К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Преобразование бизнеса без потрясений: как контролировать цифровую трансформацию и получить наибольший эффект

Преобразование бизнеса без потрясений: как контролировать цифровую трансформацию и получить наибольший эффект
Цифровая трансформация — мощный инструмент оптимизации расходов, штата, привлечения новых клиентов и решения многих других стратегических задач бизнеса. Традиционно этот процесс воспринимается как сложный вызов с высокими рисками.

Опасения понятны: трансформация может сопровождаться миграцией физической или виртуальной инфраструктуры в облако, переходом из одного облака в другое или глубокой переработкой имеющейся инфраструктуры и приложений. Все эти изменения влияют на работоспособность и стабильность корпоративной IT-системы и клиентских сервисов. Бизнес при этом не может остановиться, ему нужно меняться «на полном ходу».

По мере прохождения этапов цифровой трансформации приходится принимать много сложных экспертных решений, а сам бизнес нуждается в мощной поддержке.

В особенности если речь идет о крупной компании с масштабными проектами. Как помочь бизнесу пройти через цифровую трансформацию?

На первый взгляд все не так сложно: есть немало провайдеров, способных предоставить в аренду облачные сервисы, с подходящей надежной инфраструктурой и скоростью. Это решает типовую для провайдеров облачных инфраструктур задачу по предоставлению инструментов масштабируемости, возможности гибкого управления IT и оптимизации издержек. Но есть проблема: чаще всего провайдеры не специализируются на внедрении инфраструктуры и помощи с последующим ее использованием. Исторически совсем немногие самостоятельно разрабатывают свое облако и предоставляют его клиентам, большинство провайдеров использует известные на рынке решения для продажи облачной инфраструктуры. Эти решения себя хорошо зарекомендовали, и многие типовые задачи, особенно для небольшого бизнеса, они закрывают.

Но что делать, если клиенту требуются особенные форматы сервисов — например, когда важные для бизнеса приложения работают только при специфических настройках облачной среды, а предоставить такие услуги провайдер не может? Более того, поставка облачных сервисов — лишь небольшая часть трансформации бизнеса. Выполнение подобных сложных и тонких требований «по зубам» лишь тому провайдеру, который сам разрабатывает свою платформу.

Поэтому важно искать не только набор технологических решений, а правильного партнера — провайдера-разработчика, способного помочь бизнесу кастомизировать облако под работу всех нужных систем и пройти через цифровую трансформацию.

Любая, даже самая сложная миграция или оптимизация когда-нибудь завершится, а путь цифровой трансформации продолжится.

И в процессе будут возникать очередные запросы: в комплексной поддержке, услугах по управлению другими подрядчиками или подключению любого функционала с помощью партнеров. Потребность в такой «службе одного окна» появляется, если у клиента есть множество подрядчиков, управление которыми превращается в сложную и затратную задачу.

Те же проблемы возникают с обучением и консалтингом: экспертную консультацию по решению задач бизнеса на уровне инфраструктуры и архитектуры даст компания, которая сама постоянно создает современные IT-системы в облачной инфраструктуре и разрабатывает для этого технологический инструментарий. По сути, это вендор, создающий технологии для бизнеса. Именно он сможет осуществить комплексную поддержку на любом этапе цифровой трансформации — от обучения до внедрения и кастомизации.

Такой партнер готов тратить ресурсы на демосессии, архитектурные консультации и аудит еще до заключения контракта — чтобы дать возможность клиенту разобраться во всех деталях и использовать полученную экспертизу для принятия правильного решения. Он буквально «вживается» в бизнес клиента, чтобы разделить с ним путь, по которому необходимо пройти, чтобы добиться успеха.

На рынке облачных решений для крупного бизнеса выигрывает тот, кто понимает главное — рынок цифровой трансформации намного шире, чем просто поставка облачных сервисов.

Именно такой партнер и есть самый правильный, считают представители крупного бизнеса.

Какие особые условия способны обеспечить enterprise-заказчикам наибольший эффект от процесса цифровой трансформации? Рассказываем на примерах реализованных проектов Mail.ru Cloud Solutions.

Узнайте больше о том, как реализовать цифровые технологии для бизнеса от экспертов MCS:

* На правах рекламы

Наступления 23 ноября 2019 года в центральном офисе российского Burger King ждали с особенным трепетом. В этот день по всему миру проходила Black Friday — «черная пятница». Клиенты могли воспользоваться «честной скидкой 50%» (так компания позиционирует выгоду от участия во всемирной распродаже) при помощи мобильного приложения, через которое и оформляется заказ. Еще за несколько дней до «черной пятницы» рост скачиваний приложения был взрывным, а в день самой распродажи заказы «сыпались» с бешеной скоростью — от двух в секунду и выше. Неудивительно, что собственная IT-инфраструктура с огромным трудом выдерживала кратно увеличивающуюся нагрузку. А иногда и давала сбои, помнят в Burger King.

