К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Новая эра: как бизнесу развиваться в цифровой реальности

Новая эра: как бизнесу развиваться в цифровой реальности
Как пандемия повлияла на цифровизацию бизнеса и что будет дальше

Даже для опытных предпринимателей, чьи компании прошли через несколько внешних и внутренних кризисов, нынешняя ситуация в экономике не имеет аналогов. Пандемия и связанные с нею ограничения вызвали рекордное сокращение потребительского спроса — в I квартале 2020 года, по оценке McKinsey, он впервые с 40-х годов прошлого века упал на 40–50%. Быстрые изменения бизнес-среды под влиянием глобальных трендов — как технологических, так и социально-демографических — еще до пандемии побуждали компании к трансформации. Текущая ситуация стала катализатором этих изменений.

Кристина Тихонова, президент Microsoft в России, отмечает, что сегодняшняя ситуация беспрецедентна для бизнеса любого масштаба и отрасли. Путь цифровой трансформации, который раньше мог растянуться на несколько лет, многие прошли за пару месяцев. «Это очень важный этап для многих организаций: по мере того, как мир привыкает к жизни в новых условиях, бизнес адаптируется, становится все более цифровым и гибким, отвечая на «новые правила игры». Технологии стали ключевым инструментом в «перезагрузке» предприятий, способствуя развитию инноваций даже в традиционных областях. Мы стремимся не только предоставить необходимые технологические инструменты для обеспечения непрерывности бизнеса, но и оказать нашим заказчикам необходимую поддержку, предоставить необходимые технологические инструменты для обеспечения непрерывности бизнеса и предложить сценарии по наиболее эффективной цифровизации. В этом нам помогает обширная экосистема наших партнеров по всему миру — компаний, создающих на основе наших технологий собственные бизнес-решения, и тех, кто помогает развертывать и внедрять наши продукты», — говорит Кристина Тихонова. Экспертиза, накопленная в этой экосистеме, может помочь бизнесу оставаться конкурентоспособным и в текущих обстоятельствах: оптимизировать логистику, настроить удаленную работу сотрудников, обеспечить безопасность и многое другое. С новыми вызовами, по мнению президента Microsoft, пришли и новые возможности, а уроки, вынесенные из этих преобразований, как и приобретенные навыки, будут способствовать успеху бизнеса в гораздо более долгосрочной перспективе.

Меняться нужно быстро. И, к счастью, с современными облачными технологиями это возможно — большинством инструментов для бизнеса можно пользоваться как сервисами (SaaS — software as a service). Мы опросили партнеров Microsoft, каким будет рынок после пандемии, как коронавирус повлиял на развитие технологических трендов и как подготовиться к новой реальности. Инсайты о том, как сохранять конкурентоспособность в текущих условиях неопределенности, — в нашем слайд-шоу.

* На правах рекламы

Тренд:

Цифровизация стала насущной темой для управления цепочками поставок несколько лет назад — без технологий с этой задачей, все более усложняющейся по мере глобализации и изменения потребительских привычек, было не справиться. Все больше компаний используют при прогнозировании спроса, распределении товаров и ресурсов искусственный интеллект, машинное обучение, предиктивную аналитику, интернет вещей и блокчейн. По данным BCG, у лидеров цифровых цепочек поставок операционная маржа выше на 40%, а оборотного капитала им требуется на 20% меньше.

Новые вызовы и ответ на них: 

Пандемия серьезно нарушила глобальные цепочки поставок. Сложная и без того трансграничная логистика усугубилась скоростью изменения эпидемиологической ситуации в разных странах, проблемами с документами и оплатами из-за удаленной работы. «Многие цепочки поставок просто оказались разорванными, а традиционные методы прогнозирования перестали работать», — говорит Уэйн Снайдер, Вице-президент по индустриальным стратегиям компании Blue Yonder (прежнее название JDA), мирового лидера в сфере цифровых решений для цепочек поставок. Компания создала Blue Yonder’s COVID-19 Response Center, где в режиме онлайн идет обмен информацией, эксперты разных компаний делятся друг с другом своими прогнозами и лайфхаками: 40% компаний считают, что на восстановление цепочек уйдет 3–6 месяцев, 25% — более полугода.

Необходимость серьезных инвестиций всегда была барьером для внедрения новейших технологий в сфере цепочек поставок. Но ситуация изменилась. «Бизнес теряет деньги без них. Использование алгоритмов машинного обучения делает цепочку более управляемой», — говорит Снайдер. По данным Blue Yonder, эффективность планирования растет на 60%, транспортные расходы можно сократить на 30%, а инвестиции в закупку товаров — на 10%.

«Отношение к технологиям резко изменилось, спрос сильно вырос. Многие владельцы бизнесов поняли, что им не на что больше опираться при принятии решений в условиях полной неопределенности», — отмечает и Франческо Столфо, вице-президент по развитию бизнеса компании ToolsGroup, помогающей крупным компаниям оптимизировать управление цепочками поставок с помощью искусственного интеллекта и машинного обучения. Клиенты стали чаще обращаться за конкретными ситуативными решениями. Например, для McDonalds в Латинской Америке сокращение заказов и невозможность предсказать, сколько и чего в какой момент потребуется, стали серьезным вызовом. С помощью инструментов ToolsGroup компания смогла в реальном времени видеть ситуацию с запасами: например, сколько мясных полуфабрикатов, молока или булочек в наличии и где конкретно — на складе, в данном регионе, в стране. Если раньше прогнозы строились на базе данных за четыре года, то теперь для принятия решений актуальнее данные за два последних дня. Ulabox, испанский онлайн-ретейлер, столкнулся с взрывным спросом на некоторые товары — искусственный интеллект помог быстро переориентировать систему заказов и сохранить уровень сервиса. А для швейцарского производителя кухонного оборудования Franke важно было избежать нарушений поставок в 50 регионов присутствия. Ему ToolsGroup помогла оперативно реагировать на все коммерческие изменения: фильтровать спрос, подключать факторинг при частичном закрытии и т. д.

