Эндаумент, или фонд целевого капитала, как его называют в России, — один из инструментов устойчивой благотворительности. Чаще всего эндаументы создаются при социально значимых организациях — вузах, школах, музеях или благотворительных фондах, чтобы обеспечить постоянный источник финансирования на долгое время. Средства эндаумента отдаются управляющей компании, которая инвестирует их в различные финансовые инструменты. Организация может тратить на свою основную деятельность только доход с этих инвестиций. Поскольку основные средства не тратятся, механизм может работать бесконечно. И все чаще те, кто планирует масштабную работу вдолгую, начинают думать об эндаументах как о способе диверсификации источников финансирования благотворительного фонда или иной институции. «Социально значимый проект не умрет, если по какой-то причине благотворители перестанут жертвовать», — объясняет смысл создания эндаументов Евгения Тюрикова, глава Sber Private Banking. Не так давно Sber Private Banking запустил услугу по созданию эндаументов под ключ, заметив интерес своих клиентов к этой относительно новой для России теме.
Закон о фондах целевого капитала появился в нашей стране в 2007 году. Каких успехов достигли эндаументы за это время и с какими сложностями они сталкиваются?
Свои для своих
Хотя новый эндаумент Олега Тинькова еще не запустился, миллиардер уже имеет опыт в этой сфере. Он один из доноров эндаумента МФТИ. Бизнесмен не оканчивал этот технический вуз, но в «Тинькофф банке» работают много его выпускников, так что участие в эндаументе стало своеобразной благодарностью физтеху и стремлением поддержать качественное образование. Эндаумент МФТИ объединяет девять фондов целевого капитала, чей суммарный объем составляет почти 560 млн рублей. «Несколько целевых капиталов – это обычная мировая практика. У Гарварда около 10 000 фондов», — объясняет заместитель председателя правления эндаумента МФТИ Дмитрий Быкадоров.
Как говорит Быкадоров, каждый фонд целевого капитала создан для финансирования конкретной цели. Один поддерживает развитие всего МФТИ, другой — конкретную лабораторию, третий — олимпиадное движение. «Так больше прозрачности, удобнее следить, что происходит в каждом фонде», — говорит Быкадоров. Фонды создают энтузиасты-доноры, которые и продвигают свои идеи. Как поясняет Быкадоров, фонд может организовать любая группа энтузиастов, чьи цели благородны и направлены на пользу физтеха и кто способен собрать значительные средства.
Например, инвестиционный директор венчурного фонда Runa Capital Константин Виноградов вместе с соратниками, среди которых много IT-бизнесменов, создал девятый фонд целевого капитала МФТИ. Его задача в том, чтобы обеспечить студентам качественное удовлетворение базовых потребностей — интернет, проезд, жилье в общежитии, еда в кампусе. «Мне очень нравится и физтех, и идея эндаумента, но я жертвовал мало: среди целей существовавших фондов не было той, которая цепляла бы лично меня. Я поговорил с друзьями-выпускниками, и мы решили создать свой фонд», — говорит Виноградов.
Фонд был анонсирован в конце января 2021 года со стартовым объемом 4 млн рублей, и с того момента его объем вырос на 33%. Виноградов рассказывает о фонде как о стартапе. «Мы сейчас находимся на seed-стадии, проверили гипотезу ценности. Теперь нужно проверять гипотезу масштабируемости. К концу года у нас будет уже много метрик и опыт распределения благ среди студентов. Тогда можно будет увеличивать средний чек и выходить на более крупных доноров», — говорит инвестор. Только чтобы обеспечить всех студентов бесплатным интернетом, требуется около $1 млн. Для реализации полного плана нужно еще больше денег. Виноградов считает, что собрать их реально — рынок потенциальных доноров, по его словам, довольно большой.
Как собрать
Как объясняет председатель правления Национальной ассоциации эндаументов и исполнительный директор Фонда Европейского Университета в Санкт- Петербурге Светлана Лаврова, процесс создания эндаумента состоит из трех этапов — сбор средств, их инвестирование, а затем распределение дохода. По ее словам, создавать фонд целевого капитала без долгосрочной стратегии, которая будет понятна потенциальным донорам, практически бесполезно. «Типичный вопрос донора: зачем давать деньги эндаументу, лучше я так дам, а вы уже сегодня что-то сделаете. Нужно уметь объяснить разницу», — говорит Лаврова.
