В Нижнем — творить: как создаются и развиваются креативные проекты
Эти компетенции во многих регионах уже накапливаются и реализуются. Например, принятая в декабре 2018 года стратегия социально-экономического развития Нижегородской области предусматривает внедрение современных механизмов культурного менеджмента. А именно активное взаимодействие с арт-индустрией, грантовую и информационную поддержку культурных проектов, развитие общественных инициатив, создание центров креативных индустрий (культурных кластеров). «Для нас очень важно, чтобы в сознании нижегородцев возникло ощущение интересной жизни и понимание того, что в области и городе есть много магнитов, представляющих креативную индустрию, в том числе на мировом культурном ландшафте. И необязательно куда-то уезжать, чтобы самореализоваться, — рассказывает губернатор Глеб Никитин. — В этой парадигме находятся все усилия по перемещению в Нижний Новгород федеральных событий. У большинства регионов в России сейчас похожий вызов: миграционный отток, отъезд талантливых людей в Москву. У роста креативных индустрий в столице есть обратная сторона медали: многие люди, проявляя себя, начинают уезжать. И одной из наших задач, которую мы перед собой поставили, было создание встречного тренда. Пока рано делать выводы, но впервые в 2019 году у нас случился миграционный приток: 6500 человек. Важно закрепить движение в этом направлении. Креативную сферу мы должны обязательно поддерживать, для того чтобы нашим молодым ребятам не нужно было уезжать из Нижнего Новгорода. Безусловно, мы будем всячески поддерживать все прорывные, инновационные идеи и направления в урбанистике, дизайне, архитектуре, IT-индустрии».
В индексе креативного капитала российских городов, который с 2017 года публикуют фонд Calvert 22 и консалтинговая компания PwC, Нижний Новгород сейчас занимает 11-е место с показателем 43,2 (на первом месте Москва с 69,2 балла). Одна из ключевых идей нижегородской стратегии — опора на таланты, создание условий для творческой самореализации и культурных инициатив. Как выглядит экосистема креативных индустрий города, которому в 2021 году исполняется 800 лет? Мы подобрали семь кейсов — от музейного проекта федерального значения до индивидуального предпринимательства.
В городе, где активно развиваются интеллектуальные проекты, неизбежно появление арт-кластеров. В 2018 году по инициативе Совета по делам молодежи при губернаторе в Нижнем Новгороде провели первый молодежный фестиваль «Высота». На одной площадке собрали более 70 молодежных объединений. Тематика — от дрифт-каров и моды до йоги и этнокультур Нижегородской области. Как следствие, возникла идея создания молодежного центра «Высота», который откроется в январе 2021 года и сосредоточится на поддержке молодежных инициатив и волонтерского движения.
В музыкальной индустрии для множества начинающих коллективов роль первой сцены выполнял центр культуры «Рекорд». Здесь же фотографы проводили свои первые выставки, а в кинозале устраивали презентационные показы. В 2012 году было создано содружество культурных инициатив «Рекорд», которое объединило зрителей, друзей и участников проектов. Сейчас центр на реставрации и откроется в 2021 году как культурно-образовательный хаб в сфере кино и музыки. Схожим стихийным образом сформировался арт-кластер на территории издательского комплекса «Нижполиграф». Здесь работают около 50 творческих студий, мастерских и компаний и недавно открылся ЦЕХ* — пока там проходят аудиовизуальные инсталляции, но к весне 2021 года он преобразится и станет еще и образовательной площадкой, пространством для концертов, иммерсивных спектаклей и модных показов.
Нижегородские власти заинтересованы в том, чтобы объединить лучшие культурные институции в экосистему, которая станет локомотивом креативных индустрий и позволит решать общие задачи, консолидировать ресурсы, инициировать новые творческие проекты. Помимо арт-кластеров, элементами такой экосистемы уже становятся АНО «Центр 800» (отвечает за отбор социальных и событийных проектов к празднованию 800-летия города), Институт развития городской среды Нижегородской области (городская среда, архитектура, программирование пространств), «Проектный офис Стратегии развития Нижегородской области» (аналитика, исследования, коммуникации с органами исполнительной власти).
Олег Беркович, заместитель председателя правительства Нижегородской области, министр культуры Нижегородской области:
«Последние несколько лет Нижний Новгород переживает период трансформации. Город не просто готовится к крупным событиям: чемпионату мира по футболу и 800-летию. За улучшением инфраструктуры стоит поиск собственной идентичности и желание вернуть себе ведущие позиции в Поволжье. И крупные проекты меняют атмосферу в городе: знаковые пространства обретают новые смыслы, появляются новые фестивали, проводятся значимые выставки. Очень важно создать не только комфортную среду, но и новое движение в культуре. Чтобы жители понимали, что здесь они могут реализовать проекты любого масштаба, чтобы в город стремились переехать специалисты из других мест. Создать такие условия и поддерживать подобную атмосферу — наша задача, которую, в частности, поможет решить развитие креативной экосистемы.