Джоанна Смарос, сооснователь и директор по маркетингу компании RELEX Solutions, подтверждает, что ни один разговор с клиентами, в том числе потенциальными, сейчас не обходится без обсуждения текущей ситуации и возникших в связи с ней задач: «Искусственный интеллект уже года два как горячая тема, но сейчас интерес вырос сильно. Я честно объясняю, что ИИ не может предсказать «черного лебедя», но может помочь принимать правильные решения и эффективно справляться с ситуацией». Платформа, разработанная RELEX, помогает управлять цепочкой поставок в комплексе и оптимизацией ретейла — от прогнозирования спроса в реальном времени до пересмотра рабочих графиков сотрудников магазина. Это сильно помогло ее клиентам быстро адаптироваться к новым вызовам. Например, крупнейшая в Европе сеть магазинов косметики, товаров для дома и продуктов Rossmann за два дня обучила автоматическую систему новым приоритетам — на распределительных центрах в первую очередь стали работать с категориями товаров повышенного спроса, чтобы обеспечить их наличие в магазинах. «Преимущество облачных решений в гибкости. Вы можете быстро начать использовать наши разработки в собственной бизнес-среде», — отмечает Джоанна.

Серьезные изменения произошли и в сфере доставки. По словам Анны Райзнер, генерального директора компании «АНТОР Бизнес Решения», одного из лидеров автоматизации транспортной логистики, спрос вырос в разы: «Во-первых, практически во всех сегментах клиенты стали больше заказывать онлайн, чем офлайн, особенно там, где физические точки просто закрылись. Во-вторых, в онлайн-торговлю включились сферы, ранее этот канал почти не развивавшие, например fashion. Увеличилась доля курьерской доставки по сравнению с ПВЗ (пункты выдачи заказов) и самовывозом. Ситуация породила такие понятия, как бесконтактная доставка с верификацией клиента по SMS и некоторые другие сервисы», — рассказывает она.

Новая реальность: 

«Прозрачность цепочек поставок и возможность учитывать одновременно множество самых разнообразных факторов выходят на первый план, — говорит Уэйн Снайдер из Blue Yonder. — Выиграют те, кто сможет держать всю цепочку под контролем и максимально автоматизировать управление ею, быть более гибкими и быстрыми». Он прогнозирует, что, несмотря на сложную экономическую ситуацию, компании будут инвестировать в создание устойчивых цепочек поставок: по его мнению, COVID-19 стал драйвером цифровизации, показав, сколько денег теряет компания, не имея нужных инструментов. Он советует грамотно подходить к этим инвестициям и выбирать приоритетные направления, ориентируясь на то, что ценно для клиентов конкретной компании. И конечно, доля продаж в онлайне и после пандемии будет гораздо выше, чем прежде.

Джоанна Смарос из RELEX Solutions отмечает, что для ретейлеров и до пандемии искусственный интеллект стал необходимым инструментом повышения эффективности. Для более точного прогнозирования спроса нужно учесть множество факторов. В случае с погодой, например, на поведение потребителей влияет не только температура сама по себе, но и наличие солнца, ветра, отклонение температуры от сезонной нормы, ее недельная динамика и еще с десяток параметров. А для оптимизации цепочки поставок важно иметь в виду движение товара как на складе, так и внутри магазина, чтобы поступления соответствовали полочному пространству и можно было эффективнее выстраивать работу персонала. Текущие вызовы, по словам Джоанны, открыли топ-менеджерам глаза на то, что нельзя заниматься инновациями лишь в какой-то части цепочки поставок, игнорируя остальные: «Многие поняли, как важно иметь возможность контролировать сквозную цепочку, от производства до потребителя, обновлять прогнозы и расставлять приоритеты на ежедневной основе. Тогда экономический эффект будет действительно заметен». Эксперт советует компаниям быть более гибкими и экспериментировать с разными подходами — аналитика в реальном времени поможет выбрать более успешные решения. Но не только экономические факторы стимулируют думать об эффективности. К примеру, европейской торговой компании Bünting, оперирующей 200 магазинами под разными брендами, удалось продвинуться и по целям устойчивого развития: за счет более точного прогнозирования она на 14% сократила порчу продуктов питания, а сокращение перевозок на 27% позволило существенно снизить как расходы, так и выбросы CO2.

«Цифровизация логистики ускорится, — уверена и Анна Райзнер из «АНТОР Бизнес Решений». — Компании станут активнее и смелее выбирать ИТ-решения для автоматизации и управления бизнес-процессов, особенно логистики. Кто станет экономить на этом, не добьется роста. Над повышением эффективности задумаются новые отрасли, в том числе добывающие, которые последние десятилетия жили хорошо на фоне роста мировых цен на сырье. Мы сейчас разрабатываем несколько таких проектов. Что касается нашей компании, я ожидаю рост на 30–40% по сравнению с 2019 годом».

Анна Кулашова, директор департамента по работе с крупными организациями и партнерами Microsoft в России, отмечает, что текущая ситуация обострила те зоны необходимой цифровой трансформации, которые многие компании долгое время откладывали в силу различных обстоятельств. Одна из них — выстраивание интеллектуальной цепочки поставок. «Это не просто оптимизация логистических процессов на основе алгоритмов искусственного интеллекта, предиктивной аналитики больших данных, а переосмысление всего процесса. Одной из главных отличительных черт такой интеллектуальной цепочки поставок является система принятия решений на основе «цифровой обратной связи». Благодаря ей бизнес может синхронизировать системы на основе данных, поступающих со всех этапов цепи как внутри компании, так и за ее пределами, и принимать решения согласованно и эффективно», — отмечает Анна. Еще одно направление, которое будет активно развиваться, по ее мнению, — это использование технологии блокчейн в управлении цепочкой поставок, что сможет упростить и оптимизировать взаимоотношения между контрагентами, сделав процесс взаимодействия максимально прозрачным и управляемым.