Однако в этот раз все выглядело иначе. Несмотря на рекордное количество скачиваний приложения и огромный спрос со стороны клиентов, инфраструктура работала без сбоев. Приложения функционировали корректно, заказы оформлялись без задержек. «Черная пятница» удалась, помнит глава российского Burger King Дмитрий Медовый. Что изменилось?

Когда в Burger King поняли, что решать своими силами проблему с обслуживанием и поддержкой инфраструктуры не целесообразно, стали искать провайдера-партнера, способного взять на себя решение сразу несколько сложных задач. В их числе — настройку автоматического масштабирования, постоянный мониторинг IT-инфраструктуры, ее комплексное управление и обслуживание мобильного приложения. По сути, речь шла о постепенной цифровизации всего бизнеса Burger King. Диджитализация критически важна для компании: цифровые каналы приносят ей до 40% выручки. При этом опыта работы в облачной инфраструктуре не было — Burger King изначально работал исключительно на «железе».

В 2019 году технологическим партнером компании стал Mail.ru Cloud Solutions (MCS). Он и взял на себя полноценное администрирование инфраструктуры и обеспечение стабильности приложения. Если раньше всеми этими задачами занималась сама компания или несколько ее подрядчиков, то теперь ответственность за них полностью легла на MCS.

Был разработан план автоматизированной миграции для безболезненного переезда на облачную инфраструктуру. Параллельно шли консультации по построению отказоустойчивой, автомасштабируемой архитектуры, хранению данных, распределению нагрузки, созданию реплик и других подобных задач. Завершился проект переездом в облачную среду MCS терминалов обслуживания Burger King и мобильного приложения. Что в итоге?

Время загрузки меню в приложении сократилось в четыре раза, вдвое быстрее принимаются заказы от клиентов, да и их количество существенно выросло. Уже около года приложение стабильно и безотказно работает при повышенных нагрузках. При этом техподдержка MCS оперативно и превентивно реагирует на запросы Burger King за счет мониторинга инфраструктуры в реальном времени. В перспективе планируется и дальше улучшать работу приложения: добиться, например, того, чтобы оно меньше потребляло ресурсов и было еще более полезным. В будущем состоится и перенос в MCS всей инфраструктуры Burger King.

«Касса, которая всегда свободна» — таким слоганом встречают на сайте клиентов, желающих скачать мобильное приложение. Теперь это не просто удачный слоган, а реальность, в которой удобно всем — и клиентам, и бизнесу.

X5 Retail Group — компания-рекордсмен по числу штатных IT-сотрудников, только в корпоративном центре их насчитывается более 1500. Это рекорд не только для рынка ретейла, но и для российского крупного бизнеса в целом. Зачем ретейлеру, пусть и одному из крупнейших, столь внушительное число IT-специалистов?

Дело в том, что в Х5 стремятся обходиться без услуг внешних подрядчиков, предпочитая заниматься сбором данных и их аналитикой, автоматизацией бизнес-процессов, разработкой и поддержкой технологической платформы и инфраструктуры полностью самостоятельно. Для этих целей в Х5 работают две отдельные дирекции: больших данных и информационных технологий с департаментами по архитектуре, инфраструктуре и другими. Свой штат специалистов способен быстро и гибко реагировать на запросы, уверены в Х5: лучше, чем «свои», специфику компании не понимает никто. К тому же вновь внедренная система управления мощностями позволяет Х5 ежегодно экономить до сотни миллионов рублей. Неудивительно, что бюджет на IT, технологии и инновации составляет около 10% капитальных затрат. Причем его большая часть тратится на цифровизацию процессов.

Поэтому, когда в конце 2018 года в Х5 начали процесс цифровой трансформации, собственные IT-ресурсы компании были готовы справиться даже с такой масштабной задачей. Однако чем глубже трансформация проникала в бизнес-процессы, тем очевиднее становилась необходимость привлечения внешнего подрядчика. В Х5 занялись поиском эффективного решения, работающего в публичном облаке и готового к кастомизации под инфраструктуру Х5. В начале 2020 года был объявлен конкурс среди облачных провайдеров, выиграла его Mail.ru Cloud Solutions: компания предложила надежное и безопасное решение, включающее все технологии и практики публичного облака MCS, но реализованное в виде частного облака. Решение легко масштабируется и содержит все необходимые для цифровой трансформации сервисы PaaS и SaaS.

