Из первой проблемы следует и вторая — низкая конверсия, низкий средний чек, частые отказы. Все это связано с разовыми продажами случайным клиентам, которые не позволяют выстроить работающий бизнес-процесс.
Решение: удобная и прозрачная программа лояльности.
Одно из решений в стратегии взаимодействия с клиентом — программы лояльности и скидок. Покупатели хотят постоянных и больших скидок, но тут есть свои тонкости. «За последнее время в отрасли сложилось такое понятие, как «промоловушка», — говорит генеральный директор RetailCRM Дмитрий Бороздин. — Доля клиентов, которые предпочитают покупать только через скидки, неуклонно растет и сейчас составляет 50,6%». Часто скидки становятся единственным конкурентным преимуществом в конкретных нишах, но не приносят желаемой прибыли и не удерживают клиента. Помешанность на скидках способна убить бизнес. Самым примечательным примером является кейс британского производителя бытовой техники, потерявшего около 50 млн фунтов, доверие покупателей, а вместе с этим и долю рынка. Причина — запуск скидочной акции. Ее стоимость превышала размер выручки, которую компания могла получить. В итоге люди стали скупать продукцию, даже если она им не нужна. Невероятные бонусы привели к диким убыткам, компания так и не смогла оправиться от потерь.
Большие скидки не делают клиента преданным сами по себе и могут работать только в рамках продуманной программы лояльности с четкой аналитикой. Интересным результатом одного исследования таких программ стало то, что люди становятся покупателями не из-за большой экономии денег, а благодаря эмоциональному контакту, который сложился с продавцом, — покупатели чувствуют заботу о себе. Согласно этому же исследованию, 77% покупателей остаются с брендом, у которого хорошо развита программа лояльности, а 70% рекомендуют этот магазин своим знакомым.
Для создания рабочих процессов опытные ретейлеры разрабатывают сложные программы с разными уровнями и возможностями использования бонусов. Настройка и развитие такой системы занимает много времени, возможно, годы, если делать все с нуля. Однако, используя RetailCRM, не надо быть экспертом в программах лояльности, потому что здесь уже внедрен и автоматизирован опыт тысячи продавцов. Существуют два основных фактора, которые делают программу эффективной:
- Легкость. 56% людей предпочтут программу с более понятными условиями и процедурой регистрации, чем программу с более высокими бонусами.
- Персонализация. Сюда относятся закрытые распродажи, продажа товаров на основании опыта прошлых покупок и так далее.
Эти факторы учтены в RetailCRM. Например, группа компаний Samsonite, которая занимается продажей товаров для путешествий, разработала для одного из брендов многоуровневую программу лояльности, в том числе с помощью RetailCRM. Для постоянных покупателей компания делает закрытые распродажи, что повышает продажи как минимум в два раза, особенно когда речь идет о продаже товаров в несезон. Все бонусы с программы лояльности копятся в одном месте вне зависимости от того, где был куплен товар: офлайн или в интернет-магазине.