Все это требует значительных объемов накопленных данных, достаточных вычислительных мощностей, а также специалистов, способных обучать эти модели, что раньше было доступно только крупным компаниям. Microsoft видит свою миссию в том, чтобы технологии были доступны как можно большему количеству организаций и людей во всем мире. Поэтому огромное значение имеет экосистема, включающая в себя как современную технологическую платформу, так и многочисленные стартапы, интеграторов, а также разработчиков, которые создают и тестируют новые модели, превращая их в доступные всему рынку продукты.

По словам Анны Кулашовой, число компаний, которые уделяют существенное внимание построению интеллектуальной цепочки поставок, растет и в России: «На передовой, конечно, компании розничного сектора, где конкуренция традиционно высока и требует непрерывного совершенствования бизнес-процессов. Растет запрос и от организаций производственного сектора, сосредоточенных на оптимизации процессов и управлении рисками».

Тренд: 

Потребительское поведение за последние десять лет изменилось кардинально — от мотивации до коммуникации с брендом. Взаимодействие с покупателями всегда было ключевым фактором успеха для любого B2C-бизнеса, и оно никогда не было столь сложным, как сейчас. Особенно с миллениалами и поколением Z, которые предпочитают цифровые платформы и контент. В ответ компании расширяют каналы продаж и осваивают новые виды коммуникаций с потребителем. Лучшее знание своего клиента, в свою очередь, нужно и самим компаниям. По данным McKinsey, персонализация может увеличить эффективность маркетинговых расходов компании на 10–30%, повысить выручку на 5–15%. При этом бизнесу есть над чем работать в сфере омниканальности как продаж (как следует из совместного исследования Bain и Google 2019 года, лишь 42% покупателей в США, совершивших онлайн-покупку продуктов впервые, отмечали, что это экономит время и проще, чем визит в магазин, лишь 3% покупок еды совершалось на тот момент онлайн), так и коммуникаций: менее 25% ретейлеров используют приложения, чтобы привлечь потребителя в магазин, когда он проходит мимо. При этом покупатели за последние десять лет стали более требовательными, обеспечение бесшовного клиентского опыта — серьезная задача для любого ретейлера.

Новые вызовы и ответ на них: 

По всему миру продажи в одночасье сместились в онлайн. «Пандемия стала серьезным тестом для омниканальных стратегий ретейлеров. Особенно для Европы, где проникновение онлайн-торговли значительно ниже, чем в Азии, Великобритании и США. Закрытие физических магазинов подтолкнуло компании к обновлению устаревших систем для того, чтобы интегрировать и автоматизировать процессы коммуникации с потребителем в разных каналах: магазин, сайт, мобильное приложение и т. д. Почти все предлагают сегодня и разные схемы доставки, и заказы через социальные сети и мессенджеры, и даже подписку, но мало кто действительно готов управлять всем этим», — говорит Джоанна Вивьеровска, директор по индустриальным решениям в ретейле Microsoft в Центральной и Восточной Европе. Она отмечает, что все необходимые для обновления ИТ-инфраструктуры решения были доступны, но ранее не были настолько приоритетными для внедрения. Сейчас спрос резко вырос.

Многие компании усилили персональную коммуникацию с клиентами не только для того, чтобы информировать их об акциях и предложениях, но и для поддержки в трудный период. Так, польская сеть магазинов у дома Żabka, в апреле начала не только принимать заказы на доставку в своем мобильном приложении, но и держит покупателей в курсе новостей и социальных кампаний, связанных с COVID-19.

Экономический спад делает знание своего клиента и получение от него обратной связи в режиме онлайн более актуальным и для ретейлеров, и для производителей — это помогает быстрее реагировать на любые изменения спроса, повышает эффективность управления. Более точечное взаимодействие с покупателем требует большей степени обработки больших данных. «Нас завалили заказами! С нашим давним клиентом, образовательной группой Pearson, объем работы в цифровом канале вырос на порядок», — признается Нукри Башарули, основатель проекта Aggregion. Используя собственные разработки на основе технологий распределенных баз данных, компания предлагает платформу для безопасной совместной работы над данными сразу из нескольких источников (сами данные при этом не покидают периметр владельца).

Компания разработала первую в России открытую платформу по управлению цифровой рекламой совместно с сетью «Магнит». Это решение для интегрированного экосистемного маркетинга: детально конструируя портрет клиента, партнеры экосистемы более точечно делают ему предложения. Условно: если человек купил посудомоечную машину и эти данные есть у одного из партнеров экосистемы, ему могут предложить скидку на таблетки к ней у другого партнера. Это позволяет повысить как эффективность рекламных предложений, так и лояльность покупателя, который больше не получает нерелевантных или навязчивых сообщений.

Особенность кейса с сетью «Магнит» в том, что платформа будет функционировать по модели консорциума, к которому могут присоединиться любые компании: данные ретейлера обогащаются данными от оператора связи, сети аптек, оператора онлайн-касс и др. Пользователи платформы могут формировать сегменты клиентов по более чем 100 поведенческим атрибутам и нескольким тысячам категориям товаров, что делает маркетинг каждого из них более эффективным в разных каналах.

Новая реальность: 

Забота об обеспечении непрерывного клиентского опыта станет нормой. Так же как и глубокая аналитика по клиентам — как для персонализации предложений, так и для оптимизации затрат. Успешные практики уже есть. Джоанна Вивьеровска приводит в пример приложение Starbucks, которое не только анализирует данные о привычках и предпочтениях постоянных клиентов, но и помогает справляться с загрузкой персонала: заказ можно заранее сделать и оплатить прямо в приложении по дороге в кофейню, а потом забрать на кассе. А интернет-магазин Asos, анализируя поведение более 20 млн покупателей по всему миру, формирует персональные спецпредложения в реальном времени как на сайте, так и в мобильном приложении.

