У Nestle серьезный опыт в разработке и коммерциализации растительных альтернатив традиционным продуктам животного происхождения. Это основное направление разработок для восьми R&D-центров компании, отмечали представители Nestle, комментируя коллаборацию с Merit и Burcon. И Nestle не одинока — все гиганты пищевой индустрии внимательно следят за трендами и активно инвестируют в фудтех. Иначе завтра можно перестать быть гигантами.
Стимулы роста
Потребительские привычки в сфере еды за последнее десятилетие кардинально изменились. Этому способствует как бурное развитие технологий (и в сфере производства еды, и в сфере логистики), так и растущий интерес к здоровому образу жизни и забота об экологии. Часто покупка растительных аналогов мяса или молока для покупателей, далеко не все из которых веганы и приверженцы ЗОЖ, является демонстрацией социальной ответственности. Дело не только в заботе о животных. При производстве и доставке таких продуктов до потребителя тратится меньше энергии и воды, происходит меньше вредных выбросов в атмосферу.
Прорывные изменения в индустриях всегда привлекают инвесторов — на рынке фудтеха случился настоящий бум. По данным Digital Food Lab, с 1998 года в сфере связанных с едой технологий выросло 33 «единорога» (так называют технологические компании, оцененные инвесторами более чем в $1 млрд). За это время они в совокупности привлекли $26,6 млрд. Более 60% этих средств, $16,2 млрд, инвесторы вложили за последние два года.
Существенная часть инвестиций приходится на проекты в сфере доставки еды из магазинов и ресторанов. Крупнейшие раунды инвестиций в сфере фудтеха, по данным Crunchbase, именно в этом сегменте — индийский сервис еды из ресторанов Swiggy привлек $1 млрд от Prosus & Naspers, американская онлайн-платформа для доставки Instacart — $600 млн от D1 Capital Partners, а ее британский конкурент Deliveroo — $575 млн от Amazon.
Буквально за несколько лет американские Uber Eats и DoorDash, немецкая Delivery Hero, британская Deliveroo, индийские Zomato и Swiggy, бразильский iFood, по сути, поменяли принципы работы ресторанов с клиентами во всем мире: заказ еды через приложение в смартфоне, большая сеть курьеров и быстрая сеть доставки позволяют потребителям заказывать еду не выходя из дома, а ресторанам — увеличивать число клиентов в разы.
Появились принципиально новые бизнес-модели — dark kitchen, или рестораны, работающие без зала для посетителей (сейчас так работают не только стартапы: даже McDonalds решил разделить потоки обычных посетителей и курьеров, забирающих онлайн-заказы), и dark stores — склады с продуктами, где формируются онлайн-заказы.
Анализ топ-10 крупнейших инвестиционных раундов в фудтехе показывает также интерес инвесторов к производству и логистике органических продуктов (китайский сервис Meicai, помогающий фермерам поставлять еду напрямую в рестораны, привлек $250 млн от Tiger Global), к растительным альтернативам (Impossible Foods, производитель растительного мяса, получил $330 млн от Temasek Holdings и Horizons Ventures; $220 млн в январе 2020 года было инвестировано в компанию Califia Farms, производителя молока из овса, миндаля и сои).
Сегмент создания альтернатив достаточно обширен. Аналитики J. P. Morgan прогнозируют, что через 15 лет этот рынок достигнет отметки $100 млрд. Предпосылки есть: уже сейчас растительное молоко занимает 13% на полках магазинов в США, а продажи альтернативного мяса увеличиваются на 25% в год, притом что рынок обычного мяса растет всего на 6%.
По данным исследовательской компании Euromonitor, объем индустрии альтернативного мяса к 2023 году составит почти $23 млрд. По мере развития технологий появилась возможность создавать растительные аналоги со вкусом. А культивируемое мясо из пробирки, выращенное из стволовых клеток животного, становится все дешевле (в первом успешном эксперименте в 2013 году мясо получалось слишком дорогим — бургер обошелся в $300 000). Аналитики из FAIRR предсказывают, что в 2025 году альтернативы отвоюют себе 10% мясного рынка, а к 2040 году на долю традиционного мяса и вовсе будет приходиться всего 40% рынка.
Меню возможностей
Для того чтобы заработать на перспективном направлении еды будущего, необязательно быть крупной корпорацией или профессиональным венчурным инвестором. В декабре 2019 года Сбербанк Private Banking запустил индекс Solactive SPB FoodTech Index на базе международной платформы Solactive. Это уже второй индекс от Сбербанк Private Banking, основанный на глобальных мегатрендах. «Тематические инвестиции позволяют вкладывать деньги в то, во что ты веришь. Мы ищем такие тематики, которые соответствуют не сиюминутной моде, а мегатрендам, и могут показать доходность выше рыночной. Индустрия фудтеха — одна из таких тем. Драйверы ее роста — изменение потребительских привычек, развитие технологий, ESG-фактор — то есть тренд на социальную и экологическую ответственность как потребителей, так и производителей, регулирование», — говорит Евгения Тюрикова, глава Sberbank Private Banking.
Для создания Solactive SPB FoodTech Index были отобраны акции глобальных компаний, ведущих деятельность в области фудтеха или активно развивающих это направление. В индекс входят только публичные компании, капитализация которых превышает $2 млрд, а 30-дневный торговый оборот — от $10 млн.
