг было заполнено публикой и люди были очень активны.
С чего посоветуете начать неофитам в опере, что обязательно нужно послушать? Может быть, поделитесь личным опытом — что когда-то поразило именно вас?
А. Ж.: Первая опера, которую я увидел целиком, была «Евгений Онегин». Не могу сказать, что костюмы тогда были самые свежие или декорации самые красивые. Но эти березки… Они такое впечатление на меня произвели. Это было так красиво, романтично, тонко. Позже я много раз сам пел много вариаций этой постановки. Но первые впечатления были очень сильные. Сейчас я стараюсь слушать больше классической музыки, где не поют, — устаю на работе. Поэтому я бы порекомендовал послушать Intermezzo из Cavalleria Rusticana (опера Пьетро Масканьи «Сельская честь». — Прим. ред.). Очень красивый отрывок. Или другой — также Intermezzo из оперы «Манон Леско» Джакомо Пуччини.
В. Г.: Знакомство с оперой лучше начинать с классических постановок.
Вы оба согласились стать амбассадорами итальянского ювелирного дома Damiani. Чем вам близка философия бренда, чем привлекли украшения?
А. Ж.: Мне понравилась и очень тронула их семейная философия. Damiani — это красивая традиционная семья в прямом смысле этого слова. У меня самого большая семья, которую я очень люблю — своих братьев, сестер. Я люблю семью, которую создал со своей женой, скоро мы будем отмечать десять лет вместе. И когда мы пообщались с семьей Damiani, я понял, что меня привлекают эти красивые люди: их идеи, жизненные принципы и очень хорошие вещи, которые они делают.
В. Г.: Для меня это невероятная удача и большая честь — работать с этим ювелирным домом. Я восхищаюсь невероятной красотой этих украшений. Когда смотришь на размер бриллиантов, на тончайшую огранку, которую они делают вручную, то понимаешь, что это искусство высочайшего класса. Кроме того, я люблю создавать в своей семье определенные традиции. И меня привлекает то, что бренд старается передать свои традиции из поколения в поколение.
Как вы думаете, какой подарок всегда будет приятно получить девушке от любимого, есть ли классический пример, который всегда сработает? Может быть, что-то от Damiani?
А. Ж.: Буквально пару месяцев назад Damiani уже сделали мне и жене приятный сюрприз — обновили обручальные кольца. Насчет подарков я не могу сказать, что постоянно дарю что-то одинаковое. Я стараюсь всегда дарить цветы. Чтобы в доме всегда был свежий букет: высыхает один, сразу приношу другой. Большой, маленький, какой-нибудь интересный, необязательно что-то грандиозное. Нужно быть готовым спокойно принимать от жизни и Бога какие-то вещи. Чтобы не прилепляться сердцем к железу, к домам, к какой-то ерунде. Гениальность — в простоте.
В. Г.: У Damiani есть много украшений совершенно разного стиля — от обручальных колец до роскошных колье. Есть очень красивые крестики Belle Epoque. Кольца «Маргарита», для которых предлагается замечательный ансамбль. Любое украшение Damiani станет прекрасным подарком, который оценят по достоинству.
Подходят ли некоторые украшения к вашим сценическим образам и костюмам? Для каких ролей какие украшения вы используете?
А. Ж.: Для выступления на сцене нас одевают художники по костюмам. Все постановки разные, есть концепция спектакля, поэтому мы не можем надеть на себя то, что мы хотим. А когда мы поем концерты, которые предполагают строгий смокинг или фрак, я не надеваю аксессуары. Иногда даже колечко снимаю. Поэтому я сейчас подумал, что
В. Г.: Эти украшения очень подходят к концертам в залах или для open air. Для театральных постановок мы не используем настоящие бриллианты и украшения — мы постоянно двигаемся, легко что-то потерять. А на концертах, где все более статично, можно себе позволить больше свободы. И всегда, когда я смотрю на эти украшения, то вспоминаю, где и когда я их надевала, и снова переживаю эти эмоции. Например, роскошное кольцо из коллекции Animalia в виде паука я выбрала для получения премии «Браво» в Большом театре — получила массу комплиментов, это очень тепло вспоминать.
Есть ли у вас знаковые и особенно запомнившиеся роли?
В. Г.: Свою профессиональную карьеру я начала с партии Лючии ди Ламмермур в одноименной опере. Люк Бессон очень интересно обыграл ее в своем фильме «Пятый элемент» и пробудил к ней интерес молодой публики, в том числе и мой. Это очень сложная партия, на износ. Я достаточно часто ее пою, и для меня это вызов каждый раз. Еще одна знаковая для меня роль — Виолетта из оперы «Травиата». А одна из самых моих любимых партий — Шамаханская царица из оперы «Золотой петушок». В Большом театре ее ставил режиссер Кирилл Серебренников, который вывел меня на совершенно новый уровень восприятия музыки и драмы. Более загадочной и интеллектуальной сделал эту постановку режиссер Лоран Пелли в оперном театре Санта Фе.
А. Ж.: Мы ставили «Обручение в монастыре», и гениальный режиссер Дмитрий Черняков сделал со мной что-то потрясающее, изменил полностью мою натуру и превратил меня в другого человека. На меня нацепили парик с полулысиной, я носил очки, штаны-допузики. Получился полугений, полушизик. Очень интересная и деликатная работа.
Если помечтать, хотели бы вы зажечь и исполнить какой-нибудь необычный номер или спеть с популярной рок-звездой дуэтом?
В. Г.: О, это моя мечта с консерваторских времен! Спеть в таком проекте — исполнить кроссовер, смесь рока с оперой. Например, мне очень нравится «Реквием» Эндрю Ллойда Вебера. Он очень тонко сочетает классический стиль музыки с ударными инструментами. У меня и у моего мужа есть идея переложить классические произведения на современный стиль или даже исполнить что-то свое.
Вы иногда переносите переживания героев в реальную жизнь?
А. Ж.: Конечно, мы же не роботы. Кто-то говорит, что им это удается — оставлять все на работе. Я тоже не ношу домой все проблемы и театральные вопросы. И также не обсуждаю ни с кем свою личную жизнь. Это два разных мира. Но после того как десять часов ты прожил в другом амплуа, ты не можешь за пять секунд перестроиться. Мы же сами — инструмент. Мы работаем своими мыслями, энергией, эмоциями.
Пять граней Damiani
Ювелирный дом Damiani был основан в 1924 году Энрико Грасси Дамиани в Валенце и быстро завевал мировое признание. Изделия уникального дизайна с высококачественными камнями создаются ведущими мастерами вручную. Damiani — ювелирная компания, получившая 18 наград Diamonds International, которые считаются «Оскарами» в мире ювелиров.
В честь своего 95-летия Damiani выпустил радужную версию подвески Belle Époque с отдельным крестом из разноцветных сапфиров и розового золота. А ограниченная серия украшена драгоценными камнями с огранкой «принцесса». Кроме того, версия Belle Époque Rainbow также включает крест размером 60 х 46 мм на звеньях из якорной цепочки, выполненных из розового золота.
Для празднования знаменательной годовщины в Damiani создали новый логотип, выражающий неразрывную связь с каждым из 95 лет его истории и ценностями, на которых строится философия бренда: превосходство, вкус, стиль, эксклюзивность и элегантность.
*На правах рекламы
16+