Денис Кузьминых, руководитель направления облачных сервисов Azure, Microsoft в России, отмечает, что большие данные и искусственный интеллект сегодня приобретают совсем иное значение для бизнеса: компаниям приходится работать в условиях стремительных изменений, это требует выхода на новый уровень гибкости. Нужна эффективная аналитическая система, которая позволит непрерывно получать актуальную аналитику. «Ключевой параметр в такой системе — скорость. А главная задача — максимальное сокращение времени между получением данных и их аналитической обработкой в критических бизнес-системах. В условиях меняющегося рынка этот фактор станет одним из определяющих для сохранения конкурентоспособности бизнеса», — отмечает эксперт. В мае Microsoft представила решение Azure Synapse Link, которое позволяет в режиме реального времени получать данные транзакций из операционных баз данных без необходимости переносить данные или увеличивать нагрузку на операционные системы.

Если ранее одним из основных драйверов бизнес-аналитики было предсказание покупательского спроса с помощью машинного обучения, то сейчас фокус сместился на персонализацию и оптимизацию — идентификацию покупок, анализ распределения складских запасов с учетом онлайн-торговли и т. д. «Использование интеллектуальных сервисов и решений Microsoft в облаке Azure, к примеру Azure Databricks и Azure Machine Learning Service, позволяет адаптировать модели исследований к современным вызовам, на основе чего компания может перераспределять ресурсы и оперативно выстраивать эффективные логистические цепочки: производство — склад — онлайн-площадка — покупатель», — прогнозирует Денис Кузьминых.

Будет расти и количество партнерств по обмену данными, не только для FMCG — стимулировать к этому будет цифровизация отраслей. Эксперты McKinsey отмечают, что с 2017 по 2019 год количество компаний, вступающих в те или иные партнерства, связанные с данными, увеличилось с 21% до 40%. Консолидированные данные и лучшее знание клиента открывают перед компаниями большие возможности по принятию управленческих решений.

«Примеров экосистемного интегрированного маркетинга, когда партнеры соглашаются работать совместно, будет все больше. Экосистема может предложить потребителю лучший продукт, адаптировав предложение персонально под него, — говорит Нукри Башарули из Aggregion. — Нас ждет конкуренция экосистем».

Этот тренд отмечает и Денис Кузьминых: «Новые модели потребления, формирующиеся сегодня, позволят создать ландшафт доступных в кросс-использовании данных, интегрированный между системами и облачными сервисами. Коллаборации и партнерства вокруг этичного совместного использования данных позволят совершить прорыв в очень многих областях».

Тренд:

Цифровая трансформация в промышленности началась за несколько лет до пандемии. По оценке Gartner, рынок устройств IoT для корпораций и автомобилей в 2019 году вырос на 21,5%. А по расчетам Bain, рынок промышленного интернета вещей к 2021 году должен достичь $200 млрд. Эксперты отмечают также рост инвестиций вендоров в платформы и решения для управления всеми этими полезными устройствами. Датчики и обработка информации с них помогают сокращать издержки за счет предиктивной поддержки оборудования, улучшать качество продукции. С 2017 года стал ярче заметен и тренд на использование комбинации IoT и AR, технологий дополненной реальности. По данным совместного исследования BCG и компании PTC, одного из мировых лидеров рынка индустриальных инноваций, более 80% опрошенных топ-менеджеров производственных компаний ожидают, что IoT-AR-решения станут нормой в ближайшие пять лет.

Новые вызовы и ответ на них: 

Кармело Чинарди, вице-президент по продажам и генеральный менеджер по Европе, Ближнему Востоку и Африке компании PTC, отмечает, что новый контекст ускорил цифровое преобразование, а также показал необходимость большей гибкости и способности работать и поддерживать клиентов удаленно. Это подтверждают и данные исследования PTC и BCG — 80% опрошенных компаний ожидали окупаемости своих инвестиций в IoT и AR в течение трех лет, 26% заявили, что окупили свои инвестиции за один год или меньше. «Кроме того, во время интервью и опросов, связанных с этим исследованием, мы выявили более 30 вариантов использования IoT и AR, которые могут повлиять на бизнес и повысить эффективность», — отмечает г-н Чинарди.

PTC, например, предлагает своим клиентам AR-сервис Vuforia Chalk. Он позволяет удаленно работать над совместным проектом. Один из участников снимает видео (например, станка на заводе), а другие могут в онлайн-режиме рисовать инструкции. Так можно удаленно настраивать технику без необходимости личного присутствия.

Александр Ермаков, управляющий партнер Awara IT, предлагающей решения по автоматизации на базе технологий Microsoft, рассказывает, что с клиентами ситуация из-за пандемии неоднозначная: многие приостановили развитие крупных проектов, но кратно возрос спрос на инструменты удаленного взаимодействия рабочих команд и автоматизацию процессов категории small automation — быстрое, за 1–2 дня, точечное решение особо острых локальных проблем. «Не было лучшего времени для поддержки наших клиентов с помощью технологий Microsoft — облака Azure, Power Platform, Dynamics 365, Microsoft Teams, что позволяет собирать эффективные решения из набора готовых сервисов. Уровень изобретательности и вовлеченности этих технологий в наши дни просто невероятен», — признается он. И приводит в качестве примера технологию Remote Assist, с помощью которой технические специалисты решают задачи в реальном времени с меньшими затратами и без физического присутствия. Рассказывать о ней клиентам начали еще полтора года назад, но в условиях самоизоляции и обязательного соблюдения дистанции интерес заметно вырос. Специалист звонит коллеге через Microsoft Teams, через камеру обычного мобильного телефона видит все то, что видит человек на производстве, и может на своем экране дорисовать объекты, которые воспринимаются собеседником как объекты дополненной реальности.

Влад Миронов, сооснователь и технический директор Conundrum, разрабатывающей сервисы на базе искусственного интеллекта и машинного обучения для прогнозирования сбоев и неисправностей в сложном промышленном оборудовании и улучшения качества продукции, отмечает, что тренд на цифровизацию производств ярко проявился во время пандемии. «У нас заказов стало раза в три больше. Многие клиенты, с которыми мы вели переговоры, активизировались. Оказалось, что сложными производственными процессами можно управлять из дома. Вот все и вспомнили», — говорит Миронов. Тем более в условиях удаленной работы стало проще проводить переговоры, не надо ездить на производства в другие города.