Директор музея современного искусства «Гараж» Антон Белов рекомендует на первом этапе создания эндаумента задуматься о том, кто сможет его поддержать. «Вклад одного или нескольких крупных доноров, давших старт проекту, позволит вашей команде развивать коммуникационную стратегию и работать с новыми донорами», — объясняет Белов. «Гараж» создан на средства миллиардера Романа Абрамовича и Дарьи Жуковой. При этом музей до 30% своего бюджета зарабатывает сам, используя разные фандрайзинговые стратегии: от программы лояльности до партнерства и патронства. Эндаумент позволит создать долгосрочный инструмент поддержки и пополнения бюджета в перспективе еще на 30%. Донорами эндаументов необязательно бывают крупные бизнесмены. Например, «Гараж» регулярно организовывает акции по сбору средств в эндаумент. Так, «Кухня на районе» запускала специальное меню, процент от продаж которого шел в эндаумент «Гаража», аукцион Vladey проводил мероприятие в поддержку фонда, а в кафе «Гаража» устраивали акцию «дОнат за донАт»: деньги от продажи пончиков шли в эндаумент. «Вопрос не в том, маленькое или крупное пожертвование было сделано, а в том, насколько лояльным остается ваш донор», — объясняет Белов. Человек, пожертвовавший 1000 рублей, в следующий раз может дать уже 1 млн рублей.
С важностью небольших пожертвований согласен и Дмитрий Быкадоров из эндаумента МФТИ. По его словам, это является своеобразным доказательством ценности идеи. «Крупные доноры должны понимать, что они не единственные, просто у них больше возможностей. Другие люди тоже поддерживают идею. История должна быть массовой», — говорит Быкадоров. Особенность университетов во всем мире — если небольшие пожертвования в эндаумент войдут в привычку со студенческих лет, то можно рассчитывать на большие пожертвования в будущем, когда выпускники трудоустроятся и чего-то достигнут.
Почти все эксперты отмечают, что для развития эндаумент-индустрии в России почти нет специалистов по фандрайзингу. «Это отдельная профессиональная работа, сложная и регулярная. Многие не думают об этом, хотят привлечь быстро и сейчас», — говорит Светлана Лаврова из НАЭ. Она добавляет, что для получения взносов от доноров сначала нужно самому вложиться в этот процесс — делать мероприятия, объяснять цели, тратить время и деньги.
Как вложить
Эндаумент в России должен собрать 3 млн рублей за один год. Если удалось собрать 1,5 млн рублей, то срок сбора средств может быть продлен. Зарегистрировать эндаумент можно самостоятельно или воспользоваться услугами профессионалов. Услугу по созданию эндаумента под ключ, например, оказывает Sber Private Banking. Затем средства фонда передаются управляющей компании, которая инвестирует их в финансовые инструменты. Эндаумент МФТИ выбрал три управляющие компании для своих фондов, две из которых основаны выпускниками физтеха. «Идея была в диверсификации. Но здесь еще важен и вопрос внутри- физтеховской репутации», — говорит Дмитрий Быкадоров.
Набор инструментов для вложения средств у российских эндаументов довольно скромный. В основном речь идет о консервативных инструментах, преимущественно российских ценных бумагах (акциях, облигациях). У зарубежных эндаументов возможностей на порядок больше. Например, эндаументы Гарварда, Йельского университета, Университета Брауна и Мичиганского университета вкладывались даже в криптовалюты. А сами они могут инвестировать и в стартапы своих выпускников.
По словам Светланы Лавровой, в США эндаументы являются крупными институциональными инвесторами наравне с пенсионными фондами. «Эндаументы должны быть не только придатком, но и драйвером финансовой сферы», — рассуждает Лаврова. По ее словам, Национальная ассоциация эндаументов работает с законодателями и пытается расширить спектр инструментов для инвестирования.
Сколько может зарабатывать эндаумент? Доходность фондов целевого капитала МФТИ в 2019 году составила от 12% до 23,9%. Эндаумент Европейского Университета в Санкт-Петербурге по итогам 2020 года показал доходность 22%. Правда, у многих российских эндаументов доходность не поднимается выше 10%. «Ошибочно полностью отдавать средства управляющим компаниям и раз в год спрашивать, какой доход. Нужно контролировать, анализировать, куда они вкладывают, консультироваться у других компаний. Это отдельная большая работа. Только так можно получать хороший доход», — объясняет Светлана Лаврова. Что происходит в случае отрицательной доходности? Если балансовая стоимость снижается на 30% три года подряд или на 50% за один год, то эндаумент расформировывается.