Креативные индустрии сегодня — это элемент, проникающий во все сферы. Это во многом про подход к принятию решений. Создание креативной экосистемы в Нижнем — это объединение имеющихся потенциалов, чтобы стимулировать связи между профессионалами. Исторически сложилось, что Нижний — город первопроходцев, изобретателей, и новый арт-кластер даст столь необходимую синергию. Отдельных классных проектов много, нужно настроить взаимодействие между ними.
У Нижнего три направления, по которым есть все предпосылки, чтобы стать лидером в стране: это современное искусство, IT и мультимедиа, а также дизайн и ремесла. 800-летие даст мощный импульс для изменения атмосферы в разных комьюнити и преобразования среды. Нижний был торговым городом, был индустриальным центром, сейчас у него есть возможность стать местом развития новых технологий, поэтому креативным индустриям здесь будут уделять большое внимание».
________________________________________
На правах рекламы | 16+
Институт развития городской среды Нижегородской области (ИРГСНО) появился из «Огорода» — некоммерческой организации, объединяющей архитекторов, проектировщиков, менеджеров в сфере культуры, дизайнеров, фотографов и представителей других творческих специальностей. В 2018 году участники «Огорода» Дарья Шорина, Кирилл Бросалин и Дмитрий Баранов начали собирать команду ИРГСНО, чтобы профессионально помогать областному правительству развивать общественные пространства вместе с горожанами, экспертами, местной администрацией и бизнесом. Результат: за два года 18 городов региона стали победителями Всероссийского конкурса создания лучших проектов по формированию комфортной городской среды и привлекли на развитие общественных пространств более 1,2 млрд рублей федеральных средств. В 2019 году ИРГСНО организовал разработку онлайн-платформы https://golosza.ru/для проведения рейтингового голосования по отбору общественных территорий, а также расширения инструментов участия жителей в проектах и программах развития городской среды (возможно, в самое ближайшее время она станет основой платформы онлайн-участия для других регионов).
Дарья Шорина, директор ИРГСНО:
«Нижний Новгород отлично подходит, чтобы здесь работать: комфортный масштаб и мощный запрос на развитие креативных индустрий, которые формируют новую городскую экономику и характер региона. Идея института начала формироваться в конце 2017 года, когда пришел новый губернатор, и он был заинтересован в развитии территорий и в новом качественном подходе к благоустройству. Наш институт — это, по сути, консалтинговое и проектное агентство в сфере городского развития для Нижегородской области с перспективой выхода на федеральный уровень. Мы как центр компетенций региона задаем новый стандарт на проектирование, участие горожан в проектах. Муниципалитетам области мы помогаем быть грамотными и по-хорошему искушенными заказчиками, а архитекторам и специалистам — реализовывать более амбициозные проекты.
Что мы делаем для городов? Разрабатываем концепции комплексного благоустройства территорий, консультируем и координируем работы по проектам, занимаемся образовательной, исследовательской и методической деятельностью, а также проводим мероприятия. Создаем стратегии, стандарты и комплексные программы по развитию городской среды. В рамках подготовки Нижнего Новгорода к 800-летнему юбилею мы курируем региональную инфраструктурную программу #Среда800. Для программы выбраны 33 пилотные территории — связанная сеть территорий в историческом центре, районные площади и бульвары, а также знаковые пространства на берегах Оки и Волги. Первым шагом запланирована разработка концепций комплексного благоустройства и развития этих территорий; по плану они будут реализованы в 2021 году. #Среда800 станет первым этапом в рамках реализации масштабной Стратегии развития городской среды Нижнего Новгорода, по итогам которой будет реализован общественно-рекреационный «зеленый» каркас Нижнего.
Задача института — поменять инертный и негуманный подход, который долгие годы формировался в сфере городского развития и благоустройства страны. Поэтому после создания института в 2018 году впервые был применен комплексный подход к формированию городской среды, включающий в себя инфраструктурные исследования территорий, вовлечение горожан в процесс формирования концепций, а также обеспечение общественного и экспертного контроля и участия в последующих этапах проекта. По сути, мы начали реформировать профильную нам индустрию еще в проектах «Огорода», но масштабировали это вместе с правительством до уровня региона. Сейчас на счету ИРГСНО больше десятка реализованных проектов общественных пространств в Нижнем Новгороде, Арзамасе, Дзержинске, а консультационная поддержка и кураторская работа помогают повышать уровень проектов и среды и привлекать в регион дополнительное финансирование для реальных инфраструктурных изменений».