Новая реальность:

Кармело Чинарди из PTC цитирует посвященное выходу из пандемии исследование Давосского форума: чтобы ускориться после кризиса, компаниям необходимо будет сосредоточиться среди прочего на «инвестициях в передовые производственные технологии» и «анализ портфеля продуктов».

По мнению Александра Ермакова из Awara IT, тренд на цифровизацию во многих отраслях только усилится: «Компании стали осознавать, что все предметы вокруг нас вырабатывают данные, мир наполнен ими, нужно просто правильно их собирать и обрабатывать. Произошел фундаментальный сдвиг — бизнес-приложения становятся принципиально другими». Есть возможность работать с данными напрямую: с помощью искусственного интеллекта строить на их основе более точные прогнозы, проактивно принимать решения и действовать — реагировать еще до наступления события. Запрос на предиктивную аналитику особенно актуален для промышленности и иных сфер, где используется много оборудования.

Влад Миронов из Conundrum тоже уверен, что тренд на цифровизацию продолжится. Но если раньше заводы могли нанять собственную команду разработки для внедрения решений, то теперь это будет сложнее сделать. Кроме того, использовать собственную разработку дороже, чем воспользоваться готовым решением, которое уже опробовано на других производствах. «Почти все производственные компании уже собирают данные. И проверить экономический эффект на них не очень затратно», — объясняет Миронов.

Тренд:

Производственные компании уже давно используют технологии, чтобы обеспечивать безопасность своих сотрудников, — различные датчики, VR, умные каски и так далее. Теперь же необходимо также обеспечить комплексную безопасность сотрудников с точки зрения соответствия новым социальным и эпидемиологическим нормам. Не везде возможна удаленная работа, поэтому производственным компаниям теперь предстоит адаптироваться к новым реалиям.

Новые вызовы и ответ на них: 

Компания Dasha.ai, разрабатывающая голосового робота-помощника, в апреле запустила сервис, помогающий компаниям проверять самочувствие своих сотрудников. Робот каждый день обзванивает сотрудников, интересуясь, как они себя чувствуют, нет ли у них симптомов коронавируса. «Идея пришла в голову одному из членов команды, и мы развернули сервис за неделю», — рассказывает сооснователь и генеральный директор Dasha.ai Владислав Чернышов. Робота стали предлагать компаниям в России и США, больше всех интерес проявили ретейл и промышленность.

Чернышов рассказывает, что компании стали использовать сервис не только для своих сотрудников, но и для персонала подрядчиков — например, тех, кто обеспечивает питание в компании или оказывает транспортные услуги. Он предполагает, что спрос на такие решения останется и тогда, когда люди вернутся в офисы, поскольку помогут отслеживать появление новых очагов инфекций. Опросы о самочувствии не работают — люди их игнорируют. «Телефон — унифицированный способ связи. И тяжело отказаться от ответа, когда тебе звонят голосом», — говорит Чернышов.

Есть спрос и на бизнес-ассистентов: многие перешли на общение по видеосвязи, нужен робот, который мог бы, например, записать разговор, перевести его в текст и разослать участникам встречи. Или робот, которому можно было бы во время видеоконференции задавать вопросы о деятельности компании.

Некоторые компании выпускают собственные приложения, чтобы обезопасить своих сотрудников. Так, нефтесервисная компания Schlumberger сделала приложение Coronavirus Stay Safe, где собрала для своих сотрудников всю актуальную информацию: о мерах защиты, сообщения из официальных источников, куда обращаться в экстренном случае, о работе компании и процессах внутри.

Новая реальность:

Компания VizorLabs, разрабатывающая решения в сфере компьютерного зрения, еще три года назад нашла для себя нишу — контроль производственных регламентов и техники безопасности, рассказывает ее гендиректор Василий Долгов. «Многие компании стремятся свести к минимуму нарушения техники безопасности. У нефтяников простой буровой при несчастном случае — минимум неделя, а один день стоит 8 млн рублей», — говорит Долгов. А у оператора, следящего за безопасностью сотрудников через видеокамеры, глаз замыливается через 20 минут.

Решения компании оказались актуальны и в текущей ситуации. С помощью компьютерного зрения можно, например, отслеживать социальную дистанцию или наличие средств защиты. VizorLabs разворачивает свои решение в Италии — европейский офис компании уже плотно работал с западными пользователями, когда началась пандемия. «Мы оперативно адаптировали нашу систему под нужды европейцев, обучили нейросеть на доступных видеоматериалах из больниц и через пару недель уже детектировали нарушения», — рассказывает Артем Дубинский, отвечающий за международное развитие VizorLabs.

Компания бесплатно предложила систему администрациям итальянских городов, чтобы справиться с распространением вируса на улицах, в транспорте и больницах. Потом систему VizorLabs стали использовать возвращающиеся к работе предприятия. «Малый бизнес — это 90% экономики Италии и других европейских стран. Им нужно было предложить простое решение, обеспечивающее безопасность сотрудников», — говорит Дубинский. Многие компании сначала узнавали о пользе системы VizorLabs через решение «анти-Covid», а позже внедряли компьютерное зрение для повышения промышленной безопасности и иных задач.

В России тоже есть спрос. Используя компьютерное зрение для санитарного контроля, компании, по мнению Долгова, быстро понимают выгоду и простоту подобных решений, начинают использовать технологию и для других задач. Например, в промышленности можно контролировать производственные процессы, в торговле — изучать поведение клиентов, в логистике — отслеживать разгрузку транспорта, людские потоки в аэропортах и на вокзалах.

А Владислав Чернышов из Dasha.ai отмечает, что ситуация побудила работодателей задуматься о мониторинге здоровья сотрудников. «Ущерб наносит любая эпидемия, даже грипп. Такое ощущение, что об этом никто раньше не думал. Эпидемия вскрыла эти проблемы и заставила работодателей за пару месяцев пройти путь, который в обычное время занял бы пару лет. Мониторинг здоровья сотрудников — теперь очевидный тренд».