Вместе с решением MCS была готова обеспечить требуемый уровень технической поддержки и гибкость настроек для кастомизации под требования компании, а также широкие возможности по интеграции с внутренними системами. Все эти факторы и стали для Х5 ключевыми критериями выбора. Немаловажное значение имела и надежность производителя решения на базе OpenStack-компонентов.

Решение способствовало масштабированию IT-инфраструктуры Х5 на 800 виртуальных машинах корпоративной облачной платформы MCS. В результате для Х5 была организована централизованная платформа управления и мониторинга всей IT-системы в виде частного облака. Достижению цели способствовало использование подходов, наработок и технологий, разработанных внутри MCS.

Один из таких подходов — кастомизация, то есть оперативное подключение любых необходимых технических решений для конкретного бизнеса. Для задач Х5 Retail Group требовалась масштабная и разнообразная кастомизация: от интеграции различных систем до полной адаптации решения от MCS под существующую инфраструктуру Х5. От написания собственного софта для совместимости с оборудованием заказчика (способность оказывать такие услуги — одно из конкурентных преимуществ MCS) до кастомизации сетевых схем. В соответствии с политикой самого Х5 был гибко доработан и интерфейс личного кабинета заказчика — от навигации и ролей до «кнопок». Отдельной задачей стала минимизация времени обращения клиента в техподдержку. Обычно в команду техподдержки входят только технические специалисты, однако в случае с MCS это не так — в команду включены и архитекторы (в чате Telegram они доступны 24/7). Эта существенная деталь выводит уровень обслуживания на другой стандарт и глубину решения вопроса клиента.

Все это вместе позволило MCS и X5 в кратчайшие сроки запускать «пилоты» и сами продукты, гибко регулировать объем инфраструктуры под задачи, плавно наращивая ее по мере роста проекта. Параллельно команда MCS обучала сотрудников Х5, передавая им необходимую экспертизу.

Что в итоге? Корпоративная платформа MCS стала одним из важных элементов цифровой трансформации. А сама MCS для Х5 сегодня — полноценный партнер по развитию цифровых решений, его команда такая же «своя», как и собственные IT-сотрудники.

Облачная среда для «Битрикс24» — родная стихия, ведь этот проект с самого начала создавался как корпоративный портал для общения сотрудников, хранения файлов, документов, ведения календарей и полноценный СRM-сервис.

С момента основания компании в 1998 году ее руководство предпочитало использовать не свою ИКТ-инфраструктуру, а облака от зарубежного провайдера — Amazon Web Services (AWS). На базе его хранилища «Битрикс24» хранил множество информации. С появлением в 2015 году новых законодательных требований о хранении персональных данных российских граждан на серверах в России пришлось посмотреть в сторону отечественного провайдера. К тому же нововведения в законодательстве позволили бы пользователям быстрее получать доступ к данным — благодаря географической близости хранилищ.

Где же хранить почти петабайт данных пользовательских документов и других файлов? Объем гигантский — примерно миллиард объектов, и все должно работать как часы. Поэтому поиск в России замены Amazon простым не выглядел. «Разные провайдеры были нужны и для того, чтобы обеспечить резервирование для защиты от сбоев», — вспоминает руководитель направления облачных сервисов «Битрикс24» Александр Демидов. Вариантов было два: или строить собственную инфраструктуру и с ростом задач постоянно ее масштабировать, или найти нового технологического партнера. На тот момент в России работало всего несколько провайдеров, способных предоставить услугу объектного облачного хранилища — с каждым из них «Битрикс24» пробовал работать. «Каждый раз мы видели, что с нашими объемами данных могут возникнуть серьезные проблемы и с производительностью, и с масштабированием», — говорит Демидов.

От строительства собственной инфраструктуры «1С-Битрикс» отказался: компания хотела сосредоточиться на развитии продукта и не тратить ресурсы на проекты, где не было достаточной экспертизы. Проблема стала решаться, когда Mail.ru Cloud Solutions запустила свое облачное объектное хранилище для горячих данных Нotbox. «Когда мы стали его рассматривать, обнаружили самое главное — MCS способен работать с нашими объемами данных» — отметил Демидов. Так, в компании решились на масштабный перенос миллиарда файлов российских пользователей сервиса из хранилища Amazon в хранилище отечественного провайдера.