________________________________________
На правах рекламы | 16+
Нижний Новгород — фактически родина российского IT-образования. Именно здесь в 1963 году впервые в стране был создан факультет вычислительной математики и кибернетики. Сегодня факультет ВМК сотрудничает с ведущими IT-корпорациями мира: Intel, Microsoft, IBM, Huawei и другими. Нижегородская область входит в десятку самых инновационных регионов России и в пятерку регионов по величине заработной платы IT-специалистов, здесь насчитывается свыше 1100 IT-компаний, в которых трудятся более 33 000 человек (за последний год эта цифра выросла на 15%). В числе сравнительно молодых и при этом успешных компаний — независимый разработчик мобильных игр FIFTYTWO.
Студия была основана в 2012 году Михаилом Шагиным из Дзержинска, Алексеем Калининым из Кстова и Дмитрием Викторовым из села Красное Сеченовского района. В Нижний Новгород они приехали учиться в вузах, потом вместе работали в одной компании и решили открыть собственную студию, поскольку с детства хотели делать игры. Их первая игра Jellies! (12+) стала «Лучшим приложением недели» и «Лучшей игрой июня» в App Store, выиграла Silver Award от PocketGamer (главная платформа мира в направлении мобильных игр) и вышла в финал Casual Connect Amsterdam. Их вторая игра Kenshō (9+) взяла несколько призов, среди которых попадание в топ-10 лучших инди-игр мира от Google Play Indie Games Contest. В целом игры студии скачали и установили 6 млн пользователей из разных стран мира. В феврале 2021 года FIFTYTWO планирует выпустить новую игру — яркий динамичный раннер Populus Run (9+).
Михаил Шагин, основатель FIFTYTWO:
«Наш офис находится в Нижнем Новгороде, при этом у нас есть партнеры в США, Китае и Финляндии, а над всеми нашими играми работает саунд-дизайнер из Швеции — он фактически уже стал частью команды. Мы не видим никаких проблем вести подобный бизнес в Нижнем. Здесь много талантливых людей, в том числе и в игровой индустрии. Расходы здесь существенно ниже, чем, например, в Москве. Это большой плюс для IT-бизнеса, которому часто не важно расположение.
В каждой игре мы указываем, что она сделана в Нижнем Новгороде. Нам приятно, что о нашем городе узнают в таком ключе. Многие находят в наших играх символику Нижнего Новгорода: число 52 в названии студии отсылает к номеру региона, а главный персонаж игры Kenshō олень — символ города. Причем мы не делали этого специально, даже не задумывались об этих совпадениях, видимо, это получилось подсознательно».
________________________________________
На правах рекламы | 16+
Студии мультимедийных технологий dreamlaser уже исполнилось 15 лет — для креативного бизнеса это солидный возраст. Она была основана Андреем Тубольцевым, Денисом Чучко и Александром Истоминым, в то время студентами факультета вычислительной математики и кибернетики ННГУ имени Лобачевского. Сегодня у студии более 80 сотрудников, она берется за мультимедийное производство полного цикла, начиная с разработки концепции. В портфолио у dreamlaser свыше 3000 проектов, от создания визуального контента для рекламных кампаний до массовых мультимедийных шоу. География реализации — от Москвы и Санкт-Петербурга до Астаны и Шанхая.
Денис Чучко, коммерческий директор студии dreamlaser:
«Мы — нижегородцы, кому, если не нам, развивать здесь креативные индустрии? Когда мы только начинали, какой-либо конкуренции в этой сфере не было. Мы были первыми, кто стал работать с лазерным и проекционным оборудованием в городе и мог сделать качественный и интересный контент для массовых мероприятий. Правда, примерно до 2017 года мы реализовывали свои проекты в основном не в Нижнем. Потом ситуация изменилась. Произошло это по большей части после фестиваля Intervals, который мы сделали полностью за свой счет в 2019 году вместе с куратором Ксюшей Чеховской. Нижегородское правительство оказало поддержку в плане согласования площадок, получения разрешений на проведение в МВД, МЧС и других госструктурах. Мы хотели показать, как в мире развивается аудиовизуальное искусство. Получился нехилый ажиотаж. Город встал в пробках. Фестиваль собрал более 20 000 зрителей не только из России, но и из других стран и дал большой толчок к сотрудничеству с областной администрацией. За его проведение мы получили огромное количество профессиональных наград, в том числе государственную премию в области современного искусства «Инновация».
В этом году при поддержке регионального правительства и АНО «Центр 800» мы открыли мультимедиа-арт-пространство ЦЕХ*, где планируем представлять медиа-искусство практически непрерывно. В целом в столице Приволжья активно развивается современное искусство, и сосредоточено оно в том числе в частных галереях, театрах и креативных пространствах. Инициативные нижегородцы проводят фестивали, которые преобразуют городские локации и расширяют границы восприятия действительности и художественных объектов зрителями».