Тренд:

По данным Global Workplace Analytics, в США количество удаленных сотрудников с 2005 года выросло на 173%. Рост интереса к удаленной работе со стороны компаний по всему миру — устойчивый тренд уже не первый год. В 2020-м из-за пандемии шанс «примерить» возможности удаленной работы представился даже самым консервативным в этом смысле компаниям.

Новые вызовы и ответ на них: 

Компания i-Sys, которая является «золотым» партнером Microsoft и разработчиком решений автоматизации бизнес-процессов, увидела повышение спроса на проекты организации удаленной работы сотрудников в том числе благодаря предложению от Microsoft о предоставлении бесплатной подписки на Microsoft Teams. «Для многих компаний переход на удаленную работу был стрессом. Если в IT-сфере это норма, то большинство компаний других индустрий не были готовы ни технически, ни организационно», — рассказывает Аркадий Золотовицкий, директор по развитию бизнеса i-Sys. По его словам, крупный и средний бизнес во многом был ориентирован на работу в офисах, исходя из этого строился подход к автоматизации и коммуникациям. Для малого бизнеса зачастую автоматизация процессов не первостепенна, большинство задач решалось при личном общении, что в условиях удаленной работы оказалось затруднительно.

В первую очередь компаниям понадобились инструменты для удаленных коммуникаций — звонки, встречи, обсуждения. В дальнейшем требовалось интегрировать в эти инструменты процессы постановки и контроля задач, согласования документов, удаленной поддержки сотрудников. «При этом руководители не готовы делать капитальные вложения в инфраструктуру и ПО — все ищут простые облачные решения, одним из примеров которых является Microsoft 365 и Teams», — объясняет эксперт. «Когда компании привыкают работать в новой парадигме, они начинают видеть и новые возможности для повышения эффективности работы. Скорость адаптации компании под изменяющиеся условия является залогом выживания и роста в наше турбулентное время. Поэтому многие компании заинтересованы во внедрении решений, которые можно быстро адаптировать под изменения без привлечения разработчиков, так называемые low-code-решения. И здесь наша платформа ZPlatform становится эффективным и недорогим решением данной задачи. Еще одним трендом является внедрение чат-ботов, обеспечивающих высокую скорость реакции на запросы клиентов и сотрудников, минимизируя привлечение внутренних ресурсов».

Компания Examus специализируется на прокторинге — системах, позволяющих следить за тестированием или экзаменом в онлайн-режиме, а также на повышении эффективности онлайн-обучения. «Количество запросов от заказчиков у нас выросло раз в 10 по сравнению с аналогичным периодом прошлого года», — рассказывает генеральный директор Examus Дмитрий Истомин.

Раньше их решением пользовались в основном «продвинутые» вузы — занимались обучением иностранцев или контролировали результаты обучения по своим программам в других вузах (проводили тесты и экзамены). Сейчас все вузы столкнулись с необходимостью провести сессию и приемную кампанию в онлайн-режиме.

Новая реальность: 

Что будет после пандемии? Истомин говорит, что сейчас главная задача для его клиентов — провести сессию. «Потом вузы выдохнут и начнут принимать стратегические решения. Если считать совокупные затраты, то экономия настолько сильная, что экономика должна победить», — уверен генеральный директор Examus.

«Руководители видят, что, применяя правильные инструменты, перестроив процессы и выработав новые рабочие привычки у сотрудников, их компании могут быть эффективны, а встроенные в платформы инструменты аналитики позволяют в ежедневном режиме оценивать и контролировать эффективность», — говорит Аркадий Золотовицкий. Он прогнозирует, что изменятся понятия рабочего места и рабочего времени. Опрос сотрудников и клиентов компании i-Sys показал, что 80% сотрудников хотели бы иметь возможность работать удаленно, даже притом, что 70% отметили, что работают дольше, чем в офисе. «В целом пересматривается понятие офиса. Многие компании задумались о переводе офисов в концепцию ABW (Active based working), что вместе с возможностью удаленной работы может стать дополнительным конкурентным преимуществом работодателя», — отмечает эксперт.

«Настройка продуктивной и эффективной цифровой коммуникации сегодня стала первоочередной задачей любой компании. Ведь сотрудники и их взаимодействие — это ключевой элемент, «сердце» любого бизнеса. Потребность в надежных инструментах для удаленной работы продолжает расти, и, вероятнее всего, останется актуальной и в будущем, так как за это время произошло переосмысление обычных порядков работы и жизни. И ключевое — быть гибкими и уметь быстро перестраиваться как компании в целом, так и каждому из нас», — уверена Кристина Тихонова, президент Microsoft в России.

В компании принципы продуктивной удаленной работы давно развиты: все являются постоянными пользователями Teams и привыкли к проведению виртуальных собраний, конференций и личных встреч. Но несмотря на это, адаптироваться к текущей ситуации тоже было сложно. По мнению Кристины Тихоновой, когда на глобальном уровне меняется сама суть взаимодействия между людьми, самое важное — обеспечить поддержание внутренней культуры, которая позволит каждому сотруднику раскрыться и быть эффективным. У цифровой коммуникации есть свои особенности. В Microsoft, например, полностью перестроили ритм внутренних коммуникаций — сделали его более частым и коротким, встроили ежедневные короткие 1:1 встречи, значительно нарастили частоту коммуникаций на всех сотрудников, создали цифровое пространство, где они могут делиться чем-то личным, пересмотрели методы поддержки их эмоционального здоровья, начали проводить онлайн-вечеринки и кулинарные тим-билдинги, организовали обучающие эфиры для детей сотрудников. «Мы бы хотели помочь и другим компаниям в этих сложных обстоятельствах, предоставляя комплексную поддержку и делясь собственным опытом. Мы запустили горячую линую на русском языке и предлагаем различные опции бесплатного использования Teams. Также мы представили ресурс, где делимся лучшими практиками, советами и инструкциями по продуктивной организации цифровых коммуникаций. Любой кризис рано или поздно заканчивается. Самое главное — понять, какие уроки он нам преподнес, и уже сегодня подготовиться к завтрашнему дню. То, чему все мы научимся сейчас, как будем строить коммуникации и как использовать наши технологические возможности, поможет нам выстроить принципы эффективности и продуктивности в новой бизнес-реальности», — отмечает Кристина Тихонова.