Что финансировать
Сейчас в России около 230 эндаументов. Большая часть из них — фонды университетов. На втором месте по популярности идет благотворительность, на третьем — культура. Но тем же благотворительным фондам сложно перестроиться на работу с таким инструментом, как эндаумент. Деньги им обычно нужны здесь и сейчас, чтобы помочь людям, которые лечатся здесь и сейчас. Как рассказывает соучредитель и член правления благотворительного фонда помощи онкологическим больным AdVita Елена Грачева, у таких организаций огромный поток ежедневных задач. «Вы бы видели почту благотворительного фонда! Этически очень сложно отказать в помощи конкретным людям, чтобы вложить какие-то ресурсы в долгосрочную стратегию», — говорит Грачева.
Фонд AdVita зарегистрировал свой эндаумент в январе 2019 года. При этом от прежнего сбора пожертвований на лечение не отказались. «Да, это возможно, потому что это разные аудитории. Доноры тяготеют к двум типам — условные спасатели и условные строители. Кому-то важно помочь выкарабкаться конкретному человеку, который борется с болезнью прямо сейчас, а кому-то хочется построить вместе с фондом структуру, которая сама будет зарабатывать деньги на помощь этим страждущим», — объясняет Грачева. Доходы эндаумента AdVita предполагает тратить на поддержание деятельности фонда и клинические научные исследования. Например, у многих онкобольных вырабатывается резистентность к антибиотикам. Фонд спонсировал ряд исследований по скринингу и индивидуальному подбору антибиотиков и по донорству микробиоты (бактерий кишечника). «Эти исследования стоили относительно недорого, около 600 000 рублей в год. Но они помогли снизить смертность от инфекционных осложнений после трансплантации костного мозга с 30% до 5%», — говорит Грачева.
Есть примеры эндаументов в спорте. Например, при футбольном клубе «Динамо». А миллиардер Алишер Усманов профинансировал Фонд управления целевым капиталом для поддержки ветеранов фехтования еще в 2012 году. Как рассказывает представитель фонда, средства эндаумента, чья доходность последние три года составляет 8-12% годовых, идут на оплату лечения и социальную поддержку ветеранов, оказавшихся в сложной жизненной ситуации.
«За рубежом, где более долгие и прочные традиции применения эндаумента в спорте, примеров куда больше. В России многие пока не осознают, что для поддержки спорта это особенно актуально», — отмечает директор эндаумента университета МИСиС Глеб Узунов. Впрочем, осознания того, как работает этот инструмент, недостает не только для диверсификации финансирования поддержки спорта. «Эндаумент — инструмент достаточно молодой в России, а значит, еще некоторое время к нему будут относиться с опаской», — добавляет Глеб Узунов.
Что может помочь вырасти российскому рынку эндаументов? Потенциальных драйверов несколько. Во-первых, эндаументы хотят, чтобы их признали квалифицированными инвесторами и дали больше возможностей для инвестирования своих средств. Во-вторых, налоговые льготы для корпораций или программа софинансирования пожертвований со стороны государства могли бы увеличить поток средств, направляемых в эндаументы. В-третьих, в России мало знают о таком инструменте — о самих эндаументах, способах фандрайзинга и инвестирования средств. Фактически эндаумент позволяет едва ли не вечно поддерживать социально значимый проект — пока средства эндаумента приносят доход, их можно тратить на заявленные цели.
Зарубежный опыт
В качестве примера успешного эндаумента принято приводить Гарвард. Его объем по итогам 2020 года составил $41,5 млрд. На самом деле у многих университетов США большие эндаументы. Йельский университет — $30 млрд, Стэнфорд — $27,7 млрд, Принстон — $25,6 млрд, Mit — $17,4 млрд. Главное отличие от российских эндаументов — широчайшие возможности для инвестирования: акции, недвижимость, природные ресурсы, стартапы, хедж-фонды и так далее.
В январе этого года выяснилось, что крупнейшие эндаументы США инвестировали в криптовалюту, а в 2020-м студенты Гарварда подали иск против университета за то, что тот вкладывался в акции частных тюремных компаний. Правда, если российские эндаументы начали появляться после 2007 года, то тот же эндаумент Йельского университета был основан в 1718 году, а размер эндаумента Гарварда еще в 1986 году не превышал $3,5 млрд. Эндаументы активно появляются не только в США и не только для образования. Например, в Китае разрешили создавать эндаументы в 2016 году, и за несколько лет они суммарно собрали $24 млрд. Многие страны запускают программы с целью стимулировать потенциальных доноров делать пожертвования. В Великобритании, например, правительство и фонд национальной лотереи выделили £30 млн, чтобы софинансировать пожертвования в эндаументы.