Проект шел поэтапно: два месяца заняли подготовительные работы, еще два — миграция данных. Несмотря на гигантские объемы, процесс прошел в штатном режиме. При этом работать с самим хранилищем «Битрикс24» начал с первого дня: запускали в тестовом режиме сервисы, выводили их на реальные объемы данных, а в случае необходимости дорабатывали производительность и скорость. Все происходило очень оперативно, хотя в команде этого проекта работало всего пять человек.

Эффект от миграции ощутили почти сразу. «Данные стали ближе к клиентам, следовательно, меньше задержек отклика, выше производительность», — говорит Демидов. Если раньше регионы были связаны общими технологическими условиями, то теперь получили независимость. Результат — снижение рисков по отказоустойчивости и производительности. Другим важным результатом миграции стала экономия. «Работать с MCS оказалось выгоднее, чем с Amazon, где мы изначально оплачивали достаточно дорогой трафик, что влияло и на конечную стоимость решений», — подытоживает Демидов. Однако полностью отказываться от услуг AWS не стали, оставив ему обслуживание зарубежных пользователей. Что до российской части бизнеса, то она активно развивается, и с каждым годом объем мощностей, арендуемых у MCS, растет.

Сегодня облачный сервис Mail.ru Cloud Server используется не только для хранения, но и с целью облачных вычислений при решении задач и масштабирования проектов.

Недавно мобильный оператор Yota решился на смелый эксперимент: предложил клиентам самим решить, какой Yotа должна быть в будущем, и запустил проект «Фабрика идей». Реакция не заставила себя ждать. Пользователи активно включились в игру и стали предлагать самый разнообразный и интересный им самим функционал. Так, например, в 2020 году была реализована услуга «Оплатить позже», а сам проект «Фабрика идей» стал для Yota возможностью получить полноценную обратную связь от клиентов по внедрению необходимых обновлений.

Yota действительно готова меняться. И не только ради того, чтобы реализовать наиболее релевантные предложения от клиентов и соответствовать образу высокотехнологичной компании, которого от нее ждут. С 2019 года реализуются и собственные амбициозные цели. Так, в 2019 году Yota осуществила трансформацию IT-блока, в рамках которой часть процессов перевели на микросервисную (экономически эффективную и надежную) архитектуру.

Один из этапов трансформации предполагал улучшение отказоустойчивости инфраструктуры, показателей time to market (вывода на рынок новых продуктов и решений). Для достижения этих целей в конце 2019 года оператор стал работать с платформой Kubernetes, предназначенной для автоматизации развертывания и масштабирования приложений, а также управления ими.

Для создания программы обучения по работе в Kubernetes Yota обратилась к экспертам в этой области — специалистам Mail.ru Cloud Solutions. В отличие от традиционного для облачных провайдеров набора услуг для работы с клиентами — проведение демосессий, воркшопов и клиентских дней — в MCS практикуется более глубокий подход к решению задач клиента, включающий обучение и консалтинг «с погружением». На основании своей экспертизы в MCS подготовили материалы, необходимые для обучения сотрудников Yota.

Старт программы пришелся на разгар пандемии, поэтому Yota выбрала удаленный формат. Три недели апреля более тридцати инженеров, программистов и администраторов компании посвятили изучению работы в Kubernetes. Изучали основные компоненты платформы, принципы создания отказоустойчивых решений, инструменты работы с кластерами, механизмы резервного копирования и восстановления после сбоев и многие другие темы. «Голова шла кругом», — вспоминают сотрудники мобильного оператора. Теоретические знания сопровождались интенсивной практикой. В завершении курса «студенты» сформировали список из шести команд, которые запланировали перевести свои продукты на Kubernetes уже до конца этого года.

После прохождения обучения в MCS команды Yota оценили готовность продуктов к переводу на Kubernetes. Был сформирован реестр того, что целесообразно перевести до конца года с точки зрения бизнеса (около двадцати ключевых продуктов).

Теперь от использования Kubernetes ожидают синергетический эффект. Дело в том, что в Yota готовятся к миграции IT-инфраструктуры в два независимых ЦОД (70% IT-ландшафта компании уже виртуализовано). Kubernetes позволит осуществить миграцию, масштабирование и развертывание сервисов с нужной скоростью, не теряя ее даже в случае проблем с одной из площадок.

В планах привлечь MCS для услуг консалтинга и анализа результатов перевода продуктов на Kubernetes и созданной новой архитектуры. Также перед MCS будет поставлена задача разграничения контуров защиты в части персональных данных клиентов и георезервирования — с целью дальнейшего повышения отказоустойчивости инфраструктуры Yota.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+