Тренд: 

По мере цифровизации все большего количества отраслей и сфер жизни растут и риски в сфере кибербезопасности — по данным PwC, несколько последних лет киберугрозы, по мнению опрашиваемых руководителей компаний, входят в топ-3 рисков для непрерывности бизнеса. Рынок сервисов кибербезопасности растет теми же темпами, что и рынок цифровых решений для бизнеса. Эксперты Accenture осенью 2019 года прогнозировали, что к 2021 году объем мирового рынка информационной безопасности увеличится на 66% и составит $202 млрд. При этом совокупный мировой ущерб от кибератак может вырасти к 2021 году на 39%, до $2,1 млрд.

Новые вызовы и ответ на них: 

«Еще в начале года никто не ожидал такого массового перехода на удаленную работу», — говорит Вячеслав Максимов, технический директор компании «Информзащита», системного интегратора со специализацией на информационной безопасности. Как рассказывает Максимов, многие бизнесы, оказавшись в условиях удаленной работы, столкнулись с необходимостью организации надежного и безопасного удаленного доступа к внутренней инфраструктуре. И многие оказались не полностью готовы. С технической стороны, ключевыми проблемами стали недостаточная пропускная способность интернет-каналов и сетевого оборудования, малая мощность терминальных серверов, размытие периметра.

Компьютеры пользователей раньше находились внутри доверенной сети компании, а теперь — в малозащищенных домашних сетях. Чем это грозит? Возрастают риски утечки конфиденциальных данных, компрометации данных и информационных систем. «Подавляющее большинство компаний справились с возникшими проблемами и обеспечили возможность удаленной работы, масштабировав уже применяемые решения. Но в сложившихся условиях скорость была гораздо важнее надежности и безопасности. Постоянное решение требует переоценки рисков, внедрения дополнительных систем и средств защиты. А на это нужно время, которого просто не было», — говорит Максимов.

Александр Беленький, директор департамента по работе со средними и малыми организациями и партнерами Microsoft в России, приводит данные исследования компании Wrike: 41% удаленных работников получают доступ к конфиденциальной рабочей информации, используя незащищенные персональные устройства. Решить проблему защиты данных при удаленной работе позволяют продукты, которые обеспечивают управление системой обеспечения безопасности и доступа пользовательских устройств в сети, такие как, к примеру, Microsoft Enterprise Mobility + Security.

По мнению эксперта, целенаправленные атаки, основанные на принципах социального инжиниринга (фишинг), по-прежнему остаются одним из самых больших рисков для организаций. «Из-за текущей ситуации в мире наши почтовые ящики, телефоны, телевизоры и новости полны сообщениями о COVID-19, и злоумышленники этим пользуются. Они знают, что многие сотрудники переходят по ссылкам не глядя. Поэтому сейчас наблюдается рост успешных атак с применением фишинга и социальной инженерии. Злоумышленники добавляют ключевые слова, связанные с COVID-19, в уже существующие кампании, включая вымогательские программы, фишинг и другие механизмы распространения вредоносных программ».

Как показало недавнее исследование Microsoft и TAdviser, с целенаправленными кибератаками столкнулись 39% компаний сектора СМБ. «Встроенное в Microsoft Office 365 решение Advanced Threat Protection имеет прогрессивные методы отслеживания борьбы и с фишинговыми атаками. К примеру, оно может отмечать подозрительные паттерны с помощью алгоритмов машинного обучения, а также позволяет системным администраторам производить симуляцию атак, чтобы учитывать варианты реагирования сотрудников на подобные сообщения, — отмечает Александр Беленький. — Очень важно проводить обучающие тренинги по информационной безопасности для повышения цифровой грамотности сотрудников, тем самым снижая риски утечки из-за человеческого фактора».

Новая реальность: 

По словам Максимова из «Информзащиты», создание безопасного доступа при удаленной работе станет одним из трендов. Раньше для многих организаций удаленная работа была скорее исключением: человек мог работать из командировки или иногда из дома. Но из-за вынужденного полномасштабного режима удаленной работы компании оценили плюсы такого формата и стали задумываться о возможности работы хотя бы части сотрудников удаленно при обеспечении безопасности данных.

Александр Ермаков, управляющий партнер Awara IT, отмечает, что использование все большего количества цифровых решений в разных отраслях тоже обостряет вопрос кибербезопасности: «Одно дело, когда компания эпизодически использует какое-либо решение, и совсем другое дело, когда это решение становится неотъемлемой частью критического бизнес-процесса. Именно сейчас и проявились в полной мере все недостатки безопасности многих систем, что отнюдь не сказалось положительно на доверии к ним рынка. Именно поэтому для компании Microsoft на первый план выходит безопасность бизнес-приложений — корпорация очень много инвестирует сейчас именно в кибербезопасность».

Вячеслав Максимов из «Информзащиты» добавляет, что за последние годы у руководителей компаний существенно вырос уровень осведомленности в области информационной безопасности, уровень понимания необходимости системного обеспечения защитных мер. Существенно вырос и спрос на специалистов по информационной безопасности: они стали острым дефицитом на рынке труда. Это обуславливает еще один тренд — рост востребованности профессиональных сервисов по информационной безопасности, передачи на аутсорсинг функций, требующих глубоких компетенций в предметной области.

По словам Александра Беленького, из-за невероятной скорости произошедших изменений многие компании просто не успели принять необходимые меры защиты. На помощь приходят готовые решения — к примеру, Microsoft и «Информзащита» предлагают виртуальный облачный Security Operation Center (SOC) на базе Microsoft Azure Sentinel, который включает в себя не только инновационную технологическую платформу, но и сервисы по мониторингу и реагированию на инциденты от экспертов. У облачного SOC есть несколько плюсов: он не требует покупки дополнительной аппаратной инфраструктуры, ее внедрения и развертывания. Организации, которые занимаются предоставлением услуг по информационной безопасности, настраивают его под политики безопасности заказчика. Помимо этого, у организации отпадает необходимость искать и нанимать дополнительных экспертов по защите данных.

