Экономический взлет в Японии в 1960-х до сих пор называется экономическим чудом — и чудо здесь ключевой элемент. Это чудо американцы и европейцы исследовали под микроскопом: в начале 2000-х начали выходить книги по изучению основ ведения бизнеса Страны восходящего солнца. Принципы кайдзена и бережливого производства до сих пор актуальны и активно внедряются на крупнейших предприятиях по всему миру и в России. Но как эти принципы работают в мире классического часового искусства?
Итак, перед нами Grand Seiko, часы бизнес-класса, в самой густонаселенной нише luxury, где большая часть экземпляров представлена в ценовом сегменте от $5000 до $15 000[1]. Вы и сами определите, кто из швейцарской когорты выступает здесь главными конкурентами японской марки. Это самый сложный сегмент, где, казалось бы, все места заняты прочно и надежно еще в прошлом столетии.
Каким путем пошли японцы в премиальном часовом сегменте? C момента основания марки в 1960 году Grand Seiko сделали ставку на мануфактурность — понятие, которое в часовом мире ценится особо: когда марка полностью от начала и до конца создает часы внутри одной мануфактуры, а не заказывает детали у сторонних поставщиков. Швейцария действовала по схеме кооперации: все часовые производства располагались рядом, это было удобно и логично. Однако в XXI веке ценители часов стали все глубже погружаться в тему создания часов, задаваться вопросами о том, что же находится под корпусом часов и что, помимо дизайна, способна предложить марка. Швейцарская часовая индустрия в массе своей десятилетиями использовала не собственные механизмы, мануфактурные калибры стали появляться у швейцарских марок только в начале 2000-х.
У японцев просто не было возможности кооперироваться с кем-либо — премиальные часы производил в стране именно Grand Seiko, которому пришлось осваивать все, вплоть до мельчайших этапов производства. В результате к началу XXI века экспертиза в мануфактурности позволила японским часовщикам выпустить часы с механизмами, опережающими свое время: уже с 2006 года запас хода для автоматических часов составлял 72 часа против общепринятых 48 часов (стандарт в 70 часов только недавно начали осваивать многие ведущие бренды), а точность часов регулировалась по собственному стандарту, более строгому, чем в швейцарском институте точности COSC (-3/+5 секунд в сутки против принятых -4/+6 секунд). Собственные стандарты точности и сегодня есть лишь у пары швейцарских брендов.
Хотя калибр, сердце часов, — наиболее трепетный момент для адептов классической механики, это лишь обратная сторона трофея. Лицевая сторона —всегда циферблат. Это крупная деталь и наиболее сложная из тех, что относятся к дизайну, внешнему оформлению часов. Минимальные огрехи сразу заметны, по крайней мере под лупой требовательный ценитель часов сразу увидит даже микроскопические недочеты. И вот здесь мы приходим к следующему краеугольному камню премиального часового сегмента. Для массового сегмента цифра 40 000 экземпляров в год кажется маленькой. Но вот выпускать не штучные (за сотни тысяч долларов), а все же серийные продукты и при таком количестве сохранять высочайший уровень исполнения — крайне непростая задача. Ведь речь снова идет о ручной работе, которая должна быть исполнена без погрешностей.
Несмотря на эти суровые, в общем, условия, Grand Seiko держит репутацию создателей одних из лучших циферблатов в своем сегменте. Японцы работают с уникальными текстурами, передающими пейзажи, которыми окружена мануфактура Grand Seiko. Только в белой палитре можно найти совершенно уникальные образцы. Признанный коллекционерами циферблат Snowflake, выражающий красоту региона Шиншу, по текстуре напоминает гранулированный снег горного хребта Хотака. Самое удивительное, на ощупь сам циферблат оказывается абсолютно гладким. Как японцам удалось придать такой объем рисунку, остается загадкой. Они не делают из этого секрета, просто вряд ли кто-то другой сможет повторить это произведение искусства.
Другой белый циферблат — Iwate — отражает ребристые контуры знаменитой горы Иватэ, которая видна из окон часовой студии Shizukuishi. У этого циферблата, помимо белой, зимней версии, есть коричневая — осенняя и зеленая — летняя. И здесь мы подходим к японскому представлению о времени, вернее, о временах года.
Восточный взгляд на природу не ограничивается четырьмя сезонами. В японском мире (в данном контексте через часы мы познаем никак не страну, а мир и философию) времен года не 4, а 24(!). Да, 24 фазы, или секки по-японски. В свежей коллекции часовщики Grand Seiko передали видение этих сезонов, выбрав в каждом времени года по определенной фазе — Сюнбун (весной) и Сёсё (летом), Канро (осенью) и Тодзи (зимой). С ними вы ознакомитесь, внимательно взглянув на иллюстрации. Ну а завершая тему циферблатов, упомянем, что сюда же добавляется создание объемных индексов и многогранных стрелок, и вот вам произведение искусства, которое тем не менее не затмевает собой главного — легкой считываемости времени. Практичность — важная составляющая концепции «разумной роскоши» от Grand Seiko.
Естественно, японский перфекционизм проявляется во всем, а не только в механизмах и циферблатах. Перейдем же к корпусам часов Grand Seiko. Весь фокус внешнего вида часов в кажущейся простоте. Это не кричащие, вызывающие часы. В них заключается и скромность, и высочайший уровень мастерства, но оценить это можно, лишь пристально всмотревшись. Например, обратив внимание на многогранность корпуса — в прямом смысле слова. Количество граней усложняет отделку и полировку корпуса. Именно поэтому многие часы, как можно заметить, сделаны в сглаженных и как можно более простых формах. Так вот в Grand Seiko кажущаяся простота состоит из большого количества ровных и четких поверхностей и граней. Сложность формы означает и сложность полировки. И здесь японцы не дают себе поблажки, работая в собственной технике полировки Zaratsu, которая отличается зеркальностью — в таких поверхностях предметы отражаются без малейшего искажения.
Ну и в завершение нашего увлекательного путешествия снова заглянем внутрь часов. Сегодня мы рассуждали только об одной линии калибров — классической механике, где вопросы конкуренции стоят остро. Однако накопленный опыт и экспертиза, о которой сказано немало, дает специалистам Grand Seiko возможность идти дальше, отрываясь лишь на шаг от конкурентов, как завещал основатель бренда Seiko Кинтаро Хаттори еще в 1881 году. Сегодня Grand Seiko предлагает уникальные высокоточные механизмы, собранные вручную. Это и ремесленный кварц, декорированный лучше, чем многие механические калибры. И не имеющий аналогов мехатронный калибр Spring Drive, объединяющий точность кварцевых часов и сложные принципы работы механических часов. В последнем поколении механизмов, выпущенных в 2020 году к 60-летию марки, Grand Seiko снова задает новые стандарты: высокочастотный механический калибр 9SA5 достигает производительности уже в 80 часов запаса хода, а Spring Drive 9RA5, сохраняя точность -/+ 1 секунда в сутки, обладает запасом хода в 120 часов.
Говоря о деловом подходе Grand Seiko к созданию премиальных часов, упомянем один характерный факт. Да, марка существует с 1960 года, но до 2010 года была доступна лишь на территории Японии. Полвека японцы вытачивали свои шедевры, в которых искали золотую середину — объединить практичность, надежность, точность и сложный, но сдержанный дизайн. Кто из часового мира (да и любого другого) обладает таким терпением и страстью довести начатое не просто до уровня, но до собственной, возвышающейся над остальными планки?
[1] от 366 480 рублей до более, чем 1 109 900 рублей (по курсу ЦБ РФ на 01.06.2021).
_________________________________
На правах рекламы