________________________________________
На правах рекламы | 16+
В Москве нет проблем с площадками для видеосъемок, но некоторые режиссеры рекламных роликов и клипов для музыкальных звезд теперь выбирают Нижний Новгород. В январе 2019 года там открылся кинопавильон «Постанова» — место, где можно быстро собрать практически любой интерьер из передвижных стен и снимать внутри любые сцены, даже с искусственным дождем и горящими декорациями. Уже через полгода проект вышел на прибыль 150 000–200 000 рублей в месяц, к марту 2020-го в павильоне было реализовано более 50 проектов, при этом приезжали крупные, известные на всю страну команды и компании. Пандемия и локдаун на время заморозили спрос, но теперь он постепенно восстанавливается.
Борис Казанцев, режиссер и гендиректор павильона «Постанова»:
«Мы подозреваем, что после нашего открытия в Нижнем Новгороде стало заметно больше съемок. Это не полностью наша заслуга, но «Постанова» сыграла в этом не последнюю роль, а порой даже и ключевую. Дело в том, что сам павильон был придуман в первую очередь как решение насущных проблем продюсеров, операторов и режиссеров — мы устали от неудобных локаций. Везде хочется подвинуть стену, или сделать ее другого цвета, или вообще сделать так, чтобы кто-то пробежал сквозь нее. «Постанова» развязывает специалистам руки во многих подобных вопросах.
Мы решили открыть павильон в Нижнем Новгороде для того, чтобы развивать местную киноиндустрию. Когда о нас начали узнавать, стали поступать предложения об открытии такого же павильона в Москве или постройке таких же передвижных стен на базе других студий. Мы рассматривали все предложения, но предпочли Нижний Новгород. При строительстве павильона мы не ощущали непосредственную поддержку властей, но, например, в моей режиссерской деятельности она ощущается достаточно сильно — мне выделили грант на пилотную серию собственного комедийного сериала, связанного с Нижним Новгородом.
В последние два-три года я замечаю быстрый рост нижегородской киноиндустрии. Точно могу сказать, что серьезных съемочных проектов теперь в разы больше. Причина в том, что в городе сформировалось динамично развивающееся комьюнити разных специалистов, которые постоянно расширяют свои знания и обучают новых людей. Но, конечно, хочется большего. В областном Министерстве культуры обещают, что с января 2021 года в регионе заработает кинокомиссия — единое окно взаимодействия с администрацией для получения всех разрешений на съемку, а на рибейты — возврат налоговой части затрат приезжей съемочной группы в регионе — заложен бюджет до 20 млн рублей. Эти меры, если они будут реализованы, значительно увеличат поток проектов в город».
________________________________________
На правах рекламы | 16+
Нижегородец Леонид Хазов уже более 20 лет делает вручную деревянные ложки. Первое время он совмещал хобби с основной работой — штамповщика и сварщика на заводе ГАЗ, а потом полностью перешел на создание ложек (в статусе самозанятого). За самые продуктивные месяцы Леонид вырезает около 400 ложек.
Леонид Хазов, ложкарь:
«Нижний Новгород — это такое место, где люди испокон веков работали руками, что-то мастерили. Вся атмосфера нашего края исторически пропитана ремеслом, важно это сохранять и привлекать новых людей в профессию. Обычно, когда люди учатся резьбе по дереву, то начинают как раз с ложек. Я тоже думал, что после ложек начну делать большие деревянные скульптуры, но ложки меня затянули. Продавал сначала в сувенирных магазинчиках Нижнего Новгорода, сейчас регулярно получаю заказы из Москвы и Санкт-Петербурга на целые партии ложек. А недавно через Instagram на меня вышел клиент из Омана — можно сказать, это мой первый экспортный контракт.
Я работаю в своем гараже, у меня нет шоурума или мастерской — все товары продаются через налаженные контакты с сувенирными магазинами или с помощью социальных сетей. Но в целом ложки — это не про деньги, а про дело для души. Раньше я всегда заставлял себя идти на завод, а теперь встаю с удовольствием и занимаюсь любимым делом. Сейчас изготавливаю на продажу еще и инструменты для резьбы по дереву — ножи, клюкарзы. Они очень ценятся по всей России. В пандемию лишний раз стало понятно, насколько полезно иметь два вида деятельности — продажи ложек упали, но инструментов, наоборот, выросли.
За помощью государства я никогда не обращался, хотя знаю, что в Нижнем Новгороде есть программа поддержки художественных промыслов. Мне бы хотелось, чтобы на ремесленников обращали больше внимания. Чтобы, например, появлялись ремесленные центры, куда любой мог бы прийти и поучиться чему-нибудь у мастеров. Нижний Новгород — замечательное место для развития народных промыслов, нужна только поддержка».
________________________________________
На правах рекламы | 16+