«Интеллектуальные возможности, встроенные в решения Microsoft Security, обучены на основе 8 трлн сигналов об ежедневных угрозах, а также на знаниях 3500 экспертов по безопасности. Специально разработанные алгоритмы и модели машинного обучения ежедневно изучают миллиарды запросов. Благодаря этому решения Microsoft Security помогают выявлять угрозы и реагировать на них на 50% быстрее, чем это было возможно всего 12 месяцев назад. Сегодня решения Microsoft Security способны автоматизировать 97% рутинных задач, которые отнимали у специалистов по безопасности ценное время еще два года назад», — отмечает Александр Беленький.

Станут ли компании меньше тратить на информационную безопасность из-за кризиса? По словам Вячеслава Максимова, сокращение бюджетов и отказ от каких-то дорогостоящих решений возможен. Но он приводит в пример кризис 2014 года: подразделения по информационной безопасности это затронуло в меньшей степени. «Во время кризисов возрастают риски, а такие подразделения как раз с рисками борются», — говорит Максимов.

Тренд:

В середине 2010-х все надеялись, что VR-технологии совершат революцию. В 2014-м Facebook купил производителя виртуальных шлемов Oculus за $3 млрд, над своими решениями работали Google, Samsung, HTC. Этой технологии рисовали большие перспективы как для обычных людей, так и для бизнеса. Так же как и дополненной реальности, AR. По прогнозу Gartner, в 2020 году 100 млн покупателей уже должны были покупать товары с помощью AR-технологий в онлайне или в физических магазинах. Что в бизнесе? В 2019 году Microsoft представила уже второе поколение носимых голографических компьютеров — очки смешанной реальности HoloLens 2, которые могут использоваться в промышленности, медицине и многих других областях.

Новые вызовы и ответ на них:

Отказ от командировок, сложности в организации совместной работы и обучения персонала — все эти проблемы в теории можно решить с помощью VR/AR-технологий. Денис Захаркин, генеральный директор компании VR Concept, которая разрабатывает VR-решения для коллективной работы с 3D-моделями в виртуальном пространстве, говорит, что обращений стало кратно больше, хотя продажи пока не выросли. Заказчики VR Concept — крупные компании, для внедрения VR-решений нужно пройти тендеры, инвестиционные комитеты, а это занимает время.

Как рассказывает Захаркин, их VR-решением стали интересоваться не только промышленные компании, но еще и медики, и организаторы выставок, и государственные организации. И хотя решения VR Concept — это софт, для его использования нужна инфраструктура — как минимум VR-шлемы, а это дополнительные затраты. Тем более сейчас цифровизация соперничает в строках бюджета с маркетингом и другими расходами.

Основатель Next Space Александр Лавров тоже отмечает рост интереса к VR у новых клиентов — со стороны компаний в сфере недвижимости, нефтяных и других производственных компаний. «Многие производства продолжают функционировать, но в связи с карантином появилось много ограничений. В частности, на очное обучение. Компании резко захотели VR-тренажеры. Часть персонала не может ездить, а учить всех нужно», — говорит Лавров. По его словам, сейчас за тему VR активно взялись даже те, кто раньше мало ею интересовался. В сфере недвижимости он отмечает рост спроса на 3D-панорамы объектов и VR-технологии, которые можно было бы использовать на этапе продаж дистанционно.

Еще один феномен пандемии — многие стали интересоваться виртуальными музеями. «Многие люди, которые даже не ходили раньше на выставки, стали смотреть их онлайн, чтобы как-то разнообразить рутину. Посещаемость выросла раза в три. Это по всему миру происходит», — говорит Лавров. Он уверен, что и в дальнейшем потребление будет выше, чем до пандемии: во-первых, у людей уже выработается привычка, а во-вторых, многие только в самоизоляции узнали о существовании такого контента.

Новая реальность:

Анна Кулашова, директор департамента по работе с крупными организациями и партнерами Microsoft в России, отмечает, что очень часто, когда речь заходит о цифровизации рабочего места, многие представляют себе исключительно офисных сотрудников. Если же речь заходит о производстве, то обычно дальше, чем обучение сотрудников в удаленном режиме через корпоративные университеты, дело не идет. Но этим возможности цифровизации рабочего места на производстве не ограничиваются. «Уже сегодня существует множество инновационных решений и технологий, позволяющих обеспечить продуктивность и безопасность сотрудников. Это умные каски и другие средства защиты, всевозможные системы современной робототехники, например экзоскелеты, и многое другое — спрос на такие решения будет расти. Если говорить о программном обеспечении, то, например, Microsoft 365 предоставляет организациям, в том числе их сотрудникам на производстве, необходимые для работы инструменты, которые отвечают всем необходимым требованиям информационной безопасности. А платформа Microsoft Teams позволяет наладить эффективную коммуникацию на производстве».

По мнению эксперта Microsoft, говоря о цифровизации рабочего места, нельзя не затронуть кадровый вопрос. Очень непросто, особенно в условиях удаленной работы, привлекать, обучать, мотивировать и удерживать сотрудников. И в этом контексте современные технологии, в том числе VR/AR, играют существенную роль, так как наряду с переосмыслением бизнес-процессов и перераспределением ролей позволяют привлекать и эффективно обучать новое поколение сотрудников.

С ней согласен и Денис Захаркин из VR Concept. Он отмечает, что технология VR помогает сократить командировки и снизить потребность в очном обучении. С помощью VR можно минимизировать число контактов, не нужно отвлекать опытных сотрудников для обучения стажеров: новички могут пройти VR-обучение и выйти на производство уже подготовленными. «Сейчас количество заявок от больших компаний растет. Почти каждый день приходят запросы о стоимости внедрения», — говорит Захаркин.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+