Индекс разработан на основе методологии инвестиционной команды Sberbank Private Banking, учитывающей перспективы развития продовольственных технологий компаний, а также их влияние на бизнес-модель, ликвидность и капитализацию компаний.
Так, конкретно для Solactive SPB FoodTech Index интересен не весь универсум фудтеха, а лишь три его подсегмента: производство альтернативного мяса и других белковых продуктов неживотного происхождения; производство и логистика продуктов питания; торговые сети и логистика. «На наш взгляд, именно в этих секторах фудтеха сейчас происходят самые значительные изменения. Доставка готовой еды, безусловно, развивается очень бурно, но тренд появился относительно недавно, и пока в этом секторе не так много публичных компаний, которые отвечают нашим критериям включения в индекс», — объясняет Евгения Тюрикова. В методологии предусмотрен и скоринг влияния фудтеха на бизнес-модель компании.
В итоге в индекс входят 15 глобальных компаний с равной долей в индексе. Это и самый яркий вышедший на IPO стартап в сфере фудтех производитель растительного мяса Beyond Meat, и традиционные производители пищевых продуктов, и ретейлеры.
Например, уже упоминавшаяся вначале Nestle. Корпорация активна не только в R&D за счет собственных разработок, но и в венчурных инвестициях в фудтех. Совместно с Angel Ventures она создала венчурный фонд на $100 млн для инвестиций в фудтех-стартапы, а также запустила инновационное подразделение в Израиле, где много стартапов в данной сфере. В ассортименте компании уже есть пирожки и бургеры на основе гороха, сои и пшеницы, фарш и другие готовые блюда. Разработаны молочные продукты на основе гороха и овса, сливки на основе миндаля, кокоса и овса, смеси для кофе на растительной основе, линейка немолочного мороженого. Несколько месяцев назад было объявлено о запуске колбас на растительной основе в Европе и США (бренды Garden Gourmet и Sweet Earth Foods), которые даже по текстуре напоминают мясные аналоги и могут заменить их на барбекю.
Tyson Foods, тоже входящая в индекс, — один из крупнейших в США производителей мяса. Компания сначала инвестировала в стартап Beyond Meat, а потом решила самостоятельно производить растительное мясо под брендом Raised & Rooted. Россиянам знакомы продукты Danone на основе растительного сырья под брендом Alpro — акции компании тоже в индексе. Корпорация открыла уже два исследовательских центра в США и Бельгии, чтобы разрабатывать растительные альтернативы традиционным продуктам, а через специально созданное подразделение Danone Manifesto Ventures инвестирует в стартапы, связанные с едой будущего. И это необязательно производство растительных альтернатив. В феврале 2020 года, например, она вложилась во французскую компанию Phenix, чьи разработки связаны с поиском решений для сокращения количества пищевых отходов. Есть в индексе и акции Tesco: продвинутый британский ретейлер в июне 2019 года заявил о планах расширить ассортимент продуктов на основе растительного протеина с текущих 32 позиций до 300. Инвесторы отреагировали молниеносно — стоимость акций тогда подскочила на 4%.
В индексе больше всего американских компаний (60%), также есть Великобритания, Китай, Швейцария и Франция. По валютам диверсификация соответствующая — 66,7% приходится на доллары США.
Россия в тренде
А тем временем мировые тренды в сфере еды набирают обороты и в России. Правда, пока их продвижение чаще заметно в Москве, Санкт-Петербурге и еще нескольких крупных городах. В 2016 году Mail.Ru Group купила стартап Delivery Club, тем самым начав активную экспансию на рынок доставки еды. В 2018-м конкуренцию решил составить «Яндекс», который на базе сервиса FoodFox создал службу доставки «Яндекс.Еда».
В последние три года появились и российские стартапы в сфере dark kitchen — проекты «Кухня на районе», «Варламов есть», «Dostaевский», к рынку стали приглядываться крупные ресторанные сети. Начал формироваться и рынок доставки продуктов из магазинов. Сейчас подобные сервисы есть почти у всех крупных ретейлеров, у интернет-магазина Ozon и даже у «Сбербанка».
Над альтернативами традиционным мясу и молоку в России тоже работают. В декабре 2017 года производитель соков «Сады Придонья» первым в нашей стране запустил массовый выпуск растительного молока под брендом Nemoloko. Такое же «молоко» делает производитель снеков Bite, но производство находится в Европе. С ноября в розничной продаже появилось растительное мясо от самого известного мирового производителя Beyond Meat, в ресторанах его можно было отведать и ранее. Эксперименты с искусственным мясом тоже начались — в сентябре 2019 года представители «Очаковского комбината пищевых ингредиентов» объявили, что им удалось создать первое в России мясо из пробирки. Правда, о массовом производстве речь пока не идет.
Сервисы в сфере фудтеха быстро изменили жизнь людей, облегчив привычные процессы. С сегментом новых продуктов изменения тоже начались — огромный успех Beyond Meat это демонстрирует. Будущее еды за ними. Ведь фудтех — история не только про удобство и здоровье. Согласно прогнозам, к 2050 году население планеты может увеличиться на 2–3 млрд человек, которых надо будет чем-то кормить. И новые технологии в производстве еды, поиск альтернатив существующим продуктам могут решить эту глобальную проблему.
Больше информации — в специальном разделе «Инвестиции со смыслом»
*На правах рекламы